«Если в танго мужчина «не ест» женщину во время танца — он с ней не танцует». Что общего у танго с фигурным катанием

«Если в танго мужчина «не ест» женщину во время танца — он с ней не танцует». Что общего у танго с фигурным катанием
Фото: © Instagram*, globallookpress.com
Разбор пяти лучших ритм-танцев сезона с чемпионом мира по аргентинскому танго Дмитрием Васиным.

Танцы на льду — насколько прекрасный, настолько же непонятный большинству зрителей вид фигурного катания. Выходят на лед пары — одна другой красивее, в красивых костюмах, красиво катаются. Падают редко. Как тут понять, кто должен победить? А потом еще смотришь в турнирную таблицу и видишь огромную разницу — скажем, в 20-30 баллов между тройкой призеров и 10-м местом.

Виктория Синицина и Никита Кацалапов / Фото: © РИА Новости/Владимир Песня

«Матч ТВ» делает попытку формализовать прекрасное и понять, каким должен быть ритм-танец сезона 2018/2019 — танго-романтика. Вместе с чемпионом мира по аргентинскому танго Дмитрием Васиным мы посмотрели и разобрали пять лучших ритм-танцев сезона от пяти сильнейших пар и пяти разных постановщиков.

Наш собеседник только что вернулся из Стамбула, где вместе с партнершей принимал участие в одном из крупнейших мировых фестивалей по аргентинскому танго — преподавал и танцевал свое шоу.

— Дмитрий, как бы вы объяснили смысл танго человеку без танцевального прошлого?

— Для большей части планеты, и для меня в том числе, танго — это мужчина и женщина, взаимодействие двух людей. Его популярность растет, сейчас во всех странах есть танго-сообщества. Людей привлекает натуральность этого танца. Он основан на главных принципах, которые присущи человеческим отношениям: мужчина ведет, женщина следует. Без следования не станцевать — женщина ничего не поймет, поэтому мужчина учится вести.

Когда мужчина начинает танцевать танго, он приобретает уверенность, если даже прежде в жизни ему не хватало этого качества. Потому что он учится управлять не только собой и своим телом, но и партнершей. А девушка — наоборот. В моей практике бизнес-вумен, которые руководят множеством людей, властные, жесткие, после занятий аргентинским танго становились более мягкими и гибкими, учились отдавать управление мужчине.

Танго — универсальный танец. Если сегодня у тебя не очень хорошо на душе, ты танцуешь грустное, тоскливое, медленное танго. Если весело и ты счастлив — танцуешь стремительно, быстро, страстно. Существуют разные танго-оркестры, они предлагают разные аранжировки.

— Есть ведь еще социальное танго, где идея завязана на отношениях и чувствах людей вне темы любви. Например, «Грустный толстяк», «Последняя вечеринка» Астора Пьяцоллы.

— Для фигурного катания они не очень применимы из-за специфики вида спорта. Тут все-таки танцуют мужчина и женщина. Хотя тот же «Одинокий толстяк» может звучать очень романтично в некоторых аранжировках. Но если вникнуть в смысл песни, конечно, она к романтике отношения не имеет.

— Исходя из ваших слов о распределении ролей, можно ли сказать, что главный в танго — мужчина, партнер? Он задает траекторию движения, характер, настроение.

— Да. Но есть нюансы. Как в жизни — иногда именно женщина предоставляет возможность партнеру почувствовать себя настоящим мужчиной, немного дает слабинку. В танго так же — иногда партнерша сознательно позволяет партнеру вести и быть главным.

— Давайте начнем с Виктории Синициной — Никиты Кацалапова, с которыми вы работали над ритм-танцем. Расскажите, как это было?

— Поработав с Никитой, могу назвать его одним из самых уверенных партнеров, берущих на себя главную роль со всей ответственностью. Именно поэтому мы с Сагдианой (Сагдиана Хамзина — партнерша Дмитрия Васина. — «Матч ТВ») добавили в хореографию те шаги, на которые многие не решаются. Например, ганчо, балео — фигуры, где ноги пересекаются. В динамике на льду это особенно сложно сделать — элементарно опасно. Если партнеры немного не совпали в тайминге, можно зацепиться коньками и травмироваться.

На первом же уроке — кстати, в той самой студии, где мы сейчас находимся, мы заметили у них хороший контакт и взаимодействие. Вика готова отдать ему в руки управление, при том что она очень самостоятельная. Это крайне важно.

Мне нравится их ролевая установка «мужчина и женщина», она очень правильная — как он смотрит на нее. На мой взгляд, если в танго мужчина «не ест» женщину во время танца — он с ней не танцует. Для меня то, как Никита смотрит на Викторию, во многом делает танец.

— Сколько времени заняла постановка?

— Если быть честным, первые 2 часа. Мы собрали несколько коротких вариаций, они исполнили. Сразу записали видео в инстаграм* на первом же уроке. Потом мы несколько раз еще встретились, почистили. Дальше несколько раз виделись на льду. Всего часов 6 совместных потребовалось, чтобы ребята все выучили и сделали.

(Начинаем смотреть первое видео. На экране — Вика с Никитой, и комментаторы делают ремарку о постановщике танго.)

Открыть видео

— Сейчас будет та самая дорожка с ганчо — захлесты ногами. Традиционная фигура. Я рад, что мы ее использовали. Если уж переносить танго на лед — надо пробовать соответствующие шаги, хотя рискуют немногие.

Открыть инфографику

— Вот еще одна фигура — кадена.

Открыть инфографику

— Была исполнена сентада — партнерша оказывается сидящей на бедре партнера.

— Я не очень разбираюсь в остальных вещах, но по части танго в этом выступлении они все сделали блестяще. Когда ты хочешь смотреть только на ноги танцующих — это не совсем танго. Если тянет смотреть все вместе — ноги, лица, прикосновения, — это цепляет. У Вики с Никитой такое есть.

(Посмотрим, удастся ли остальным парам перебить эмоции от первого танца. Включаем лидеров мирового топа — французскую пару Габриэла Пападакис — Гийом Сизерон.)

Открыть видео

— У нее оригинальное танго-платье, у него мне нравится борода — все как надо (смеется). С первых тактов — хороший выбор музыки, Пьяцолла. Но если мы говорим про танго, я бы на партнера надел костюм. Это бы давало больше образа.

Позиции рук у этой пары ближе к европейскому, бальному танго. Высоко поставленные локти, сильно открытые руки. Это мы убирали у Никиты, потому что такая позиция выталкивает партнершу наружу, не дает ей приблизиться к мужчине.

Вот они сделали сакаду (шаги, в которых один из партнеров вторгается в пространство другого, вытесняя тем самым его ногу. Это часто приводит к тому, что свободная нога партнера описывает дугу вдоль пола. — «Матч ТВ»).

— Хочу сказать про параллельные дорожки, безусловно, правильные с точки зрения танцев на льду. В аргентинском танго мы не пускаем такие моменты на публику, делам их более закрытыми внутри связи «партнер — партнерша». У девушки должен преобладать контакт с мужчиной, не с публикой. Здесь же партнерша очевидно работает на зал и судей. Мне бы хотелось сделать это более интимно.

Превосходная поза в конце. Они начинали с контакта губы в губы, закончили тоже губы в губы, но в самом танце мне немного не хватило связи.

— Что касается танговых фигур, то была сакада, был прыжок в две ноги — очень красивый. Если бы им немного опустить руки ниже для большего контакта, добавить больше замкнутости друг на друге в параллельных моментах — было бы отлично. Такое выступление оценили бы преподаватели и судьи аргентинского танго по всему миру.

В остальном с точки зрения техники это было хорошо.

(Для контраста стилей третьими смотрим Александру Степанову — Ивана Букина.)

Открыть видео

— Пасодобль и танго — удачный микс. У него костюм соответствует теме пасодобля — отлично.

(Дмитрий внимательно следит за танцем, почти не комментируя по ходу. После финальной позы начинает говорить.)

— Яркая пара, видно, что сильная. Но я не очень заметил разницу между пасадоблем и танго с точки зрения эмоций. Им не удалось, на мой взгляд, переключиться с одной музыки на другую. Может, потому, что подобраны близкие по характеру композиции.

Для меня это получилось, как 2 пасодобля, с которым они, кстати, справились. Единственное, что немного поменялось со сменой музыки — позиция рук. Танго выбрано нетрадиционного звучания, специфические фигуры не использованы.

Александра Степанова и Иван Букин / Фото: © Андрей Голованов и Сергей Киврин

— Партнеры продолжали воевать друг с другом — загадка, за что. Только они знают, какая у них история. При этом танго ведь не означает, что люди обязательно должны посреди танца друг друга полюбить, совсем нет. Бывает и танго бушующей страсти, выяснения отношений. Но мне все-таки не хватило танцевальных фигур. Если взяли этот танец — решайтесь, пробуйте, экспериментируйте с характерными движениями.

А пара классная. Оба красивые, музыкальные, харизматичные. Даже не знаю, смог ли бы сам исполнить их поддержку. Но именно танго мне не хватило.

Вы же сказали, что они ставились у ледового постановщика, который на танго не специализируется? Это влияет на стиль постановки, конечно. И все равно мне понравились Александра и Иван.

(Анонсирую Дмитрию итальянскую пару Шарлин Гиньяр — Марко Фаббри.)

— О, итальянцы обычно неплохо танго танцуют. Интересно.

Открыть видео

— Прическа у нее аутентичная, сразу задает атмосферу. Начало очень неплохое, отлично!!! Вертолет с сакадой назад — партнерша бросила две ноги, мы это называем «крэйзи легс». Есть такая профессиональная шутка, что в этот момент можно партнерше бросать овощи под ноги, и она нарежет салатик. Ребята это сделали, причем очень хорошо. Она зашла в бэк сакаду — когда партнерша идет назад и выбивает ногу партнеру.

Открыть инфографику

— Ее прическа с кружевом, его подтяжки — это все напоминает мне аутентичную версию танго 30-40-х годов. Там есть такой момент, называется каденсия — наклон в корпусе. У итальянской пары это присутствует, и им очень подходит по стилю. И музыка играет на них. В этом что-то есть.

Марко Фаббри и Шарлен Гиньяр

(На дорожке шагов, когда Шарлен отпустила контроль над собой и пошла зажигать, Дмитрий заулыбался.)

— Очень эмоциональная девушка. В танго я бы не давал столько эмоций, наверное. Тут как по Станиславскому — не верю. Если бы она это делала немного более натурально — для танца это было бы в плюс. Но я не знаю, может, так принято в танцах на льду?

— Нет, это индивидуально, четких предписаний нет.

— Тогда тем более стоит чуть приглушить. Сейчас, получается, эмоции танцора намного сильнее музыки. Это нарушает гармонию. В идеале музыка должна быть чуть ярче, чем презентация. Пару раз за танец можно выплеснуть эмоции — я называю это «психануть». Но когда все время на максимум — смазывает впечатление.

— Они, кстати, муж и жена.

— Это не всегда играет в пользу пары. Иногда интереснее смотрятся эмоции полутонов — когда еще не все сказано, не все понятно.

Марко Фаббри и Шарлен Гиньяр / Фото: © Lindsey Wasson / Stringer / Getty Images Sport / Gettyimages.ru

— Мне абсолютно понравилась их каденсия, тонко и под стать музыке. Но потом ее эмоции меня немного смутили. Возможно, именно на этом старте она не справилась, а на других лучше себя контролирует.

Вообще пара прекрасная.

(Представляю Дмитрию последний дуэт — канадских новаторов Пайпер Гиллес — Поль Порье.)

Открыть видео

— О, какое платье. И как хорошо, что он в костюме. С точки зрения образов лучше всего выглядят пары, в которых мужчина одет в костюм. Танго этого требует. Рубашку тоже можно, но с подтяжками, как у итальянского партнера. Ее большой цветок в волосах — дань представлениям о танго как о танце в красном платье с розой в зубах (улыбается).

Красивая сентада — девушка присела на бедро.

Открыть инфографику

— Хороший выбор музыки.

Ганчо мне очень понравилось. Как она отпустила руки!

— У них есть такие моменты, если вы обратили внимание, когда партнерша бросает ноги назад, куда-то летит, но она почему-то делает это по ходу движения. Энергия и скорость, которую дает элемент, гасятся. Мы в танго обычно делаем наоборот. Я двигаюсь вправо, девушка остается слева, и этот противоход дает хлесткость.

Здесь же Поль двигается вправо, Пайпер выбрасывает ноги вправо — он срывает ее энергию, она почти падает. Такое исполнение на чемпионате мира по танго на паркете оценили бы не очень хорошо. У них есть отличные задумки, взяты подходящие фигуры, и если все это немного развернуть в противоход — выглядело бы гораздо сильнее.

У этих ребят много хороших попыток сделать танго. Я бы еще больше закрыл их друг на друга, убрал некий арт, который присутствует в постановке. Придал бы больше натуральности процессу, чтобы искра пробежала. Тогда бы мы увидели не двух крутых танцовщиков, которые делают сложные вещи ногами, а именно танцующую пару или даже просто пару — мужчину и женщину. Например, он хочет ее поцеловать, а она все время ускользает. В этом была бы какая-то игра.

В целом — за исключением озвученных пары моментов — достойный дуэт, мне понравился. Вообще у нас сегодня на редкость удачная подборка.

— А стилистически ее платье к какой эпохе относится?

— Фасон, плиссе юбки, цветок в волосах — именно так танцевали в 30–50-е годы. Это то, как многие представляют себе танго, когда оно только начиналось. И здесь есть небольшое несоответствие, кстати. У них относительно современная музыка, а одеты они под ретро.

Если, к примеру, у итальянцев картинка сложилась цельно с точки зрения единства музыки, образов и движений, то здесь музыка просила больше динамики. Канадцы поддерживали это своими фигурами, танцеванием, но костюмы возвращали меня все время к ретро. И им бы тоже подошла каденсия.

Пайпер Гиллес и Поль Порье

— Выберем 3 лучших танго из нашей подборки? Без ранжирования, просто кто больше запомнился.

— Синицина — Кацалапов не только потому, что работали с нами. Они смогли передать характер танго и движения танго. Это действительно непросто.

Мне очень понравились Шарлен Гиньяр и Марко Фаббри. В них есть шарм.

Вторая наша пара классная. Им бы добавить больше танго. Танец красивый, но для меня это пасадобль с небольшой танго-стилизацией.

— Последние ребята из Канады понравились, хотя это уже четыре получается? Одну какую-то пару из пяти я вспомнить не могу. Кого забыли?

— Габриэла Пападакис — Гийом Сизерон. Вы еще отметили зеленое платье партнерши.

— Где мужчина танцевал в рубашке? Точно. Не понимаю, почему я их не запомнил. Видимо, как-то не зацепило.

— На ваш взгляд, танго — сложный для льда танец?

— Безусловно. Он предполагает много мелких точных движений ногами. Это противоречит физическим принципам скольжения с его раскатом и амплитудой. Но есть некоторые фигуры, которые вполне по силам перенести на лед. Из того, что не было использовано в нашей подборке, — калесита. Там один из партнеров долго стоит на одной ноге, а другой партнер двигается вокруг. Когда танцоры не боятся экспериментировать с шагами, получается эффектно.

Танцевальный турнир на чемпионате мира в Саитаме стартует в пятницу, 22 марта. Трансляцию из Японии смотрите в 6:00 по Москве на «Матч ТВ»:

Чемпионат мира. Танцы на льду. Ритм-танец

Все трансляции ЧМ-2019:

20 марта

04:25 Пары. Короткая программа. Прямая трансляция на matchtv.ru и «Матч ТВ»

09:05 Женщины. Короткая программа. Прямая трансляция на matchtv.ru и «Матч! Арена»

21 марта

04:25 Пары. Произвольная программа. Прямая трансляция на matchtv.ru и «Матч ТВ»

10:00 Мужчины. Короткая программа. Прямая трансляция на matchtv.ru и «Матч! Арена»

22 марта

06:00 Танцы на льду. Ритм-танец. Прямая трансляция на matchtv.ru и «Матч! Арена»

11:30 Женщины. Произвольная программа. Прямая трансляция на matchtv.ru и «Матч! Арена»

23 марта 

06:30 Танцы. Произвольный танец. Прямая трансляция на matchtv.ru и «Матч! Арена»

11:30 Мужчины. Произвольная программа. Прямая трансляция на matchtv.ru и «Матч! Арена»

24 марта

09:00 Показательные выступления. Прямая трансляция на matchtv.ru и «Матч! Арена»

* Соцсеть, признанная в России экстремистской

Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.