Прыжок из одиночного катания в танцевальное логово субъективности. Колонка Елизаветы Худайбердиевой

Прыжок из одиночного катания в танцевальное логово субъективности. Колонка Елизаветы Худайбердиевой
Елизавета Худайбердиева и Егор Базин / Фото: © Денис Бушковский / Матч ТВ
Несбывшиеся олимпийские надежды родителей, или Как два года с будущей чемпионкой России никто не соглашался кататься.

Приветствую вас, дорогие любители фигурного катания! На связи ваш преданный автор Елизавета Худайбердиева с новой темой о переходах из одиночного катания в парные виды.

Можно смело говорить о том, что каждый ребенок проходит так называемый рубеж двенадцати лет. Плюс-минус в этом возрасте и у мальчиков, и у девочек становится понятно, есть ли смысл дальше продолжать заниматься спортом. Перейти в парное катание, если у фигуриста неплохие тройные прыжки и подходящая антропометрия. Войти в омут танцев на льду, если спортсмен любит скольжение и воплощение разных образов. Ну, или стоит просто закончить.

Расскажу, как я попала в сумасшедшую «танцевальную тусовку»…

Я начала заниматься фигурным катанием незадолго до туринской Олимпиады 2006 года. Тогда оно приобрело большую популярность в народе благодаря сильнейшей сборной России. И знаете, заниматься фигурным катанием в нулевых — это настоящие слабоумие и отвага, самоотверженность и вера в успех. Иначе я не могу представить, по каким иным причинам в 2008 году мои родители соглашались на «льда нет, поэтому приезжайте из Мытищ на каток в Марьино в 3:50 утра, чтобы покататься час за 3 тысячи рублей». Да-да, мама и папа решили, что спортом надо заниматься сразу профессионально. Я покаталась в секции в своем городе буквально полгода, а дальше было много спортивных школ. «Сокольники» у Марины Друзик. СК «Олимпийский» у Оксаны Матвеевой (но мама, конечно, очень кичилась фразой «мы катаемся у Чайковской»). Тот самый несостоявшийся роковой просмотр в «Москвиче» (после него я буду вечно голодным ребенком) у Натальи Дубинской (в будущем уже в танцах на льду она очень будет поддерживать меня и станет моей болельщицей). «Снежные Барсы» у Светланы Пановой. Попытки в ЦСКА у Инны Гончаренко. УОР № 4 с Ильей Климкиным. И самый, как мне кажется, важный период становления личности как спортсмена и понимания, что такое трудолюбие — у Ольги Сапроновой (Левиной).

Ольга Сапронова с ученицами / Фото: © Личный архив Ольги Сапроновой

Олечка Сергеевна была помощницей Климкина, а потом сепарировалась и сформировала собственную группу. Именно этот человек заложил мне правильную, книжную технику прыжка, благодаря которой я спустя десять лет могу вкрутиться в двойные и не разбиться. А также понимание, что результат зависит только от твоей честной работы и что любая работа над ошибками принесет результат в будущем. С тех пор я никогда не жалела себя на тренировках, безоговорочно выполняла задание тренера и никогда в жизни не позволяла себе перечить или даже усомниться в планах на тренировки. Это очень помогло мне в подростковом возрасте.

2014 год. Олимпиада в Сочи. Родители с досадой в глазах говорили: «Как жаль, что Лиза еще маленькая!» И мечтали, что она станет обладательницей золотой домашней медали. Я, признаться честно, всегда чувствовала вину за это. Когда растешь в семье, где все делается ради твоего спорта, любая неудача или потенциальное неудовлетворение мамы с папой откладывается плохим образом на твоей психике. Чувство разочарования, собственной никчемности и неуверенности в том, что ты делаешь что-то стоящее.

Впервые по телевизору я следила за выступлениями танцоров, когда мне исполнилось уже 11 лет. Да, конечно, я знала, кто такие Навка-Костомаров, Лобачева-Авербух, но выступлений их никогда не видела и не интересовалась. Но в 2014 году случилась моя первая серьезная влюбленность — «Лебединое озеро» Ильиных-Кацалапова. Я была влюблена в Лену и в то, как она несет себя на льду, лет до 15. Она была моим кумиром, я очень вдохновлялась ее катанием и, конечно же, красотой. Мама с папой это видели и строгим голосом уточняли: «Чего это ты этих танцоров постоянно смотришь? Может, еще в танцы сейчас захочешь?» В то время уйти в танцы, почему-то, у родителей юных фигуристов приравнивалось к статусу неудачников. Я в танцы сразу не захотела, мне просто очень нравилось, как они катаются и показывают эмоции.

Елена Ильиных и Никита Кацалапов / Фото: © David G. Mcintyre / ZUMAPRESS.com / Global Look Press

Прошло межсезонье, я очень-очень много работала. И работала честно. Поставила хорошие программы, сшила красивые костюмы и собрала набор в произвольной программе аж с тремя тройными, что для моей школы было ничего себе каким уровнем! А потом я поехала на этап Кубка России в Самару (иронично, что именно с этим регионом в будущем я все-таки стану чемпионкой России). Откатала свои программы и села смотреть последнюю разминку соперниц. Девочки прыгали все каскады 3-3 с руками наверх и с чистыми прокатами занимали десятые места.

Я поняла, что это пропасть. Я просто не смогу догнать. Вернулась домой с почетным 35-м местом и начала думать, что же делать. Тратить деньги дальше на одиночное? В этом нет смысла, мне скоро двенадцать лет, а результата по сути никакого. Надо либо заканчивать и идти учиться, либо что-то менять.

Родители отреагировали очень негативно. Были скандалы — папа выступал против танцев на льду, задранных юбок и мальчика рядом. И, конечно же, рушились их мечты и надежды, что я стану олимпийской чемпионкой в одиночном катании. Поэтому появился ультиматум: хочешь кататься — катайся. Твое решение, твои танцы на льду, плати за тренировки сама. Тогда я отдавала 350 евро в месяц. Естественно, именно в конце 2014 года случился кризис и курс подскочил до 95 рублей. Прошел месяц, другой, я работала у папы на «Савеловском», продавала чехлы и телефоны по выходным от тренировок дням, а когда я лишилась всех накопленных, подаренных и заработанных денег, родители сдались: «Ладно, вроде ты действительно этого хочешь, конечно, мы тебя поддержим».

Елизавета Худайбердиева / Фото: © Личный архив Елизаветы Худайбердиевой

Всю свою одиночную карьеру каталась я действительно лучше большинства в своем возрасте (еще бы, сколько денег и времени было вложено на дополнительные индивидуальные часы хореографии и скольжения). У меня всегда была хорошая вторая оценка, скорость и высокие уровни на дорожках. Мое спортивное детство шло параллельно с напутствием каждого моего тренера в одиночном катании: «Худайбердиева, вали уже в танцы, пожалуйста. Прыгать тебе все равно не дано, единственное, что у тебя неплохо получается — это кататься». Как мы все ошибались!

Поменяв дисциплину, оказалось, что кататься я не умею от слова совсем. А еще я была взрослая (12 лет), достаточно высокая и, как вы помните, не самая худая из девочек. С приходом в танцы и ситуации «на десять девчонок по статистике максимум пять ребят» я резко похудела, открыв ящик пандоры проблем с РПП, начала соответствовать образу танцорши. То есть ходить на тренировки в юбке, всегда с подкрашенными ресницами и красивой уложенной прической. Но найти партнера это не помогло. Я отгуляла по всем каткам и группам два с половиной года. Я грезила танцами на льду. Пересмотрела все возможные соревнования — и взрослых, и юниоров, знала партии обоих партнеров всех программ в группах, где каталась. Выучила всех знаменитых танцоров с советских времен, и даже до сих пор помню, у кого какие танцы были и под какую музыку в разные сезоны. Я очень этим горела и хотела начать работать. Но партнера не было.

Елизавета Худайбердиева / Фото: © Личный архив Елизаветы Худайбердиевой

Интересные и забавные факты:

  • Первым моим партнером был Георгий Похилюк. Нас убеждали, что нужно выступать за Азербайджан. Даже по новисам, видимо, не было видно перспектив в России. Ну или все-таки кто-то хотел подзаработать на смене нашего спортивного гражданства: там и паспорт, и вид на жительство нужно, и оплата за тренировки ежемесячная с «иностранцев» в евро. Мы прокатались порядка двух месяцев.
  • Весной 2016 года я проходила пробы в Одинцово с Андреем Филатовым, но он отказался сотрудничать из-за отсутствия опыта и уровня катания. Через три года, Филатов будет готов завершить карьеру фигуриста, но я, уже будучи призером чемпионата мира и финала Гран-при среди юниоров, предложу ему встать в пару. Андрей признавался, что сначала думал, будто ему это снится.
  • А зимой 2016-го я тренировалась все еще одна в группе… угадайте, кого? Александра Жулина. В СК «Олимпийский» я проездила всего пару месяцев и ушла на просмотр в Одинцово к мальчику. Отпускал меня маэстро объятиями, пожеланием удачи и словами: «Где мои 17 лет, Лиза! У тебя все получится». Через семь лет оказалось, что он помнит об этом и совместную работу полтора года назад мы начали с фразы: «Ну, снова здравствуй! Наконец-то мы можем поработать!»

Я рада, что сегодня и родители, и тренеры понимают: танцы на льду — это очень сложно, почетно и красиво. В начале 2010-х уйти в танцы приравнивалось к наказанию и посвящению в лохи. Считалось, что сложности в этом виде фигурного катания не было никакой и идут туда только неудачники. Отчасти поэтому, лет десять назад был дичайший дефицит мальчиков. Борьба за партнеров и даже тренерские «перепродажи» процветали очень успешно. Сейчас же подобное случается гораздо реже.

Елизавета Худайбердиева и Егор Базин / Фото: © РИА Новости / Александр Вильф

В середине ноября у меня юбилей — десять лет в танцах на льду. Это десять сезонов «Санта-Барбары», клянусь! И каждая серия с таким твистом сценария, что из уст вырывается только фраза из советского кино: не может быть! Сериал-мелодрама. Такому простишь любые измены, предательства, смены персонажей, ночные премьеры и плохой закадровый перевод на русский. Но он навсегда в сердце, самый любимый. Как и я по сей день, любите и влюбляйтесь в танцы на льду, потому что это самые настоящие эмоции и самая реальная жизнь. 

Читайте также:

Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.