Футбол

«Месси смотрел на меня так, словно спрашивал: «Парень, с тобой все хорошо?» На что фотографы идут ради снимков

«Месси смотрел на меня так, словно спрашивал: «Парень, с тобой все хорошо?» На что фотографы идут ради снимков
Лионель Месси во время тренировки сборной Аргентины / Фото: © Василий Пономарев / Эдгар Брещанов / Sportbox.ru
Захватывающие истории топовых российских фотографов.
  • Мы поговорили с тремя крутыми российскими фотографами 
  • Вы их отлично знаете по работам в крупнейших спортивных СМИ
  • Это Дарья Исаева, фотокорреспондент «Спорт-Экспресса»
  • Андрей Голованов, мэтр отечественной спортивной фотографии
  • А также Василий Пономарев, фотокорреспондент сайта matchtv.ru и гандбольного клуба «Спартак»

Они рассказали:

  • Про сына Фабио Капелло, который ради отца был готов говорить часами
  • Про работу с молодым Игорем Рабинером
  • Про Луиса Суареса, которому всюду мерещились папарацци

«Бежала босиком по Таганке за сыном Фабио Капелло»

Рассказывает Дарья Исаева:

— Я тогда работала в «Советском спорте». Это был 2012 год, и тот период, когда решался вопрос — возглавит ли Фабио Капелло сборную России.

В тот день около здания РФС столпилось около 100 журналистов, все они ждали агента Капелло, его сына Пьерфилиппо. Его приезд означал бы, что, скорее всего, дальше тренировать нашу сборную будет Фабио.

Мы приехали к Дому футбола с Денисом Бутырским (тогда корреспондент «Совспорта»). У него с собой была черно-белая фотография Пьерфилиппо. Журналисты ее передавали друг другу, чтобы запомнить лицо итальянца, — ведь нужно было не пропустить тот момент, как он будет заходить в здание.

Но в итоге мы все пропустили этот момент, потому что Капелло-младший зашел не через главный вход, а через боковой. И только когда за ним закрылась дверь я поняла, что этот кудрявенький мужчина — тот, кого мы ждали. А к длительному ожиданию я вообще была не готова. Меня на эту съемку откуда-то выцепили, и я была довольно красиво одета — в платьишко и мокасины.

Прошел час, второй — народ стал разъезжаться. Вместо 100 человек оставалось 50, потом 30, и так на третий час остались только мы вдвоем.

К нам выходили знакомые из РФС, приносили еду, сочувствовали. Никто толком не знал, когда вся эта история уже закончится.

На пятый час ожидания было трудно вообще хоть что-то делать. А еще сложнее — стоять, глядя на выход и не отвлекаться. Постоянные рывки к двери, как и в целом напряженная обстановка, нас с Денисом очень утомили. Поэтому мы встали прямо под дверью, разложили на подоконнике кофе и булочки и пытались хоть как-то развлечься.

Мы травили какие-то байки, к нам выходили коллеги из РФС, тоже подшучивали, чтобы как-то поднять нам настроение. Но вскоре их рабочий день закончился, они уходили домой, близился вечер. А агент как будто испарился — все не выходит и не выходит.

И только мы начали шутить: «Наверное, он вышел из окна», — как тут появляется этот кудрявенький персонаж.

Пьерфилиппо Капелло / Фото: © Дарья Исаева

Я к нему бросилась натуральным прыжком. И так же, вприпрыжку, пыталась его опередить. А он (к удивлению) направился не в сторону парковки, а в сторону метро.

И я бегу перед ним. А так как я не ожидала, что вообще побегу — это случилось как-то интуитивно, — то я аж выпрыгнула из своих мокасин.

Представьте себе, я бежала по Таганке за сыном Фабио Капелло босиком. А он, конечно, меньше всего ожидал, что босая девушка в красивом платье за ним бросится в погоню. От этого, кстати, фотографии только выиграли — на них у итальянца довольно живое выражение лица.

Рядом с метро Пьерфилиппо Капелло прыгнул в машину и уехал, не оставив никаких комментариев. Ну а мы на следующий день выпустили полосу в газету, выстраданную шестью часами ожидания и моими босоногими стартами.

Возможно кто-то посчитает, что картинка получилась никчемная. Но в тот момент она нужна была любая. Так что и это уже — большой успех.

«Проник в Олимпийскую деревню после закрытия входа для прессы»

Рассказывает Андрей Голованов:

Андрей Голованов / Фото: © Личный архив Андрея Голованова

— У меня есть очень интересная история, о которой наш известный писатель Игорь Рабинер в своих мемуарах решил умолчать (речь о книге «Хоккейное безумие: от — Нагано до Ванкувера». — «Матч ТВ»). Мы отправились в Нагано в составе группы журналистов «СЭ», а Рабинер, как он сам писал, тогда был лишь новичком.

В один день мы с ним поехали встречать нашу хоккейную сборную на вокзал. Дело было вечером, встретили, и я договорился с менеджером, что обратно мы вернемся вместе с командой. Нас даже взяли в один автобус.

Павел Буре / Фото: © Андрей Голованов

Конечно же, в книжке Рабинера написано, что взяли только его (как знаменитого писателя), и ни слова не сказано, что обо всем договорился именно я. Ну, да ладно.

Когда мы приехали в олимпийскую деревню, то было уже часов восемь. А крайний срок прохода туда для прессы — шесть часов. При этом надо предварительно договариваться, заказывать пропуск через Олимпийский комитет, короче, целое дело.

Но так как я уже бывал на Олимпиадах, то знал о механизме подмены олимпийской аккредитации на свою — журналистскую. Тут стоит добавить, что японцы очень доверчивые товарищи, добрые и хорошие. Короче, я за три секунды обменял аккредитации, и мы с Рабинером попали в олимпийскую деревню.

Мы сняли все: как охрана проверяла сумки хоккеистов, как они расселялись, как заходили в номера, мы не потеряли ни единой секунды! С моей точки зрения, все было сделано очень профессионально. И об этом, конечно же, в книжке Рабинера не сказано ни слова.

Дмитрий Миронов / Фото: © Андрей Голованов

А вот что было на обратном пути.

Только я выхожу — повсюду поджидают службы безопасности. И им уже известно, что на территорию охраняемого объекта проникли два журналиста, тем более — после шести вечера. И нас ищут по всем корпусам полицейские с собаками.

Далее — меня достаточно быстро «принимают», начинают крутить, канифолить мозги. Говорят: «Мы отнимем вашу аккредитацию». Я отвечаю: «Да не вопрос, только у меня полоса в газету горит, мне нужно бежать, проявлять, сканировать…» Они спрашивают: «А где же ваш друг?»

Андрей Коваленко / Фото: © Андрей Голованов

Но я, конечно же, друга не сдал. Он вышел сам спустя два часа.

После этого нас чуть было не лишили аккредитаций. Хорошо, что «СЭ» дружил с редактором «Олимпийской панорамы» Александром Ратнером, который в свою очередь был дружен с Хуаном Антонио Самаранчем. Ему удалось объяснить, что мы ничего глобально не нарушили, а наоборот, — работали. Потому что приезд хоккеистов, тем более игроков НХЛ, — это большое событие. Короче, нас простили.

Но однажды меня все-таки лишили аккредитации. Дело было на первых Европейских играх в Баку.

Оргкомитет там собрал пул фотоменеджеров. Среди них были и грамотные люди, работавшие в Сочи, на чемпионатах мира. Но помощников они себе набрали по принципу «чей-то брат, кого-то просто друг». Забегая вперед, скажу, что у меня случился конфликт с женой одного из этих фотоменеджеров. Как я позднее узнал, раньше она торговала обувью.

Женщина отвечала за водное поло и баскетбол 3×3. И постоянно как-то по-особенному интерпретировала инструкции. Она делала это так, что у меня возникали возражения. А я, по ее мнению, эти «инструкции» нарушал.

И вот однажды она написала на меня «письмо». За то, что я отказался покинуть место, которое было для пула фотографов на баскетболе 3×3. Это первое письмо оргкомитет пропустил, но «галочка» у меня в профайле стояла.

Так совпало, что наши спортсмены вышли в оба финала баскетбола 3×3 — мужской и женский. Сергей Киврин (фотограф, работает вместе с Андреем Головановым уже более 30 лет. — «Матч ТВ») мне говорил: «Андрей, да плюнь ты на это». Видимо, он чувствовал, что дело плохо закончится. Но я пошел. Финалы, как я не пойду?

Я пришел заранее, делал все по правилам, отснял женский баскетбол. Наши девушки выиграли, а Татьяна Видмер после этого вышла на площадку с годовалым ребенком. Чтобы вы понимали — матч уже закончился, и я даже на паркет не заходил! Просто двигался по периметру и снимал.

Анна Лешковцева и Татьяна Видмер / Фото: © Андрей Голованов

И тут наша менеджерша кричит: «Ты же по-русски говоришь, подзови к себе девчонок». Я подозвал, они подошли, отснял их, девушки стали уходить.

В этот момент «руководительница», видимо, решила прогнуться под Getty Images (чтобы у них тоже были такие кадры) и запретила дальше мне снимать.

Я говорю: «Вы чего? Я же работаю по правилам». Слово за слово — она опять вызвала полицию. Так меня не пустили на мужской финал, а на следующий день она написала еще одно письмо в оргкомитет. До конца Европейских игр меня лишили аккредитации.

Потом мы с Костей Выборновым ходили в оргкомитет, разбирались. Там отвечали, что, конечно, все понимают, я ничего не нарушил, но есть уже второе письмо, и нужно как-то реагировать.

Но закончилось все вроде хорошо. Мы сделали главному менеджеру (отвечал за всю прессу) большой подарок.

На закрытии Игр (хоть у меня не было аккредитации, но я договорился, и меня пустили к стадиону) мне удалось снять фантастическую фотографию. Это был снимок салюта возле арены. Я подложил к объективу зеркало, и получился такой эффект — будто взорвалась граната.

Костя Выборнов потом это фото отправил со словами: «Что ни делается в жизни — все к лучшему. Вы лишили аккредитации Андрея Голованова, а он сделал вам вот такой выдающийся снимок. Это вам на память о первых Европейских играх».

Первые Европейские игры в Баку / Фото: © Андрей Голованов

«Лежал на холодной земле и вслепую снимал Месси»

Рассказывает Василий Пономарев:

— За семь месяцев до ЧМ-2018 сборная России играла товарищеский матч с Аргентиной. Ну, а когда аргентинцы приехали в Москву, все, естественно, стали гоняться за Лионелем Месси.

Первая тренировка Месси с командой, на которую официально был открыт доступ для СМИ, проходила на базе «Спартака» в Тушино. Ноябрь, очень холодно.

Когда футболисты приехали, журналистам сразу сказали: «У вас есть только 10 минут». Дальше нас повели на одно из полей, которое было огорожено сеткой. То есть если что-то снимать — только из-за этой сетки. И тут я понимаю, что если не лягу на землю и не засуну камеру под сетку, то нормальных кадров не выйдет.

Я ложусь и все эти 10 минут снимаю вслепую, в основном — Месси. И он сам все это прекрасно видит, потому что тренируется в нескольких метрах от меня. А я в это время делаю около трех тысяч кадров, практически не понимая, что именно фотографирую.

В итоге все удачно отснял, получились хорошие снимки. Но лучше всего вышло уже после тренировки. Месси шел мимо меня, смотрел в камеру, и по его взгляду было видно, что он, мягко говоря, в шоке. Он как бы спрашивал: «Парень, с тобой сейчас все хорошо?» Потому что незадолго до этого я продолжительное время почти неподвижно лежал на холодной земле.

К слову, на самом ЧМ-2018 настала моя очередь быть в шоке от аргентинцев. Но не от футболистов, а от болельщиков. Они были расстроены после поражения от Хорватии в Нижнем, и это понятно. Но зачем надо было орать на фотокорреспондентов и плеваться, когда мы их снимали? Ребята, камон, это наша работа.

Плевки также были и в мою сторону, но хорошо, что не попали. Все-таки нужно уметь вести себя достойно в любой ситуации. Эх, Аргентина…

https://twitter.com/VasilyPonomarev/status/1010175383428321280?s=20

И последнее воспоминание по южноамериканской теме. В мае 2012 года сборная Уругвая приезжала в Москву на товарищеский матч со сборной России. Тогда в столицу пожаловал звездный состав: Суарес, Форлан, Кавани, Годин.

Игроки сборной по футболу Уругвая на Красной площади в Москве / Фото: © РИА Новости / Василий Пономарев

Гости по традиции пошли прогуляться на Красную площадь. А мне благодаря журналистам из «СЭ» удалось про эту прогулку узнать.

Так мы с коллегой Антоном Сергиенко успели встретить и поснимать уругвайцев. Сделали их групповую фотографию на фоне храма Василия Блаженного. А позднее, когда игроки шли по Васильевскому спуску, Луис Суарес повернулся, начал тыкать в меня пальцем и кричать: «Папарацци, папарацци».

Хорошо, что я ему ничего не ответил. Ведь уже через год он стал открыто кусать людей.

Кстати, многим папарацци ломали камеры. Но так поступают с репортерами, снимающими исподтишка. А мне сломали камеру, когда я делал свою работу на совершенно легальных основаниях. Но это уже история про российский футбол.

В 2013 году «Спартак» играл в Кубке России против ярославского «Шинника». Тот поединок запомнился беспорядками, и начались они с насилия над техникой!

Перед матчем я поставил камеру за ворота, где разминались игроки. Возможно, вы знаете, есть такая опция: можно поставить два передатчика и снимать что-то удаленно, с помощью радиоуправления.

И вот только я все настроил, начал уходить, как услышал — «бум». Оборачиваюсь: камера в одной стороне, объектив — в другой. Смотрю на игрока «Шинника», а он разводит руками и с иронией говорит: «Сорри, чувак, но денег нет».

Похожая ситуация была и с Федей Смоловым — он тоже как-то сбил камеру за воротами. Но Федя хотя бы подошел потом и извинился.

Читайте также:

* Соцсеть, признанная в России экстремистской