Многие любители фигурного катания могли подумать, что в показательных выступлениях фигуристы внезапно взяли курс на откровенные костюмы. Сразу несколько спортсменов использовали подобный прием для своих показательных в 2018 году.
Елизавета Туктамышева
Открыть видеоАлина Загитова
Открыть видеоСтепанова/Букин
Открыть видеоДелла Моника/Маттео Гуаризе
Открыть видеоЕвгения Медведева
Открыть видеоВзгляд назад
Это только кажется, что 10-20 лет назад трава была зеленее, темы показательных — возвышеннее, а костюмы — скромнее.
Давайте убедимся, что в фигурном катании почти всегда было место для небольшой провокации в гала-концерте после соревнований.
В 60-е и 70-е годы, конечно, невозможно было представить себе советских и иностранных фигуристов, заигрывающих с публикой и раздевающихся во время гала. Это была другая эпоха, прежде всего, для качеств личности: скромность считалась главной добродетелью.
Затем в мире произошла сексуальная революция, что не могло не отразиться на фигурном катании. Правда, с небольшим опозданием — всерьез экспериментировать с темой показательных и костюмов фигуристы начали ближе к середине девяностых, а расцвет пришелся на начало нулевых.
1998 — 2002. От Нагано до Солт-Лейк-Сити
Главные приметы костюмов цикла: причудливость, замысловатость. Разнообразный декор. Силуэт с широкими плечами и узким низом.
Начинать предметный рассказ о ретроспективе костюмов в показательных выступлениях не с Евгения Плющенко было бы странным. И пусть нельзя сказать, что Плющенко был самым ярким и самым смелым — такие эпитеты вообще не подходят фигурному катанию с его крайней степенью субъективности. Но одним из самых ярких и смелых Плющенко был бесспорно.
Когда смотришь это видео Евгения на чемпионате мира 2001 года, становится ясно, что Елизавета Туктамышева — не первая из учеников Мишина с раздеванием в показательных выступлениях.
Смотреть на YouTube«Sex bomb» — балансирование на грани смешного и безвкусного, дерзкого и вызывающего. Но нужно понимать, что Плющенко тогда выиграл у принципиального соперника (Алексея Ягудина — прим. автора). Он мог позволить себе подерзить.
Продуманность деталей образа, сложный костюм, интерактив со зрителями и провокация вкупе с текстом песни — только представьте, какой фурор произвел этот номер в свое время. Интернет, тогда, правда, не был широко распространен, а то обсуждения облико морале Плющенко растянулись бы на терабайты страниц.
Для выступления был сшит специальный костюм с накладными мускулами и золотыми трусами. Прыгал Плющенко прямо в нем — не думаем, что это было просто.
Еще пара ярких показательных номеров Плющенко:
Смотреть на YouTubeФинал гран-при 2000 — 2001. Здесь Евгений — отдыхающий в гавайской рубашке и ядерно-желтых брюках. Соломенная шляпа и зажигательная песня «Pasadena» завершают образ.
Смотреть на YouTubeЧемпионат мира 2004 года. «Асисяй» — настоящий театр с перевоплощением из мужчины в женщину и обратно. И что свойственно Плющенко, не обошлось без взаимодействия со зрителями в зале.
А это — тоже показательный данного олимпийского цикла, но номер с совсем другим настроением. Место действия — Олимпиада в Солт-Лейк-Сити, 2002 год.
Смотреть на YouTubeТрогательный «Чарли Чаплин» Елены Бережной и Антона Сихарулидзе полюбился многим болельщикам фигурного катания и не забывается до сих пор. Сейчас трудно представить себе подобное погружение в образ у современных спортсменов. Наверное, во многом Чаплин получился таким замечательным благодаря актерской одаренности исполнителей и тонкому вкусу постановщика — им была Тамара Николаевна Москвина.
2002 — 2006. От Солт-Лейк-Сити до Турина
Главные приметы костюмов цикла: наследие предыдущих лет со всей накопленной мудреностью в образе фигуристов. Это эпоха слитных комбинезонов из телесной сетки, на которую были нашиты лоскуты цветной ткани. Много бахромы, камней, сложный крой.
Какие тогда были наряды к показательным?
Ирина Слуцкая и ее очаровательный «Ковбой» на гала по случаю чемпионата мира 2002 года.
Смотреть на YouTubeОтдельная роль в номере отведена бахроме на брюках, которая эффектно развевается во время вращений.
В руках — лассо, на голове — шляпа. Жаль, что для нее не придумали никакого особенного применения.
Показательный номер Татьяны Навки — Романа Костомарова в статусе олимпийских чемпионов Турина, 2006 год.
Этническая перуанская музыка, звериные шкуры и большой процент обнаженного тела.
Смотреть на YouTubeА это другой гала-номер от Навки — Костомарова. На этот раз с ноткой юмора, но костюмы тоже смелые. Одно мини-платье с рисунком «крестики-нолики» и синие ботфорты у партнерши чего стоят. Чемпионат мира, 2004 год.
Смотреть на YouTube2006 — 2010. От Турина до Ванкувера
Главные приметы костюмов цикла: доживает свой век сложносочиненность костюмов для фигурного катания. Доживает, но держится за привычки фигуристов и отработанную технологию спортивных ателье.
В то же время все чаще появляются смельчаки, которые выходят на лед так, как будто потеряли чемоданы со сценическими нарядами и собираются кататься в одежде из обычного торгового центра.
Например, швейцарец Стефан Ламбьель на московском этапе гран-при в 2007 году. Простой комплект из черных брюк и шелковой рубашки, обычный черный ремень. Костюм здесь вторичен, потому что главная роль отведена самому Стефану и его «партнерше» по номеру — белой розе. Эта программа под музыку «Ромео и Джульетта» стал настоящей классикой показательных выступлений в лирическом стиле и до сих пор смотрится актуально. А как вам эти вращения?
Смотреть на YouTubeА американец Джонни Вейр всегда между традиционным и эпатажным подходом к костюмам выбирал второй.
Смотреть на YouTubeВ Финале гран-при 2009-2010 Вейр в показательных выступлениях представил программу под композицию Poker Face исполнительницы Леди Гага. Костюм выбрал соответствующий, по мотивам нарядов певицы из клипа — черная лаковая кожа, зеркальные камни. Оказывается, и до Риппона с Брауном в сборной США были пластичные одиночники.
Яна Хохлова и Сергей Новицкий. Песня для показательного Яны и Сергея — очень узнаваемая «Stop» Sam Brown. Платье партнерши с определенного ракурса выглядит весьма смелым — как будто на ней нет ничего, кроме черного бикини. Между тем, это 2008 год, гала чемпионата мира.
Смотреть на YouTube2010 — 2014. От Ванкувера до Сочи
Главные приметы костюмов цикла: расцвет «повседневности», бельевого стиля у женщин (платья как шелковые сорочки) и стиля «белый воротничок в пятницу вечером» у мужчин (свитер + брюки, рубашка + брюки).
Костюмы в большинстве своем становятся все лучше выполненными — совершенствуются технологии и материалы. На лед стала приходить высокая мода — многие фигуристки выступают в адаптированных копиях платьев с подиумов.
Конечно, в показательных есть возможность безнаказанно отойти от принятого модного курса и подурачиться вволю.
Чешского фигуриста Томаша Вернера приглашали на показательные, даже когда он занимал места в конце десятки. Этот номер — с гала чемпионата мира 2014 года.
Смотреть на YouTubeЗдесь вы увидите историческую параллель с золотыми трусами Плющенко спустя 13 лет и все, за что мы так любим Томаша Вернера. Раздевание и убийственная хореография прилагаются.
He is sexy and we know it!
Французский фигурист Флоран Амодио не мог, конечно, остаться в стороне от стриптизного тренда. На чемпионате Европы 2013 года в показательных выступлениях сначала его черная рубашка сменилась белой майкой, а к концу программы не нашлось места и майке.
Смотреть на YouTubeФинка Киира Корпи — одна из самых красивых женщин-одиночниц. Киира всегда отличалась стильными платьями, которые значительно опережали свое время. В показательном номере сезона 2012-2013 Корпи предстала перед публикой в завязанной узлом клетчатой рубашке и коротких джинсовых шортах. Этот образ «девушки из дома напротив» был бы современен и сейчас. Оцените сами:
Смотреть на YouTubeМы привыкли видеть Юзуру Ханю невозмутимым японским самураем, который берется интерпретировать самую серьезную музыку.
А такого Ханю вы помните? Это 2012 год и показательные выступления на SkateAmerica.
Смотреть на YouTubeЗдесь Юзуру еще не был олимпийским чемпионом. Он в кожаных штанах зажигал под музыку The Doors, к тому же разделся до белой футболки.
2014 — 2018. От Сочи до Пхенчхана
Главные приметы костюмов цикла: они становятся негласной составляющей оценки за компоненты. В массе своей костюмы сшиты очень аккуратно, выглядят хорошо и на ТВ-картинке, и вблизи на катке. На послесочинский цикл пришелся пик популярности градиента — плавного перехода в цвете.
В этот цикл было много интересных постановок и костюмов в показательных выступлениях. Назвать все невозможно физически, поэтому сузим выборку до пяти.
Валентина Маркеи — Ондрей Хотарек за свою четырехлетнюю совместную карьеру, увы, так и не успели победить на значимых турнирах. Но любовь публики всегда была у них в избытке. Итальянцы отвечали зрителям взаимностью, стараясь сделать эффектные программы, в том числе и показательные.
Смотреть на YouTubeЭтот номер под песню «Barbie girl» группы Aqua. Валентина играет роль куклы Барби, а Ондрей — немного самовлюбленного, но очень обаятельного Кена. Спойлер: специально для зрителей в Москве на чемпионате Европы 2018 Ондрей в конце снял футболку!
Ксения Столбова — Федор Климов, финал гран-при 2014/2015.
Показательный со сменой музыки и трансформацией костюмов: как русские народные наряды превращаются в футболки с символикой Сочи под песню «Нас не догонят». Номер был неоднозначно воспринят зрителями, поскольку не очень хорошо ложился в контекст того проигранного россиянам финала.
Смотреть на YouTubeИспанец Хавьер Фернандес — еще один исполнитель множества ярких показательных.
Например, гимнастика от Хавьера на всех турнирах принимались публикой на ура.
Смотреть на YouTubeАлина Загитова и ее жрица огня.
Открыть видеоПоказательный еще в прошлом сезоне вызывал жаркие споры о том, не слишком ли это все откровенно для 15-летней девушки.
Можно предположить, что такой взрослый номер и взрослый костюм для Алины был осознанным выбором тренерского штаба: снять вопросы о том, что в женском фигурном катании выигрывают только прыгучие дети. Разве жрица огня Загитова похожа на ребенка? Совсем непохожа.
Евгения Медведева повзрослела еще в прошлом сезоне, просто многие не заметили.
Смотреть на YouTubeВзрослость не всегда заключается только в открытых платьях и двусмысленных песнях. Иногда взрослость — это готовность делать то, что от тебя не ждут, не бояться выглядеть странным и смело рассказывать свою личную историю.
Любой откровенный костюм и новаторское решение в показательном требуют от фигуриста самоиронии и решительности. Не каждый способен в таком уязвимом состоянии появиться перед публикой.
Нам всем иногда нужен выход из зоны комфорта, и спортсмены в этом смысле подают отличный пример.
Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.