«Кадырова и Колесов мало катаются вместе. Исполнять программы с сексуальным подтекстом рано». Интервью хореографа клуба Москвиной

«Кадырова и Колесов мало катаются вместе. Исполнять программы с сексуальным подтекстом рано». Интервью хореографа клуба Москвиной
Валерий Колесов и Ясмина Кадырова / Фото: © Рустам Афлятунов / Матч ТВ
Валерия Чистякова рассказывает нюансы работы со звездными парами и объясняет, почему балетным артистам запрещено стоять на коньках.

Уже более двух лет в команде Тамары Москвиной работает молодой хореограф Валерия Чистякова. Она ставит фигуристам руки, линии, танцевальные элементы и отдельные позы. «Чтобы программа была про искусство, а не только про спорт», — так педагог видит свою главную функцию в фигурном катании.

Валерия много работает с юниорами клуба, парой Кадырова/Колесов и ранее с Бойковой/Козловским. Именно она активно развивала в чемпионах Европы современные стили танцев, а новую короткую программу, созданную по задумке Чистяковой, Александра с Дмитрием решили оставить даже после перехода в школу Тутберидзе. Также в этом сезоне хореограф вместе с Николаем Морошкиным поставила все программы младшим одиночникам клуба.

«Матч ТВ» решил познакомиться с Валерией и ее творчеством.

Валерия Чистякова / Фото: © Личный архив Валерии Чистяковой

«Новая короткая программа Бойковой и Козловского нежнее и лиричнее, чем прошлогодняя»

— Какой будет новая короткая программа Ясмины Кадыровой и Валерия Колесова? Николай Морошкин охарактеризовал ее как скоростную и молодежную.

— Действительно, сами ребята молодые и красивые, поэтому хотелось поставить им нечто современное, чтобы откликалось. Не классику. Ясмина и Валера своим катанием покажут дух времени — как они молоды, красивы и энергичны. Мне кажется, серьезные вещи ребята скатают позже. А сейчас они юные, и им интереснее то, что мы придумали.

Эту программу мы с Николаем начали ставить в конце весны, а сейчас вносим изменения. Немножко поменялась музыка, и Тамара Николаевна дает свои коррективы.

— Согласны с мнением, что этой паре больше идут дружеские образы, не про любовь?

— Думаю, они еще раскроются в разных темах. Все-таки Ясмина и Валера пока мало катаются вместе. Исполнять программы с сексуальным подтекстом, как у Бойковой и Козловского, еще рано. Но если они будут идти в этом направлении, то в следующих сезонах вполне может что-то получиться. Конечно, потенциал у них не до конца раскрыт.

— Какими вы запомнили Ясмину и Валерия в работе?

— Очаровательные, с ними легко. Пока не суперскатанные как пара, но я уверена, что мы преодолеем все трудности. Главное, что ребята очень заряженные, относятся к работе с душой.

Фото: © Денис Бушковский / Матч ТВ

— Расскажите, как рождался стиль программ Александры Бойковой и Дмитрия Козловского прошлого сезона.

— Тема короткой очень интересная — женско-мужская. Мы решили рискнуть и поставить довольно сексуальную программу. По крайней мере, я ее такой вижу. Саша — одна из самых органичных российских фигуристок в таком образе, Дима — красивый высокий мужчина.

Ребятам вообще подходят стиль вайб и мужское-женское противостояние. Немножко на надрыве! Саша с Димой сами по себе очень страстные, эмоциональные, и программа это отражает. Музыку Николай тоже нашел в тему: немецкая группа «2Wei» сейчас на слуху, песня «Hit the Road Jack» эпичная. В итоге у нас все получилось. Программа, насколько помню, побила среди коротких все рекорды по баллам и зрительскому интересу.

Далее, мы ставили показательный номер «Женщина-кошка и Бэтмен», которую пара неоднократно исполняла на шоу. Это стиль high heels, где смешаны вог и движения бедрами, потому что сексуальный подтекст. Знаете, не будь Саша на коньках, она бы исполнила этот танец на каблуках! Персонаж женщины-кошки ведь ко многому обязывает. Мы старались максимально воплотить на льду этих персонажей, но добавили свое видение и немного юмора.

— Короткую программу на новый сезон, которую вы им успели поставить до ухода из клуба, фигуристы планируют оставить. Что можете о ней сказать?

— Подробности пусть будут после премьеры. Я лишь отмечу, что программа эта нежнее и лиричнее, чем прошлая короткая Саши и Димы. Она совсем про другое. Я нашла музыку — ремикс на достаточно известную композицию, всем понравилось. А образы родились из самой песни.

https://t.me/figurka_match/13424

— Работали ли вы с Анастасией Мишиной и Александром Галлямовым?

— Лишь однажды — когда Тамара Николаевна попросила меня подкорректировать их показательный номер «Вечная любовь». Там есть мои растанцовки, я поставила все танцевальные элементы. Надеюсь, еще глобально поработаю с такой замечательной парой. В прошлом сезоне я плотно занималась Сашей и Димой, а теперь… как знать?

— Давайте перейдем к одиночникам клуба. Начнем с Андрея Кутового.

— В прошлом сезоне я корректировала его программу «Ангелы и демоны»: ставила все руки и танцевальные элементы, раскрывала хореографичность. Мы слегка подправили начало, сделали его более драматичным. Андрей очень оснащенный в этом плане человек: музыкальный, обожает танцевать, что меня, конечно, подкупает. У него безумно красивые линии, и хочется находить новые.

https://t.me/figurka_match/13428

— Пару недель назад Андрей презентовал свою новую программу — под песню Depeche Mode «Personal Jesus». Это тоже ваше творение?

— Да, в том числе идея музыки. Я боялась, что Андрей воспримет ее в штыки. Он ведь очень классичный и всегда придерживался программ этого стиля. А у меня как раз была идея показать, что классические линии могут работать в дерзких образах. Можно сказать, мы взяли классику, чуть-чуть её смешали с дерзостью и показали под легендарную Depeche Mode.

Николаю идея понравилась, и мы начали пробовать. Андрей постепенно прислушивался к музыке, с каждым разом она ему все больше нравилась. На последней тренировке он даже сказал, что теперь хорошо ее чувствует. Но работы впереди еще много. Я хочу, чтобы Андрей в этой программе стал чуть более грубый, чем раньше! Потому что под эту песню важно показать характер.

— Также вы работаете с Николаем Угожаевым. Николай Морошкин часто восхищается его прыжками, а расскажите с точки зрения искусства.

— Он потрясающий катальщик. Когда встал вопрос о новой программе, я решила воплотить идею, давно зревшую. Помните сериал «Ход королевы», наделавший много шума несколько лет назад? Ко мне пришла идея воплотить схожего персонажа на льду. Мы вот решили создать мужскую версию. Попалось на глаза фото латвийского гроссмейстера Михаила Таля с его харизматичной жестикуляцией, и мы подумали: точно пора ставить шахматную историю!

У нас шахматист абстрактный. Коля передает на льду мысли спортсмена, его желание победить в партии, построение ходов в голове и даже уверенность в том, что он может сокрушить оппонента. Мы еще сейчас дорабатываем постановку, чтобы образ прочитывался максимально.

https://t.me/figurka_match/13427

— В создании каких еще программ вы участвовали?

— Короткой Софии Пашко под «Весну» Вивальди. Мы опять-таки решили взять современное направление в танцах — вакинг. Он предполагает быстрый темп и мега-активные руки, а у Сони как раз уже имелся опыт дорожки шагов в стиле вог, и в прошлом сезоне я ей ставила жесткие движения ручек. Ей это все хорошо удается передать, поэтому мы решили сыграть на контрасте классической музыки и активных рук.

В мире современного танца вообще накопилась масса примеров, где вакинг и подобные стили смешиваются с классикой. Мы сделали свое.

«Когда показываешь взаимоотношения, это всегда лучше прочитывается, зрителю понятнее»

— Расскажите о своем творчестве, сфере работы.

— По профессии я хореограф-постановщик, получила высшее образование в Санкт-Петербургском университете культуры и искусства. Долгое время работала хореографом и педагогом во Дворце молодежи и параллельно участвовала (как танцор) в крупных мероприятиях. Например, в 2021 году я была хореографом-постановщиком главного новогоднего спектакля Дальнего Востока, а в этом году — одним из хореографов фестиваля «Digital opera». Начинала я как балетный педагог, а затем стала изучать разные стили танцев, обучалась в Италии и Израиле, переориентировалась на современные, в том числе контемпорари. В итоге сейчас могу смело назвать себя хореографом-универсалом.

Валерия Чистякова / Фото: © Личный архив Валерии Чистяковой

— В клуб Тамары Москвиной, насколько я знаю, вас пригласил Николай Морошкин.

— Да, он был знаком с одним известным петербургским хореографом, у которого я работала ассистентом и репетитором. Однажды Николай пригласил помочь с постановкой программы для своих учеников — Ясмины Кадыровой и Ивана Бальченко. Основной запрос был — чтобы в паре появилась химия. Ребята танцевали, как два обособленных человека, и я постаралась сделать все возможное, чтобы пара стала именно парой. Тот первый опыт работы с фигуристами случился в 2021 году, позже мне доверили и других учеников клуба. Со временем я стала постоянным членом команды, а с этого года официально числюсь в списке сборной России по фигурному катанию.

— Какова ваша роль в коллективе клуба?

— Мы всегда работаем в тандеме с Николаем Морошкиным. Когда он ставит общую концепцию программы и скольжение, я вставляю элементы творчества и довожу все до ума, чтобы программа смотрелась танцевально. Чтобы она была про искусство, а не только про спорт. Я отвечаю за хореографическую составляющую — руки, линии, танцевальные части, иногда поддержки. Креативлю я только в зале, сама на коньках не стою (действующим балетным артистам это запрещено). Бывает, я что-то придумываю на полу, и Николай сразу говорит: «на льду это сделать не получится». А иногда мы пробуем перенести мои задумки из зала на лёд, и получается довольно нестандартно, интересно.

У нас хороший тандем, мы друг друга слышим и хотим сделать все, чтобы программы получались наилучшим образом.

— А почему балетным артистам запрещено стоять на коньках?

— Существует мнение, что катание на коньках и роликах — и даже бег на большие дистанции — развивают мышцы неправильно. Именно в ширину, что не принято в балете. Далее, если дилетант встанет на коньки, то наверняка упадет на колени или копчик. Это риск травм. А коленные и тазобедренные суставы в балете очень важны, любой артист боится их травмировать. Так что запрет фигурного катания для балетных артистов действует давно.

Валерия Чистякова / Фото: © Личный архив Валерии Чистяковой

— В чем различия между работой с парниками и одиночниками?

— С парами чуть проще, потому что они выступают вместе. Когда ты показываешь взаимоотношения, это всегда лучше прочитывается, зрителю понятнее. Ведь 90% программ — про любовь или что-то около. Это всегда откликается. А для одиночника сложнее продумать образ, насыщать программы интересными движениями, линиями и растанцовками. Но ничего, зато здесь повод для креатива!

— Что почерпнули для своего педагогического развития от Тамары Москвиной?

— Она всегда очень деликатна. Наставляет, если я ухожу не в ту стезю: «Здесь лучше так, а там так». Причем говорит она всегда вежливо, без проявления авторитета. Сначала наблюдает со стороны, а потом отводит в сторонку и тихо общается. Я всегда прислушиваюсь к советам Тамары Николаевны, потому что глупо вести себя иначе, когда у тренера такой огромный бэкграунд. Я многому учусь.

— Следите за фигурным катанием в целом? Кто нравится?

— Я начала смотреть фигурное катание с тех пор, как стала работать с фигуристами. Увлеклась, хожу на соревнования, чтобы наблюдать вживую, как ставятся другие программы, как работают разные хореографы.

Вижу, что классические образы и постановки доминируют, даже если музыка не классичная. Мне хочется добавлять в постановки больше современного вайба, иногда идти на риск. Классика, безусловно, вечна и никуда не денется. Но дух современного мира, нечто молодежное стоит привнести.

Источник: Матч ТВ

Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.