Чемпионат Европы

«Хочется, чтобы сборная вышла в четвертьфинал». Интервью Покраса Лампаса «Матч ТВ» — о футболе, искусстве и Евро-2020

Основатель направления «каллиграфутуризм» видит большой потенциал во взаимодействии футбола и искусства.

Во время чемпионата Европы один из самых успешных российских художников Покрас Лампас будет работать в Петербурге над глобальным проектом на стыке футбола и искусства. В библиотеке имени Маяковского (Невский проспект, 20) художник накануне представил выставку своих работ + на протяжении Евро он каждый день будет рисовать инсталляцию «Единство». Лампас изобразит это слово на языках всех участников турнира в своем авторском стиле «каллиграфутуризм». 

— «Единство» — это самое правильное слово при разговоре о разных точках притяжения. Культура и спорт — это объединение = единство. Люди со всего мира объединяются, чтобы посмотреть матч и поделиться эмоциями. Сплетаются разные языки, культуры — это все про это. Также и в искусстве. 

Я увидел много точек между футболом и искусством, поэтому решил взяться за этот проект. Даже логотип Евро — мосты, которые объединяют. Мяч «Адидаса» — тоже про это. Важно понимать, что для нас одинаково важно не только «единство», но и английское «unity», и [это слово] на других языках.

— Единство страны вокруг сборной — это тоже интерпретация?

— Почему нет? Мы же реально болеем за Россию, это объединение людей. Конечно.

— Единство и патриотизм — это одно и то же для тебя?

— Нет, патриотизм про другое. Когда разговор уходит в терминологию, то я предпочитаю гуглить точное определение, вот смотри: «Патриотизм — это преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей родины». В моей интерпретации это все-таки про взаимодействие с культурой и людьми через разные призмы. В том числе через спорт, который является одним из главных связующих. 

— Ты вдохновляешься, когда реализуешь проекты в спорте или около него?

— Испытываю жесткий драйв, ведь это уникальная возможность взять и сделать. Не просто нарисовать картинку и смотреть на нее, а распечатать баннер и развернуть его на стадионе, провести отдельную выставку, сделать инсталляцию [в фан-зоне на Конюшенной], расписать площадь около стадиона [на «РЖД Арене"].

Это же нереально круто. Возможность что-то оставить после себя и замотивировать других людей, вдохновить их. 

— Ты часто рефлексируешь о том, как тебя воспринимают? Не внутри тусовки, а широкая публика, которая как раз и следит футболом. Тебе важно их мнение по поводу твоей одежды, искусства, мыслей?

— Мне кажется, что не должно никак влиять на художника. Он имеет полную свободу внутри своей собственной системы ценностей. Моя система выстраивалась исходя из того, как я пришел в каллиграфию. 5 лет назад это не было в таком тренде, это был андеграунд. Термин «каллиграфутуризм» я придумал в 2015 году, провел через все этапы взросления. От маленького хештэга с 3 работами, до хештэга с десятками тысяч работ от авторов со всего мира. 

— Сам я теперь могу делать проекты в масштабах целой страны, а иногда в международных. Я себя органично чувствую на этом месте, я стал таким не из-за того, что хайпил ради хайпа, а потому что знал, чем хочу поделиться. Поэтому на меня очень сложно повлиять критикой или каким-то управлением. Нельзя контролировать то, что имеет фундамент. С этим можно либо объединиться, либо избежать, но не разрушить. 

— Я обычный болельщик. Читаю интервью или смотрю на твой баннер: «Ему очень много заплатили. Вот он это и делает. Коммерция». Заработок — важная часть твоей работы на Евро-2020?

— Слушай, у меня такое количество проектов, что, когда я выбираю один, то отказываюсь от трех-четырех. Очень много запросов, предложений о коллаборациях, поэтому у меня есть возможность не выбирать проекты, исходя только из финансовых историй. Никогда этого не делаю. Я выбираю проект из-за темы, людей и уникальности возможности. Тема с футболом мне органична. Когда я поработал с «Локомотивом», то увидел все изнутри, понял, насколько это круто. Я был на матчах чемпионата России, делал принты с «Адидасом», выставку в Музее Москвы. 

— Я все это отрефлексировал, ставил себе вопрос: «Я могу быть полезен?» Не просто хайпить, а дать людям потенциальную новую ценность. Этот баннер со словом «Единство», кажется, был на обложке ролика Уткина, мне кидали друзья. Круто же, его никто не просил это поддержать. Я вообще не прошу указывать свое имя при подготовке проекта, наоборот: если это ушло в люди, они это используют в жизни, то мне не нужно упоминание моего имени. Я просто рад, что создал и поделился.

— Немногие поняли, что это сделал художник. Думали, что РФС просто распечатал баннер к матчу сборной. Неужели ассоциация с именем тебе вообще не важна?

— Там, кстати, был еще и другой баннер от РФС на центральной трибуне: «Играйте за нас». Можно сравнить их. Когда делает большая компания, то это работает по своим шаблонам: красивые фотографии футболистов, правильный шрифт и так далее. Я иду по панку: беру обычный шрифт Arial или Helvetica и пишу им слово огромными большими буквами. Само определение «Единства» на баннере — из Википедии. Серьезно. Я понимаю, что хочу сделать именно так, что это будет бомба. Меня поддерживают, потому что люди разделяют эти ценности. Людям хочется живого взгляда художника без привязки к тому, что будет лучше продаваться и «привычнее» или «правильнее» смотреться. 

— Ты сказал, что выбираешь проекты в зависимости от темы, людей и уникальности возможности. Как думаешь, почему ты все чаще участвуешь в коллаборациях с футболом?

— Спорт — это про людей. Культура — про людей. Ведь нет цели говорить о спорте только на языке спорта. Для этого есть замечательные комментаторы, игроки, организации, это все есть. Но спорту нужно выходить за свои рамки, за рамки установившихся систем, как и всем нам. Художникам и музыкантам тоже нужно выходить за рамки, учиться общаться с новой аудиторией, искать точки пересечения и интегрироваться. Мы все находимся в очень динамичном мире, мне лично не страшно, я не боюсь слов «баннер на стадионе». Кто-то бы боялся хейта болельщиков, того, как это будет смотреться, а я был уверен, что это будет смотреться хорошо.

— Как спорт мог бы стать лучше от взаимодействия с искусством? Что именно можно улучшить?

— Концерты на стадионах — это круто?

— Да. Как и световое шоу на «Динамо».

— Вот, это все культура. Музыка, графический дизайн… Когда проводят реновацию стадиона, то делают красивую навигацию, баннеры, мерч. Все это — гармонизация среды. На мой взгляд, это все происходит неслучайно, мы все стремимся к тому, чтобы сделать что-то лучшее. Например, та же площадь перед стадионом. Ведь никто в мире подобного не делал. Наша страна стала первой, это же круто. Это показывает, что мы не боимся экспериментов, делаем перфомансы, концерты. Это реально влияет на интеграцию зрителя: он приходит за одним, но начинает погружаться и в другие вещи. Непроизвольно человек углубляется, это безусловно позитивный вайб, который зритель оценит. 

— Футбол как таковой тебя стал затягивать после работы над проектами в нем? Тебе стало интересно разобраться, что за люди тренируют команды, кто в них играет?

— Мои друзья очень любят футбол. До подписания контракта по работе на Евро, за пару дней, я был у друга дома, где есть все шарфы «Зенита» с 1980-х годов. С самых разных матчей, не только российских. Всякие флаги, другие крутые артефакты. Я сидел с ним, спрашивал, а он мне рассказывал с такой искренней любовью, что я кайфовал. Иногда мне говорят: «Срочно! Ты должен поехать с нами на стадион «Спартак», там будет крутой матч». И я еду с удовольствием, смотрю на всю эту атмосферу, на своих друзей. Я не делаю это ради галочки, потому что должен, но опять же непроизвольно получается вовлечение. Мне интересно, я с удовольствием посмотрю футбол и разгружусь эмоционально. Конечно, чемпионат Европы в родном городе — это невероятно интересно: посмотреть на людей, гостей турнира, покайфовать вместе с ними, посмотреть футбол. 

— Ты ждешь чего-то от сборной России на Евро? Или результат для тебя не имеет сакрального значения, важнее — атмосфера.

— Я бы очень хотел, чтобы мы вышли в четвертьфинал, как на чемпионате мира. Помню, как мы смотрели матч на Севкабеле [Севкабель Порт — одно из новых культурных пространств Петербурга]. Смотрел матч с Хорватией и думал: «Блин, вот это эмоции». И как было больно, что мы все-таки не прошли дальше, проиграв по пенальти, тоже отчетливо помню. Хочется, чтобы наши ребята круто играли, а результат — непредсказуемая история, в какой-то степени второстепенная. Круто — имею в виду с желанием и самоотдачей, чтобы они заставляли тебя смотреть на экран, не стояли. Тогда мы кайфанем вне зависимости от результата.  

Читайте также:

* Соцсеть, признанная в России экстремистской

Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.