В последние дни автор общался с дизайнерами больше, чем за всю предыдущую жизнь. И вот почему. В прошлую пятницу макеты рабочих вариантов логотипа Лиги – шесть картинок – попали на страницы «СЭ». Там было разное, но один вариант меня особенно заинтересовал.
https://twitter.com/AlexeyKowalev/status/985895724549332994
Я связался с Давидом Галфаяном, дизайнером-иллюстратором, участвовавшим в различных культурных проектах города Москвы.
– Что это? – спрашиваю.
– Знаю, знаю! – закричал в трубку Давид. – Это мексиканец в сомбреро, едущий на велосипеде. Вид сверху. Понял?!
В этот момент (возможно, впервые в истории) журналист не понял художника. Но родилась не дававшая покоя мысль.
«Как же так, – думал я. – Интеллектуальная собственность… А какой-то чикано на неоднозначном транспортном средстве с необычного ракурса… Нехорошо».
***
Ранним утром понедельника подоспела другая весть.
Представлен рабочий вариант нового логотипа РФПЛ
«Российская футбольная премьер-лига совместно с дизайн-студией Артемия Лебедева представили рабочий вариант нового логотипа турнира».
Далее – сопровождающая записка от дизайн-студии: «Для конкурса студия разработала логотип, в основе которого архетипичный символ России – медведь с горящими от страсти глазами. Медведь вписан в пятиугольник классического футбольного мяча и выполнен в цветах российского флага – красном и синем, – которые пересекаются и символизируют соревновательный дух, присутствующий в любом спорте, а особенно в футболе. Это начало большой и приятной работы».
Видимо, раньше была маленькая и неприятная. По информации телеграм-канала K-On-Off, лига заплатила за проект от 4 до 6 миллионов рублей. Копейки, по нынешним временам. Но хочется спросить: чем хуже был мексиканец?
Пришлось писать Никите Трепцову, дизайн-консультанту студии Future History, арт-директору редизайна издания Inc.russia. В ответ получил историю о звере в футбольном мире.
«Сейчас мишка может быть логотипом и хоккейного клуба, и новой e-sport команды, – писал Никита. – Конечно, он (медведь) напоминает сегмент футбольного мяча, но решение выглядит торопливым и притянутым за уши. Кстати, зачем зверю уши? Без них форма была бы проще, а логотип остался бы узнаваем. Кроме того, в презентации логотип имеет легкую анимацию, которая сильно напоминает эффект, используемый в фирменном стиле АПЛ.
Вообще неясно, откуда в логотипе появился медведь: в отличие от англичан-львов, российский футбол с медведями не отождествляют. Медведь – сильный зверь, жесткий, порой агрессивный, но в связке с Россией он дает слишком много поводов для шутки. Также неясно, зачем вообще лиге нужен логотип-маскот? У топовых футбольных лиг мы не найдем множества примеров использования животных.
Сегодня футбол становится спортом, на который ходит вся семья. Не уверен, что цветовое решение и агрессивные формы создают в этой ситуации правильные коннотации.
На месте специалистов, работавших над логотипом, я бы вернулся начал все по новой. Это рабочий вариант, напоминающий работы студентов на курсе графического дизайна. О варианте со спутником можно просто не говорить».
***
Да, в свежеобновленном разделе «Процесс» на сайте дизайн-студии Артемия Лебедева есть еще и спутник. О котором мы поговорили с другим экспертом, экс-арт-директором креативного агентства BBDO на проектах по взаимодействию со спортивными брендами Петром Фроликовым.
– Идея нравится, – заметил Петр. – Пусть это снова игры в советские символы и заслуги прошлого. Хочется дожать этот вариант основательной шрифтовой работой. Текущий шрифт, наверное, более уместен для оформления сайтов, чем применим к индивидуальному стилю.
В футбольной лиге знак не должен быть слишком модным, хорошо как раз опираться на традиции. Такой логотип провисит лет 10 и будет смотреться нормально. А модный устареет и станет выглядеть нелепо.
– А медведь?
– Медведь, честно говоря, очень надоел. Да и не вяжется он с футболом в силу скоростных качеств. Короче, не надо медведя, хватит играть в напускную агрессию.
***
Последний разговор состоялся с Ольгой Сень, основателем и арт-директором студии Pixies.
– Идея с фрагментом футбольного мяча – хорошая, – полагает Ольга. – Но этот фрагмент не узнается из-за слабой реализации. 3D эффект мешает восприятию. Исполнение могло бы быть более знаковым, качественным. Символ медведя для широкой аудитории – понятная ассоциация с Россией. Чемпионат интересен большому количеству людей, не только фанатам. Самому турниру все будут радоваться: и дети, и старики, и ярые болельщики. Поэтому мишка вполне подходящий символ.
Ну, раз девушку не пугают медведи, наверное, все нормально. Главное – чтобы футболисты не боялись.
Фото: Студия Артемия Лебедева
* Соцсеть, признанная в России экстремистской
Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.