Футбол

«Тоттенхэм» завоевывает американский рынок. Победа в ЛЧ может очень в этом помочь

«Тоттенхэм» завоевывает американский рынок. Победа в ЛЧ может очень в этом помочь
Фото: © Reuters
Лондон для «Тоттенхэма» потерян, но вот за колонии в Америке можно побороться.

«Тоттенхэм» — третий по популярности клуб Лондона. А теперь команда Маурисио Почеттино сыграет в финале ЛЧ с «Ливерпулем». Это весьма символично, поскольку и на внутренней арене и в мировых масштабах «Тоттенхэм» постоянно пытается выйти из тени других английских клубов.

«Арсенал» и «Челси» — два других столичных клуба — с большим отрывом опережают «Тоттенхэм» по всем направлениям: по количеству титулов, по числу подписчиков в соцсетях, по упоминаниями в поисковиках, по посещаемости матчей.

Иными словами, битву за Лондон «Тоттенхэм» проиграл. Но вот уже на протяжении 10 лет руководства клуба активно продвигает свой бренд на американском рынке. Как это происходит?

Покупка американских игроков и проведение предсезонных турне

Самый простой способ привлечь внимание аудитории из конкретной страны — покупка футболиста той же национальности. Помните февральскую историю о том, как 40 миллионов китайцев посмотрели матч «Эспаньола», потому что в испанский клуб перешел их соотечественник?

Американцы, конечно, не такие фанатики, но и им интересно следить в европейском футболе за своими. В сезоне-2012/13 цвета «Тоттенхэма» защищал лучший (наряду с Донованом) бомбардир в истории сборной США Клинт Демпси, а годом ранее к клубу присоединился американский вратарь Брэд Фридель. В свои 43 года Фридель установил рекорд АПЛ как самый возрастной игрок, выходивший на поле в официальном матче. Это к слову о том, была ли эта покупка продиктована кадровой необходимостью или маркетинговым решением. Сейчас экс-вратарь тренирует клуб «Нью-Ингленд Революшн» и при этом остается послом «Тоттенхэма» в США.

Летом «Тоттенхэм» вновь отправится в предсезонное турне по Северной Америке — в шестой раз за последние восемь лет (за тот же срок у «Челси» таких турне было четыре, у «Арсенала» — одно). Самый лучший способ нарастить фан-базу после крупных побед — выступать непосредственно перед публикой. В 2017 году президент лондонского клуба Дэниел Леви утверждал, что в Северной Америке существует 64 официально зарегистрированных фан-клуба «Тоттенхэма», и это больше, чем у любого другого клуба премьер-лиги.

«Тоттенхэм» держит руку на пульсе любой промоушн-кампании английского футбола в США. В 2013 году права на показ английской премьер-лиги выкупила телекомпания NBC Sports. «Тоттенхэм» моментально сориентировался и вписался в их пиар-стратегию. Лицом премьер-лиги стал выступавший тогда за «шпоры» Гарет Бэйл — на «Таймс-Сквер» висело его изображение (хотя буквально через пару месяцев валлиец перешел в «Реал»).

Также NBC Sports выпустила юмористический ролик о том, как американский тренер, привыкший работать в американском футболе (его роль исполнил Джейсон Судекис), прибыл в Англию и возглавил «Тоттенхэм». 12 миллионов просмотров, еще одна ниточка, ассоциирующая английский футбол с одним конкретным брендом.

Смотреть на YouTube

Постройка стадиона, готового принять матчи НФЛ

Раз уж мы затронули американский футбол, то стоит напомнить, что это самый популярный вид спорта в Соединенных Штатах. И если английские клубы пытаются пробиться на американскую сцену, то клубы Национальной Футбольной Лиги движутся в обратном направлении и пытаются найти новую аудиторию в Европе, в первую очередь — в Великобритании.

Каждый год в Лондоне проходит как минимум один (а в последние годы — три-четыре) матч регулярного сезона НФЛ. Раньше принимающей стороной выступал стадион «Уэмбли» и регбийный стадион в Твикенхэме. Американцы не скрывали, что хотят расширить географию выступлений и вообще закрепиться в Лондоне, поскольку все матчи собирают аншлаги. Владелец «Фулхэма» (и клуба НФЛ «Джексонвиль Джагуарс») Шед Хан даже пытался выкупить «Уэмбли», но получил отказ.

В апреле официально был открыт новый стадион «Тоттенхэма», который был построен при софинансировании со стороны НФЛ. Заокеанские инвесторы вложили почти $13 миллионов, получив взамен возможность с комфортом проводить в будущем матчи НФЛ на этой арене. Во-первых, «Тоттенхэм» организовал игровое покрытие, соответствующее стандартам НФЛ, которое может заменять покрытие для европейских футбольных матчей. Во-вторых, были существенно увеличены раздевалки, потому что составы клубов НФЛ насчитывают более 50 игроков.

В 2019 году в Лондоне вновь пройдут четыре матча регулярного сезона НФЛ. Один из них точно пройдет на «Уэмбли», а вот три других могут быть организованы на стадионе под названием «Тоттенхэм Хотспур». Еще одна рекламная кампания.

Индивидуальная раскрутка звезд

За последние несколько лет в инстаграмах* звезд футбола увеличилось количество фотографий, где эти звезды держат в руках мячи овальной формы или же делают селфи вместе со звездами футбола заокеанского. Пока болельщики по обе стороны Атлантики спорят о том, почему именно их вид футбола интереснее, действующие участники ищут не различия, а сходства.

Главная звезда нынешнего «Тоттенхэма» Харри Кейн недавно нанес разящий медийный удар по американской аудитории, сказав, что когда-нибудь хочет попробовать себя в НФЛ в роли кикера. Кикер — это такая позиция, на которой требуется только бить по мячу, делать это сильно и точно. В общем, выполнять работу, наиболее профильную для европейских футболистов.

Смотреть на YouTube

Абсолютно не важно, исполнит Кейн задуманное или нет, хотя нет сомнений, что «Тоттенхэм» приложит к этому все усилия. Главное, что это стало редким инфоповодом, связывающим АПЛ и НФЛ в прессе. Американская пресса в межсезонье с радостью хватается за любой повод для разговора, и тема «может ли звезда английского футбола заиграть в НФЛ» была отыграна. Кейн не устает повторять, какое вдохновение он получает от самого успешного игрока в истории НФЛ — квотербека «Нью-Ингленд Пэтриотс» Тома Брэди.

Американские лиги становятся любимым досугом для европейских футболистов. Антуан Гризманн и Поль Погба, выиграв чемпионат мира, заказали чемпионские перстни в духе тех, что вручаются победителям в НБА или НФЛ. Но если Гризманн продвигает свой бренд и бренд «Атлетико» на Запад бессознательно (он просто фанат), то в «Тоттенхэме» делают это намеренно. И отправляют своих игроков на любые мероприятия в духе «звезды одного футбола против другого».

Конечная цель

«Тоттенхэм» далеко не единственный клуб, увеличивающий свое присутствие на американской земле. Осваивать глобальные рынки пытаются все топ-клубы Европы, и «Тоттенхэм» здесь изначально уступает тем клубам, у которых есть владельцы на две стороны: Глейзеры («Манчестер Юнайтед» и «Тампа-Бэй Бакканирс»), Стэн Кронке («Арсенал» и «Лос-Анджелес Рэмс») и уже упоминавшийся Шед Хан.

В условиях жесткой конкуренции «Тоттенхэму» просто некуда деваться — без колонизации зрителей за океаном клуб быстро потеряет всякую релевантность не только в Лондоне, но и на карте мира. Пока в плане маркетинга клуб делает все абсолютно грамотно.

Но не стоит забывать, что главный способ набрать популярность — брать титулы. 1 июня, когда состоится финал ЛЧ, это для «Тоттенхэма» задача номер один.

«Все на Матч!»: эмоции и аналитика от Быстрова и Аршавина после матча «Аякс» - «Тоттенхэм» Открыть видео

Лига чемпионов. Основной турнир. Полуфинал

«Аякс» (Амстердам) — «Тоттенхэм Хотспур» (Лондон) — 2:3 (2:0)

Голы: де Лигт, 5 (ВИДЕО). Зиеш, 35 (ВИДЕО). — Лукас Моура, 55 (ВИДЕО), 59 (ВИДЕО), 90 (ВИДЕО). 

Читайте также:

* Соцсеть, признанная в России экстремистской

Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.