Андрей Кутовой входит в сборную Санкт-Петербурга и тренируется в клубе Тамары Москвиной под руководством Дмитрия Хромина.
В преддверии нового сезона Кутовой пообщался с «Матч ТВ» и рассказал о постановке программ, взаимоотношениях с Вероникой Дайнеко и цели — стать универсальным спортсменом.
— Андрей, до старта сезона осталось совсем немного. Расскажи, чем занимался летом, как прошли сборы.
— Традиционно мы провели сборы в «Сириусе». Приехали туда, чтобы восстановить все, что потеряли за отпуск. На сборе мне поставили короткую программу и начали делать произвольную, завершили работу над ней уже в Санкт-Петербурге. Мне удалось быстро восстановить тройной аксель. На самом деле, я и четверные на третий день тренировок запрыгал. Вышел на лед с воодушевлением и на адреналине исполнил все элементы.
— С чем связано это воодушевление?
— Фигурное катание — дело, которое я люблю. Именно в отпуске, оставшись наедине с собой, я переосмыслил некоторые вещи и понял, как сильно люблю этот спорт.
— Предположу, что на финише прошлого сезона хотел закончить кататься, раз произошло переосмысление?
— Нет. Я понимал, что люблю кататься, но переосмыслил, насколько для меня это важно. Осознал, как могу реализовать себя в фигурном катании и что могу дать этому виду спорта.
— Тогда какие цели поставил перед собой на будущий сезон?
— Во-первых, представить на максимум все возможности моей программы в плане артистизма. Во-вторых, хочется улучшений в прыжковом плане, исполнять чистые четверные на соревнованиях. И, конечно, попасть в сборную.
— В каких образах ты предстанешь в новом сезоне?
— Короткая программа подарила абсолютно новый для меня образ. Я буду кататься под музыку Depeche Mode «Personal Jesus».
На самом деле, с этой постановкой произошла интересная история. Я катался на тренировке и понимал, что сейчас должен настать момент, когда мне представят музыку для новой программы, а для меня это всегда волнительно.
Обычно слушаю музыку, делюсь идеями с Николаем Юрьевичем Морошкиным. А в этот раз он сказал мне, что нашел абсолютно новую по стилю музыку. Я просил дать намек, но он только сказал, что это будет жестко.
— И ты уже испугался?
— Да. Думал, что принесет сейчас «металл» какой-нибудь. Тем более Пете Гуменнику поставили показательный под Rammstein. Николай Юрьевич включил музыку, и у меня было небольшое удивление. Никогда не думал, что буду кататься под такую музыку, думал, что она мне не подойдет. Но потом доверился Николаю Юрьевичу с Валерией Чистяковой и уверен, что получилась классная программа.
— А что с произвольной?
— А вот произвольная — привычная для меня тема. Взяли произведения Моцарта, какие именно — пока не буду говорить. Но скажу, что в первой половине музыка плавная, а во второй темп нарастает, и я начинаю взрываться.
— Думаю, ты со мной согласишься, что ассоциируешься у зрителя с красотой катания. Какие топ-3 качества ты можешь выделить в себе?
— Во-первых, чувство музыки. Во-вторых, я считаю, что у меня красивые прыжки. Раньше страдала стабильность в многооборотных прыжках, но сейчас все должно улучшиться. В-третьих, компонентность и красота катания.
— Ты сейчас будто Джейсона Брауна описал. Не сравнивал себя с ним никогда?
— Нет. Мне кажется, у нас отличаются стиль катания и представления программы.
— Браун не владеет стабильными четверными, но при этом часто поднимается на пьедестал.
— В России так не работает. У нас все понимают, что без четверных ты не будешь лидером. У меня одна из целей в карьере — совместить красоту катания и сложность прыжковых элементов. Хочется стать таким универсальным спортсменом, как Юдзуру Ханю.
— Кто из российских одиночников совмещает в себе эти два компонента?
— Первым на ум пришел Евгений Плющенко. Мне нравится его внутренняя сила и артистичность. Смотришь на него и прям чувствуешь эту мощную энергетику. Нельзя не сказать про Алексея Ягудина и, конечно, про Мишу Коляду. Возможно, у него страдает стабильность, но эта красота линий и скольжение… Коляда сейчас взял паузу, но недавно выкладывал в социальной сети вращение — так ногу даже я не подниму, а он в своем возрасте может — очень красиво.
— Расскажи о своей тренерской группе. С какими специалистами работаешь?
— Изначально у нас была большая группа. Во главе стояла Вероника Анатольевна Дайнеко, второй тренер по прыжкам — Дмитрий Владимирович Хромин, хореограф — Николай Юрьевич Морошкин. В определенный момент группа поделилась на две части, и я перешел к Дмитрию Владимировичу, работаем вместе уже полтора года.
— А Тамара Москвина принимает участие в тренировочном процессе?
— Тамара Николаевна посещает каждую тренировку, выходит на лед, контролирует процесс, периодически дает советы.
— Как ты можешь ее охарактеризовать?
— Она профессионал своего дела. Никогда не кричит, объясняет все тихим голосом, это отличает ее от других тренеров. И самое интересное, что к ее тону начинаешь прислушиваться больше. Она может сказать так, что ты услышишь ее спокойный голос лучше, чем любой крик.
Тамара Николаевна — интеллигентный и воспитанный человек, по результатам ее учеников все видно.
— С Вероникой Дайнеко как расстались?
— Вероника Анатольевна все поняла, не было никаких ссор и ругани, разошлись на хорошей ноте. Сейчас мы тренируемся с ней на одном льду. Она периодически смотрит на меня, интересуется результатами, мы в хороших отношениях.
— У тебя не было ревности к Пете Гуменнику в группе Дайнеко?
— Вероника Анатольевна ко мне всегда относилась хорошо. У нас были более близкие отношения, чем тренер и ученик. Она ко мне относилась как мама, только в спорте. Все-таки я на льду провожу даже больше времени, чем дома. Ревности не было, она уделяла всем внимание.
— Ты сейчас переходишь в 11-й класс, верно?
— Да, в 11-й, я на семейном обучении. В школу ходил несколько раз в месяц до 10-го класса. Я прохожу программу на онлайн-платформе, сдаю контрольные, экзамены.
— Куда планируешь поступать?
— Все будет зависеть от результатов ЕГЭ. Планирую сдавать русский, профильную математику, биологию, обществознание и, возможно, литературу.
— С таким набором предметов разбор по факультетам огромный: от театрального до физкультурного.
— Я сдаю некоторые экзамены как запасные варианты. Пока не хочу тренировать, но потом, возможно, приду к этому. В любом случае тренером я смогу быть всегда.
— В Санкт-Петербурге такие умные одиночники: Гуменник в ИТМО, Семененко в МЕДе…
— Они, скорее, исключение. Чаще всего спортсмены выбирают институт им. Лесгафта, так как хотят связать свою дальнейшую жизнь со спортом. Но мне хочется попробовать себя в другом. Я люблю пробовать новое.
— Что новое ты попробовал этим летом?
— У меня было насыщенное лето. Научился играть на фортепиано, прочитал много новых книг, познакомился с новыми людьми.
— Ты активно ведешь соцсети. Для чего тебе социальная активность?
— Я всегда хотел снимать долгие разговорные видео, стать ближе с аудиторией. Моя голова — генератор идей, у меня очень много задумок, нравится творчески реализовывать себя. Я планирую интересный контент, который будет вдохновлять людей. В социальных сетях я не пытаюсь строить из себя крутого, быть тем, кем не являюсь, не надеваю маски. Стараюсь быть собой.
— Смотрела твой ролик о книгах. Что еще входит в круг твоих интересов?
— Я много читаю, люблю философские книги. Стараюсь совмещать литературу для учебы с той, которая мне нравится. Сейчас, например, закончил «Анну Каренину» и начал «Преступление и наказание». Также хочется начать профессионально заниматься музыкой. В планах — купить фортепиано.
— Сам что смотришь?
— Я люблю смотреть разборы книг, слушать лекции Татьяны Черниговской и Александра Каплана, разных психологов и философов. Иногда смотрю фильмы. Мой любимый — «Интерстеллар».
— Над каким философским вопросом сейчас размышляешь?
— Вопросы у меня есть ко многому. Сейчас я работаю над уровнем осознанности, это довольно непросто.
— А спортсмен ты осознанный?
— Мне кажется, что осознанность в спорте мешает. Чем больше ты думаешь, тем хуже получается, особенно на соревнованиях. Там наоборот нужно стараться выходить с холодной головой.
— У тебя есть двоюродная сестра Лиза Нугуманова, какие у вас отношения?
— У нас нормальные отношения, поддерживаем связь. В какой-то степени я начал заниматься фигурным катанием благодаря тому, что она уже была фигуристкой. Родители увидели, что это такое, фигурное катание, захотели попробовать отдать и меня.
— Вы ведь вместе одно время катались у Алексея Мишина.
— Я начинал кататься в «Юбилейном» у Ирмы Георгиевны Бухарцевой, потом перешел к Светлане Французовой. Когда выучил все двойные, Лиза рассказала Алексею Николаевичу про меня, и Татьяна Николаевна Мишина пришла на соревнования посмотреть.
На тот момент в группе Мишина тренировал Олег Станиславович Татауров и Вероника Анатольевна. Я работал с Татауровым и Дайнеко, но под присмотром Мишина. Тогда у Алексея Николаевича еще катался Плющенко. Когда Дайнеко ушла в школу Москвиной, я первое время катался на двух катках — у Алексея Николаевича и Вероники Анатольевны, но потом окончательно перешел к Веронике Анатольевне. В 2018 году я переехал в Москву в группу к Елене Буяновой.
— Почему не заладилось в Москве?
— Нам было сложно в финансовом плане — не потянули, также были семейные причины. Решили вернуться обратно к Веронике Анатольевне, в родной дом, так сказать.
— Дайнеко приняла тебя без обид?
— Да. Возможно, у нее какие-то обиды и были, но она это никак не показывала. Я благодарен ей за то, что она приняла меня. Как раз в тот сезон я поехал на первый этап юниорского Гран-при.
— У тебя есть друзья в фигурном катании?
— Есть, но совсем немного. Буквально несколько человек из группы. Мужская дружба в спорте точно есть. В общих чатах делятся новостями, вечерами созваниваются.
— Ты рассказал о недетских интересах, и я услышала рассуждения сформированной личности. Замечаешь, что благодаря спорту раньше повзрослел?
— Я не знаю, как было бы без спорта. Но кажется, что мое взросление произошло лет в 14. Хотя выглядел я на 8. Постоянно задавали вопросы, сколько мне лет. Помню, два года назад ездили в «Сириус», там тренировались хоккеисты. Мне было 16, а выглядел я, наверное, на 12. А они в 14 — взрослые двадцатилетние мужики. Но я считаю, что выглядеть молодо — это хорошо.
Источник: Матч ТВ
Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.