Снимаем всё! История стриптиза и не только в показательных выступлениях фигуристов

Снимаем всё! История стриптиза и не только в показательных выступлениях фигуристов
Евгений Плющенко / Фото: © Lintao Zhang / Staff / Getty Images Sport / Gettyimages.ru
От Нагано-98 до Пхенчхана-18.

Многие любители фигурного катания могли подумать, что в показательных выступлениях фигуристы внезапно взяли курс на откровенные костюмы. Сразу несколько спортсменов использовали подобный прием для своих показательных в 2018 году.

Елизавета Туктамышева

Открыть видео

Алина Загитова

Открыть видео

Степанова/Букин

Открыть видео

Делла Моника/Маттео Гуаризе

Открыть видео

Евгения Медведева

Открыть видео

Взгляд назад

Это только кажется, что 10-20 лет назад трава была зеленее, темы показательных — возвышеннее, а костюмы — скромнее.

Давайте убедимся, что в фигурном катании почти всегда было место для небольшой провокации в гала-концерте после соревнований.

В 60-е и 70-е годы, конечно, невозможно было представить себе советских и иностранных фигуристов, заигрывающих с публикой и раздевающихся во время гала. Это была другая эпоха, прежде всего, для качеств личности: скромность считалась главной добродетелью.

Затем в мире произошла сексуальная революция, что не могло не отразиться на фигурном катании. Правда, с небольшим опозданием — всерьез экспериментировать с темой показательных и костюмов фигуристы начали ближе к середине девяностых, а расцвет пришелся на начало нулевых.

1998 — 2002. От Нагано до Солт-Лейк-Сити

Главные приметы костюмов цикла: причудливость, замысловатость. Разнообразный декор. Силуэт с широкими плечами и узким низом.

Начинать предметный рассказ о ретроспективе костюмов в показательных выступлениях не с Евгения Плющенко было бы странным. И пусть нельзя сказать, что Плющенко был самым ярким и самым смелым — такие эпитеты вообще не подходят фигурному катанию с его крайней степенью субъективности. Но одним из самых ярких и смелых Плющенко был бесспорно.

Когда смотришь это видео Евгения на чемпионате мира 2001 года, становится ясно, что Елизавета Туктамышева — не первая из учеников Мишина с раздеванием в показательных выступлениях.

Смотреть на YouTube

«Sex bomb» — балансирование на грани смешного и безвкусного, дерзкого и вызывающего. Но нужно понимать, что Плющенко тогда выиграл у принципиального соперника (Алексея Ягудина — прим. автора). Он мог позволить себе подерзить.

Продуманность деталей образа, сложный костюм, интерактив со зрителями и провокация вкупе с текстом песни — только представьте, какой фурор произвел этот номер в свое время. Интернет, тогда, правда, не был широко распространен, а то обсуждения облико морале Плющенко растянулись бы на терабайты страниц.

Для выступления был сшит специальный костюм с накладными мускулами и золотыми трусами. Прыгал Плющенко прямо в нем — не думаем, что это было просто.

Еще пара ярких показательных номеров Плющенко:

Смотреть на YouTube

Финал гран-при 2000 — 2001. Здесь Евгений — отдыхающий в гавайской рубашке и ядерно-желтых брюках. Соломенная шляпа и зажигательная песня «Pasadena» завершают образ.

Смотреть на YouTube

Чемпионат мира 2004 года. «Асисяй» — настоящий театр с перевоплощением из мужчины в женщину и обратно. И что свойственно Плющенко, не обошлось без взаимодействия со зрителями в зале.

А это — тоже показательный данного олимпийского цикла, но номер с совсем другим настроением. Место действия — Олимпиада в Солт-Лейк-Сити, 2002 год.

Смотреть на YouTube

Трогательный «Чарли Чаплин» Елены Бережной и Антона Сихарулидзе полюбился многим болельщикам фигурного катания и не забывается до сих пор. Сейчас трудно представить себе подобное погружение в образ у современных спортсменов. Наверное, во многом Чаплин получился таким замечательным благодаря актерской одаренности исполнителей и тонкому вкусу постановщика — им была Тамара Николаевна Москвина.

2002 — 2006. От Солт-Лейк-Сити до Турина

Главные приметы костюмов цикла: наследие предыдущих лет со всей накопленной мудреностью в образе фигуристов. Это эпоха слитных комбинезонов из телесной сетки, на которую были нашиты лоскуты цветной ткани. Много бахромы, камней, сложный крой.

Какие тогда были наряды к показательным?

Ирина Слуцкая и ее очаровательный «Ковбой» на гала по случаю чемпионата мира 2002 года.

Смотреть на YouTube

Отдельная роль в номере отведена бахроме на брюках, которая эффектно развевается во время вращений.

В руках — лассо, на голове — шляпа. Жаль, что для нее не придумали никакого особенного применения.

Показательный номер Татьяны Навки — Романа Костомарова в статусе олимпийских чемпионов Турина, 2006 год.

Этническая перуанская музыка, звериные шкуры и большой процент обнаженного тела.

Смотреть на YouTube

А это другой гала-номер от Навки — Костомарова. На этот раз с ноткой юмора, но костюмы тоже смелые. Одно мини-платье с рисунком «крестики-нолики» и синие ботфорты у партнерши чего стоят. Чемпионат мира, 2004 год.

Смотреть на YouTube

2006 — 2010. От Турина до Ванкувера

Главные приметы костюмов цикла: доживает свой век сложносочиненность костюмов для фигурного катания. Доживает, но держится за привычки фигуристов и отработанную технологию спортивных ателье.

В то же время все чаще появляются смельчаки, которые выходят на лед так, как будто потеряли чемоданы со сценическими нарядами и собираются кататься в одежде из обычного торгового центра.

Например, швейцарец Стефан Ламбьель на московском этапе гран-при в 2007 году. Простой комплект из черных брюк и шелковой рубашки, обычный черный ремень. Костюм здесь вторичен, потому что главная роль отведена самому Стефану и его «партнерше» по номеру — белой розе. Эта программа под музыку «Ромео и Джульетта» стал настоящей классикой показательных выступлений в лирическом стиле и до сих пор смотрится актуально. А как вам эти вращения?

Смотреть на YouTube

А американец Джонни Вейр всегда между традиционным и эпатажным подходом к костюмам выбирал второй.

Смотреть на YouTube

В Финале гран-при 2009-2010 Вейр в показательных выступлениях представил программу под композицию Poker Face исполнительницы Леди Гага. Костюм выбрал соответствующий, по мотивам нарядов певицы из клипа — черная лаковая кожа, зеркальные камни. Оказывается, и до Риппона с Брауном в сборной США были пластичные одиночники.

Яна Хохлова и Сергей Новицкий. Песня для показательного Яны и Сергея — очень узнаваемая «Stop» Sam Brown. Платье партнерши с определенного ракурса выглядит весьма смелым — как будто на ней нет ничего, кроме черного бикини. Между тем, это 2008 год, гала чемпионата мира.

Смотреть на YouTube

2010 — 2014. От Ванкувера до Сочи

Главные приметы костюмов цикла: расцвет «повседневности», бельевого стиля у женщин (платья как шелковые сорочки) и стиля «белый воротничок в пятницу вечером» у мужчин (свитер + брюки, рубашка + брюки).

Костюмы в большинстве своем становятся все лучше выполненными — совершенствуются технологии и материалы. На лед стала приходить высокая мода — многие фигуристки выступают в адаптированных копиях платьев с подиумов.

Конечно, в показательных есть возможность безнаказанно отойти от принятого модного курса и подурачиться вволю.

Чешского фигуриста Томаша Вернера приглашали на показательные, даже когда он занимал места в конце десятки. Этот номер — с гала чемпионата мира 2014 года.

Смотреть на YouTube

Здесь вы увидите историческую параллель с золотыми трусами Плющенко спустя 13 лет и все, за что мы так любим Томаша Вернера. Раздевание и убийственная хореография прилагаются.

He is sexy and we know it!

Французский фигурист Флоран Амодио не мог, конечно, остаться в стороне от стриптизного тренда. На чемпионате Европы 2013 года в показательных выступлениях сначала его черная рубашка сменилась белой майкой, а к концу программы не нашлось места и майке.

Смотреть на YouTube

Финка Киира Корпи — одна из самых красивых женщин-одиночниц. Киира всегда отличалась стильными платьями, которые значительно опережали свое время. В показательном номере сезона 2012-2013 Корпи предстала перед публикой в завязанной узлом клетчатой рубашке и коротких джинсовых шортах. Этот образ «девушки из дома напротив» был бы современен и сейчас. Оцените сами:

Смотреть на YouTube

Мы привыкли видеть Юзуру Ханю невозмутимым японским самураем, который берется интерпретировать самую серьезную музыку.

А такого Ханю вы помните? Это 2012 год и показательные выступления на SkateAmerica.

Смотреть на YouTube

Здесь Юзуру еще не был олимпийским чемпионом. Он в кожаных штанах зажигал под музыку The Doors, к тому же разделся до белой футболки.

2014 — 2018. От Сочи до Пхенчхана

Главные приметы костюмов цикла: они становятся негласной составляющей оценки за компоненты. В массе своей костюмы сшиты очень аккуратно, выглядят хорошо и на ТВ-картинке, и вблизи на катке. На послесочинский цикл пришелся пик популярности градиента — плавного перехода в цвете.

В этот цикл было много интересных постановок и костюмов в показательных выступлениях. Назвать все невозможно физически, поэтому сузим выборку до пяти.

Валентина Маркеи — Ондрей Хотарек за свою четырехлетнюю совместную карьеру, увы, так и не успели победить на значимых турнирах. Но любовь публики всегда была у них в избытке. Итальянцы отвечали зрителям взаимностью, стараясь сделать эффектные программы, в том числе и показательные.

Смотреть на YouTube

Этот номер под песню «Barbie girl» группы Aqua. Валентина играет роль куклы Барби, а Ондрей — немного самовлюбленного, но очень обаятельного Кена. Спойлер: специально для зрителей в Москве на чемпионате Европы 2018 Ондрей в конце снял футболку!

Ксения Столбова — Федор Климов, финал гран-при 2014/2015.

Показательный со сменой музыки и трансформацией костюмов: как русские народные наряды превращаются в футболки с символикой Сочи под песню «Нас не догонят». Номер был неоднозначно воспринят зрителями, поскольку не очень хорошо ложился в контекст того проигранного россиянам финала.

Смотреть на YouTube

Испанец Хавьер Фернандес — еще один исполнитель множества ярких показательных.

Например, гимнастика от Хавьера на всех турнирах принимались публикой на ура.

Смотреть на YouTube

Алина Загитова и ее жрица огня.

Открыть видео

Показательный еще в прошлом сезоне вызывал жаркие споры о том, не слишком ли это все откровенно для 15-летней девушки.

Можно предположить, что такой взрослый номер и взрослый костюм для Алины был осознанным выбором тренерского штаба: снять вопросы о том, что в женском фигурном катании выигрывают только прыгучие дети. Разве жрица огня Загитова похожа на ребенка? Совсем непохожа.

Евгения Медведева повзрослела еще в прошлом сезоне, просто многие не заметили.

Смотреть на YouTube

Взрослость не всегда заключается только в открытых платьях и двусмысленных песнях. Иногда взрослость — это готовность делать то, что от тебя не ждут, не бояться выглядеть странным и смело рассказывать свою личную историю.

Любой откровенный костюм и новаторское решение в показательном требуют от фигуриста самоиронии и решительности. Не каждый способен в таком уязвимом состоянии появиться перед публикой.

Нам всем иногда нужен выход из зоны комфорта, и спортсмены в этом смысле подают отличный пример. 

Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.