live
16:15 Футбол. Лига Наций. Швейцария - Бельгия [0+]
16:15
Футбол. Лига Наций. Швейцария - Бельгия [0+]
18:15
Тотальный футбол.
19:15
Новости.
19:20
Хоккей. КХЛ. Прямая трансляция. ЦСКА - "Слован" (Братислава)
21:55
Новости.
22:00
Все на футбол!.
22:35
Футбол. Лига Наций. Прямая трансляция. Германия - Нидерланды
00:40
Все на Матч!.
01:40
Следж-хоккей. Международный турнир "Кубок Югры". 1/2 финала. Трансляция из Ханты-Мансийска. СХК "Феникс" (Московская область) - Сборная Японии [0+]
03:15
Следж-хоккей. Международный турнир "Кубок Югры". 1/2 финала. Трансляция из Ханты-Мансийска. СХК "Югра" (Ханты-Мансийск) - СХК "Удмуртия" (Ижевск) [0+]
04:55
Спортивный календарь. [12+]
05:00
Команда мечты. [12+]
05:30
Безумные чемпионаты. [16+]
06:00
Заклятые соперники. [12+]
06:30
Жестокий спорт. [16+]
07:00
Новости.
07:05
Все на Матч!.
08:55
Новости.
09:00
Футбол. Лига Наций. Андорра - Латвия [0+]
11:00
Тотальный футбол. [12+]
12:00
Новости.
12:05
Все на Матч!.
12:35
Футбол. Лига Наций. Болгария - Словения [0+]
14:35
Новости.
14:45
Футбол. Лига Наций. Чехия - Словакия [0+]
Футбол

«Однажды забыл выключить микрофон – и весь стадион услышал мат». Дикторы на стадионах РПЛ – кто они?

19 октября 17:30
«Однажды забыл выключить микрофон – и весь стадион услышал мат». Дикторы на стадионах РПЛ – кто они?
Евгений Кириллов / Фото: Личный архив Евгения Кириллова
Вы их слышали, но не видели. Дикторы «Локомотива», ЦСКА и «Зенита» рассказывают о себе и своей работе.

Еще в 7 классе решил, что хочу связать свою жизнь с журналистикой. Начал снимать репортажи с матчей «Локо» для сайта болельщиков. Клуб тогда давал аккредитацию, мы и сейчас остаемся лояльными к сообществам болельщиков. Так я познакомился с ребятами из пресс-службы, полтора года выдавал манишки фотографам. Бесплатно, просто хотел быть ближе к клубу. Потом мне предложили заняться соцсетями «Локомотива», стал полноценным сотрудником клуба.

Первый дикторский опыт у меня случился на матче молодежек, играли «Локомотив» и «Зенит» в Перово. Народу было немного, но меня серьезно потрясывало. Помню, назвал Александра Довбню Довбнёй. А еще очень смешно объявлял тех, кто выходит на замену. В молодежке был футболист Нозим Бабаджанов. Я разогрелся, почувствовал уверенность, громко и протяжно объявляю: «На за-а-а-амену выходит Нози-и-и-и-им Бабаджанов». Через пару минут коллеги пишут: «Зачем ты Бабаджанова, как Месси, объявляешь?»

Потом освободилось место диктора в первой команде. Меня послушали на пустом стадионе, дали несколько советов: «здесь надо более четко», «здесь помедленнее», «здесь нужна другая подача». Дебютировал в кубковом матче с «Амкаром». Справился без ляпов, но это точно нельзя назвать выдающимся опытом. Жутко волновался, и я прекрасно понимаю людей, которые потом жаловались в комментариях, просили вернуть старого диктора. Даже сейчас нервное состояние перед вступительным словом не прошло. Очень часто оно смешивается с переживанием за результат. Я ведь и болельщик еще. Даже, наверное, прежде всего.

Приезжаю на стадион примерно за 4 часа, чтобы выполнить свою работу по диджитал-направлению. Ведем прямые эфиры в социальные сети, пытаемся получить какие-то слова от игроков перед матчами. Людям нравится, это сокращает дистанцию между ними и командой.

Самый крутой момент в карьере – чемпионский матч с «Зенитом». Эмоций от того дня точно хватит на несколько лет. С утра в голове абсолютная каша, не смог поспать ночью. Мы очень долго к этому шли: барахтались в середине таблицы, завоевывали какие-то кубки [России], даже в Лиге Европы играли, но все это не то.

За несколько дней до встречи с «Зенитом» предложил руководству объявить состав, находясь на поле. Приблизительно представлял атмосферу перед игрой, знал, что будет солд-аут. Это всегда очень эмоционально, но в чемпионском матче, да еще с поля… Дикий мандраж перед игрой, снимают со всех камер, меня показывают на табло, на трибунах огромное множество друзей, знакомых, любимая девушка… Попытался отключиться от всего этого и начал работать.

В тот день по-особенному объявлял игроков. Например, не Антон и Алексей Миранчуки, а «Антоша» и «Леша», не Гилерме, а Гиля, и так далее. Мне кажется, это правильно, так пропадает грань между болельщиками и командой. Хотел показать, что играть будут наши простые парни, с которыми мы вместе прошли весь сезон, и сейчас, перед решающим шагом, мы все одно целое – «Локомотив».

У всех нервы на пределе. Кто-то не выдержал и активировал красно-зеленый серпантин после гола, который через пару секунд отменили из-за офсайда. Когда забил Эдер, я не поверил этому. Когда он выходил на замену, помню, удивился: «Почему он?! Он ведь очень редко забивает». Через несколько минут я пять раз прокричал его фамилию в микрофон.

Перед этим немного подшутил над коллегой из Санкт-Петербурга. После гола он всегда акцентировано повторяет: «Зенит», «Зенит», «Зенит». Это жутко бесит, когда ты сидишь на стадионе в Питере, твоей команде забили, и еще это объявление: «Зенит», «Зенит», «Зенит». Когда Эдер забил чемпионский гол, то я начал объявлять: «Мяч в ворота команды «Зенит», «Зенит», «Зенит»…» Потом выдержал паузу, чтобы наши ребята посмеялись, а зенитовцы посвистели, и объявил автора.

В концовке принял обычный свисток судьи за финальный и объявил «Локомотив» чемпионом за 30 секунд до чемпионства. Рука на курке, сами понимаете. Арбитр свистнул какой-то непонятный фол в центре поля, я потом несколько раз пересматривал, вот зачем? Еще причем так громко и акцентировано. Хотя, конечно, это моя вина: не выдержал и начал орать. Было очень неловко осознавать, что объявил преждевременно, но потом никто не ругал. Да, мой косяк, надо мной долго все шутили, но без негатива. Все понимали уровень напряжения. Затем все воспоминания слились в одно – все обнимаются, поцелуй газона, на глазах слезы… Слова «Кубок чемпионов вручается капитану «Локомотива» еле смог договорить на одном вдохе. Как оказался на рекламном борту перед Южной трибуной, вообще не помню, но эмоции точно сохранятся навсегда.

Не считаю себя профессиональным диктором, но мне нравится этим заниматься. Если ребенок или взрослый, который первый раз пришел на футбол, получит заряд, в том числе от моей деятельности, и потом вернется на стадион, значит, я работаю не зря. При этом очень важно не устраивать из работы диктора бенефис, он не должен отвлекать внимание от игры любимой команды. У нас в клубе на матчах задействовано много людей, и без них не было бы возможно все то, что мы сейчас делаем для болельщиков.

Открыть видео

Кстати, хотел бы поддержать Макса Орлова. Мне непонятно, почему его уволили, зачем «Спартак» решил изменить формат. На мой взгляд, «Спартак» – единственный клуб в лиге, помимо нас, у которого диктор пробует делать что-то необычное перед игрой. Он не был абстрагирован, здорово взаимодействовал с аудиторией, являлся своим парнем для болельщиков. Пожалуй, единственный диктор в РПЛ, чью работу лично мне было интересно наблюдать.

Записал Егор Кузнец 

Занимался хоккеем, футбол в моей жизни появился потом – вместе с работой. Играл в одной из московских школ. Ничего выдающегося не показывал, еще и начались травмы. В итоге ушел в судейство. Часто бывал в «Лужниках» на хоккейном «Динамо». Однажды пресс-атташе стадиона познакомил меня с нашим великим диктором Валентином Валентиновым. Он работал на Олимпиаде 1980 года, 38 лет был голосом «Лужников». В течение двух лет он со мной занимался, кроме того, я ходил на курсы к одному из лучших специалистов России по технике речи Эльвире Кислицыной.

Начал работать на матчах хоккейного «Спартака», помню совсем молодого Ковальчука. Уже тогда выделялся, был лидером команды. Затем меня позвали в футбольный ЦСКА – это был 2001 год. Когда поступило предложение от пресс-атташе клуба Сергея Аксенова (очень ему за все благодарен), были сомнения. Тогда диктором у клуба был Николай Чигирин. Я не хотел приходить на чужое место, но мне сказали: «Мы хотим проводить его на пенсию. Нужно омоложение». Ответил, что тогда вопрос решен. Сейчас работаю на хоккейном и футбольном «Динамо», а также на футбольных ЦСКА и «Химках».

То, что я работал на «Спартаке» (пусть и хоккейном), не смутило руководство футбольного ЦСКА. Это сейчас есть предрассудки, что, если работаешь на матчах ЦСКА, то не можешь на «Спартаке». Считаю, это глупо. Раньше никого подобное не волновало. Людям нужен был специалист. Я диктор, а не клоун. Это моя работа. Стараюсь ее делать так, как вижу. Валентинов всегда говорил, что футбол – классическая английская игра и вести ее нужно классически.

Не говорю, что не понимаю новых форматов, но для этого есть ведущие на стадионе, которые заводят публику, разогревают ее. Я не против этого. Но зачем, например, на некоторых стадионах диктор кричит «гол»? Мне в ЦСКА сказали как-то, что надо это дело тоже включать. На что я ответил: «Хорошо, а болельщики зачем собираются? Что они будут кричать – «помогите?» Они приходят, чтобы кричать, - и сделают это гораздо лучше меня. Клуб прислушался к моим доводам.

Внештатные ситуации, конечно, случались. Как-то от волнения выводил футбольные команды на лед. А однажды в «Лужниках» микрофон не выключился – кнопку я нажал, но он продолжил работать. ЦСКА в одном из моментов пошел в атаку, ударил выше ворот. И я, сидя у микрофона, сказал несколько слов не для печати. На весь стадион. Мне тут же позвонил один из руководителей: «Гарик, мы понимаем, что ты сильно переживаешь, но микрофон надо выключать». Я был в шоке. Но все с пониманием отнеслись.

Важно сохранять голос. Когда чувствую, что связки напряжены, то могу выпить теплого пива – пол-литра в неделю где-то. Мороженое? Стараюсь его вообще не есть. Кофе без молока тоже не пью, сушит связки очень сильно. Есть много различных дыхательных упражнений. Связаны они в основном с сочетанием букв – надо, чтобы было подряд больше либо гласных, либо согласных. Такое часто встречается в чешских фамилиях.

По регламенту диктору запрещено поддерживать команду, но при голах и заменах могу выделить эмоционально. К примеру, когда Чалов почти не играл и выходил на 10-15 минут, то я произносил его имя, чтобы стадион подхватил фамилией. Болельщики ЦСКА еще два года назад полюбили Чалова. Громче всех болельщики подхватывают фамилию Влашича. Потом идут Чалов, Дзагоев, Акинфеев, естественно, и Щенников.

В моей карьере была Олимпиада [в 2014 году в Сочи]. Финал хоккейного турнира вести не дали, поэтому самый запоминающийся момент – матч за третье место между Финляндией и США. Это была последняя игра Селянне за сборную, перед ней подходили люди из финской команды и просили, если произойдет что-то феерическое, как-то это отметить. В итоге Финляндия победила 5:0, а Селянне сделал дубль. Объявил это так, что Лео Комаров сказал: «Слушай, это фантастически».

Кстати, мне повезло находиться на закрытии Олимпиады-1980. Мне тогда было 11 лет. Человек из Москомспорта принес маме один билет в ВИП. Она отдала его мне. Папа проводил меня, а сам остался на территории «Лужников», чтобы потом забрать. Два сотрудника внутренних дел подвели его к четвертому подъезду и сказали: «Вот здесь стой и смотри». Поэтому отец тоже видел закрытие, но с другого ракурса. Эмоции были непередаваемые. Весь стадион не просто плакал после церемонии, а рыдал навзрыд. Серьезные люди в ВИПе тоже рыдали, настолько это было по-настоящему и искренне все. Я сам еле успокоился.

О чем я мечтаю? Олимпиада в моей карьере уже была, поэтому сейчас есть мечта поработать на финале Лиги чемпионов, чтобы там играл ЦСКА. Этот клуб сделал из меня диктора. Не буду против, если в финале окажется и «Динамо».

Записал Артем Терентьев 

Сначала работал диктором на матчах дубля «Зенита». В 2000 году в Коломягах, небольшом микрорайоне на севере Петербурга, открывали стадион. Акционеры этой арены – мои одноклассники и друзья, пригласили меня провести церемонию открытия и матч. Я сидел с микрофоном наверху на открытом воздухе, а рядом со мной – какой-то мужичок. Потом узнал, что это действующий президент «Зенита» Виталий Мутко. Представляете степень моей футбольной осведомленности в то время? Вообще никого не знал, но остался работать на матчах молодежки.

Потом руководство клуба сменилось и генеральным директором «Зенита» стал Илья Черкасов. Мы были с ним и раньше знакомы по театральной сфере. Как-то осенью он приехал на молодежку, встретились, поговорили. Проходит полгода - и вдруг звонок. «Не хочешь попробовать себя на главной арене?» - спрашивает Черкасов.

Я был немножко в шоке. Одно дело Коломяги, другое – «Петровский». Мне было страшно, но пересилил себя и 6 апреля провел первый матч. Хотя, что говорил помимо официальной информации, что кричал, после игры не помнил. Главным для меня было не ошибиться и лишь бы это все поскорее закончилось.

Вот уже 15 лет с небольшим перерывом работаю на матчах «Зенита». В моем театре об этом знают и идут навстречу. График матчей приношу заранее, нахожу себе замену, и все нормально. Есть классические дикторы-информаторы. Это одно. А есть человек, сопереживающий команде, болеющий за нее с микрофоном в руках. Это совсем другое. Я себя отношу ко второй категории. То есть я не диктор центрального телевидения или тот, кто проводит официальные церемонии на Дворцовой площади.

Помимо протокольных и положенных на матче слов, пытаюсь вносить какие-то свои вещи. Например, на последней игре мы устроили перекличку не по секторам, как обычно, а по районам города. Причем эту идею предлагал еще пару лет назад, но так получилось, что воплотили ее сейчас.

Пытаюсь дышать и поддерживать «Зенит» вместе со стадионом, быть продолжением наших петербургских болельщиков. Понимаю, что из-за этого мне могут сделать замечание - мол, ты перебираешь, ты должен быть более объективным, соблюдать «фейр-плей». Но могу повторить еще раз: я болельщик с микрофоном, который где-то может завести и трибуны, и команду. Если трибуны тебе отвечают, значит, ты на правильном пути.

Забавные случаи, конечно, были. Так получилось, что в самом начале моей дикторской карьеры было очень много объявлений. Делал по 30-40 штук за тайм. Звучало все - от какого-нибудь ресторана до ковролинов-линолеумов. Также тогда было принято объявлять почетных гостей. «Зенит» играл «Севильей». На трибуну приехал консул. Мне звонят: «Надо сказать, что на стадионе присутствует условно Родриго Хуан Альберто Карлос Мария». Объявляю. Вроде бы все нормально. Через несколько минут снова звонок: «Надо еще раз». «Я же, - говорю, - только что его называл». А в трубке: «Он не слышал».

С трудом удержался, чтобы не сказать на весь стадион: «Для тех, кто не услышал, повторяю: на стадионе присутствует Родриго Хуан Альберто и так далее». Но в итоге, конечно, просто объявил испанца еще раз.

Другой случай. Тоже давний. Монитора с повтором у нас в кабине еще не было, и я не увидел, кто забил гол. Звоню знакомому, который смотрит игру дома по телевизору. Кто, спрашиваю, забил? Он с тем же вопросом к друзьям. И тут слышу в трубке их голоса: «Не знаем. Диктор на стадионе еще не объявлял. Ждем!»

Никогда не забуду, как город встречал «Зенит» в 2007 году из Раменского, когда команда выиграла первое российское чемпионство. И что потом творилось на переполненном «Петровском». Мне было безумно приятно объявлять золотой состав «Зенита». Так же как и поработать в Манчестере на финале Кубка УЕФА и потом в Монако на Суперкубке УЕФА. Это, кстати, было новшеством, чтобы на такие встречи приезжал российский диктор. Волновался, конечно, жутко, но когда «Зенит» выиграл – все прошло.

Считаю, у нас есть профессиональная солидарность, слежу, как дела у ребят. Очень обидно за уволенного диктора «Спартака» Макса Орлова. Хочу пожелать ему и всем остальным дикторам всего самого хорошего. Всем удачи во всем, но только чемпионом пусть станет «Зенит». 

Записал Сергей Циммерман

Редакция рекомендует 

Диктор Макс Орлов: «Люди из руководства «Спартака» поступили со мной не по-мужски»

«Я бы предпочел, чтобы меня догоняли, а не я был в роли догоняющего». Эксклюзив «Матч ТВ» с Массимо Каррерой

«Каррера ввел в меню диетический бургер. Я не стал пробовать». Евгений Макеев – о «Спартаке», «Сочи» и Хабибе

Головин, «Монако», Анри: Трушечкин отвечает на главные вопросы

«Реал» и «Барса» без побед уже 4 матча, «Севилья» – лидер. В Испании неразбериха, Генич помогает разобраться

Фото: личный архив Евгения Кириллова, личный архив Игоря Плешакова, личный архив Константина Анисимова