
Знаете ли вы, кто создал платье винного оттенка с загадочной розой для Елизаветы Туктамышевой, в котором она предстала в образе одиночества? А лаконичные кожаные костюмы последних лет, наряд с иероглифом, прозрачное платье для танца «Мулен Руж»?
Автор работ — петербургский дизайнер Гала Филатова, которая уже много лет создает костюмы для спектаклей, мюзиклов, концертов и спортивных шоу. Как-то к Гале обратился Алексей Мишин, наставник императрицы женского одиночного катания: нужны были барабан и свежий взгляд, чтобы придумать новое дизайнерское решение.
«Матч ТВ» узнал у мастера подробности нарядов знаменитой фигуристки, а в итоге получился совместный анализ каждого образа, где даже маленькие визуальные детали играют свои роли. Для начала — краткий рассказ о знакомстве Филатовой с профессором Мишиным и подходах Елизаветы к стилю одежды.
«Лиза — энергетический клубок. Ее ругают, язвят и в то же время ею восхищаются. Она молодец в плане отношения к жизни, и я у нее многому учусь»
— Как и когда началось ваше сотрудничество с Елизаветой Туктамышевой?
— Это случилось в 2019 году в очень забавной форме. Звонит Алексей Николаевич Мишин и говорит: «Мне нужен от вас барабан». Я растерялась: «Какой барабан? Вот вы меня огорошили!» На что тренер парирует: «А вы разгорошьтесь!» Видимо, он подумал, что раз я человек из мира театра, то и реквизит могу создать. Ну я помогла найти барабан для показательного номера под «Destination Calabria», который они тогда готовили.
Помните яркий танец Лизы в образе гусара, в зеленом мундире с цилиндром? Мы сшили костюм очень быстро — буквально одной примеркой. Бывает, «сфотографируешь взглядом» фигуру модели, и сразу ясны параметры. Это как мои опытные мастерицы в ателье: приобнимут артистов, и даже мерки сантиметром снимать не надо (улыбается).
В итоге на первой же примерке костюм идеально сел на Лизу. С этого началось наше долгосрочное сотрудничество. Ей понравилось взаимопонимание и скорость. Она для Лизы особенно важна, потому что из-за насыщенных разъездов на турниры и шоу трудно выкроить время на примерки.
Так мы и работаем уже три года, вместе придумываем дизайн нарядов. Лиза мне доверяет, потому что хорошо знаю нюансы ее фигуры и чувствую, какой вариант платья подойдет ей именно сейчас. Недавно Лиза выступала в шоу «Шахерезада» Татьяны Навки, для которого костюмы шили прекрасные московские мастера (я их хорошо знаю). Но Лиза попросила меня, и мы адаптировали костюм главной героини именно под ее вкусы.
— Наблюдаю у Елизаветы стабильные предпочтения в дизайне: смелые наряды, асимметрия, короткие юбки, балахоны. Какие еще вы отметите профессиональным взглядом?
— Это все верно. Только насчет юбок: мы определили точку длины спереди, с учетом маленького роста Лизы. А со спины уже начали удлинять, чтобы ей стало спокойнее.
Из цветов она любит зеленый и винный. Они ей очень идут, и вообще Лиза — человек насыщенных оттенков. Только начинаем экспериментировать с серым, коричневым… все равно в итоге возвращаемся к яркому. Бледнота — не ее стиль. Ну и черный цвет мы в нарядах часто используем. Все-таки классика.
Также у нас с Лизой в последний год тенденция к упрощению. Стараемся лаконично передать суть образа — без лишних деталей, страз, веревочек, перьев и рюшек. А ведь простота — самое сложное. Нужен огромный опыт, чтобы все выверить до миллиметра и каждого изгиба.
— Дизайнер Татьяна Волкова, в свое время тоже работавшая с Лизой, озвучила такую мысль: игра с формами одежды — часть большого эксперимента. У этой фигуристки своя харизма, она обожает рисковать и экспериментировать с образами. А для харизматичной внешности простую линию не сделаешь, она проявляется как раз в асимметрии. Согласны?
— Да, и это отражение внутреннего состояния души Лизы. Посмотрите на ее действия вокруг спорта: фотосессии, бизнес-проекты, юмор… Она спешит жить полной жизнью здесь и сейчас. Она понимает, что рассуждения в стиле «Спорт закончится, и я себе что-то позволю» — неверны. Да никогда не будет потом! Есть только сейчас. Хочется надеть такой наряд — носи его прямо сейчас! Потом будут другие ноги, фигура, и короткое не наденешь. А позже возраст не позволит.
Лиза — энергетический клубок. Ее ругают, язвят и в то же время ею восхищаются. Огромная армия поклонников, залы встают после ее прокатов. Она молодец в плане отношения к жизни, и я у нее многому учусь.
— В каких сферах вы сейчас работаете, кроме фигурного катания?
— Уже много лет создаю одежду и декорации для театров, концертов, мюзиклов. Театр — явление разножанровое, и для дизайнера там палитра широка. Раньше у меня был бар, где часто проходили праздники. У нас отмечали Новый год творческие люди, и это дало массу знакомств из разных сфер.
Еще создавала костюмы артистам ледовых шоу — работала с Еленой Бережной и Евгением Плющенко. Попала в их команды через своих фокусников, которые участвовали в шоу. Немного сотрудничала и с художественными гимнастками. В свое время покойный Давид Авдыш (хореограф из команды Мишина, который работал с Плющенко основную часть его карьеры. — «Матч ТВ») рекомендовал меня Алексею Николаевичу, и состоялся веселый разговор, которым я поделилась выше. Лиза — одна из немногих моих клиентов-фигуристок. Есть еще одна юная леди, которая — уверена — скоро заявит о себе.
В целом мне хватает их двоих, потому что заказов из других сфер много, а я как раз люблю разнообразие. Единственное из нереализованных творческих желаний, которые у меня остались: опера. Мечтаю создать костюмы для оперного спектакля!
«Мы договорились, что в каждом костюме будут тайные символы, известные только нам с Лизой. Шифровка, которая дает внутренний импульс артисту»
Бордовое платье с розой для темы «Одиночество» (произвольная программа сезона-2022/23)
Сначала я пошла от образа слепой цветочницы из фильма Чарли Чаплина. Она закрывает глаза, краски меркнут, и жизнь теряет солнечный цвет. Как символ этого получилось градиентное платье в серых тонах. Выступила в нем Лиза один раз, и я почувствовала, что как-то не смотрится — слишком блекло. Потом еще увидела у кого-то из парников похожий дизайн. В итоге мы решили придумать что-то кардинально другое и заодно выйти из образа правильной девочки-цветочницы. Лизе идет бордовый, поэтому я сшила костюм в этом насыщенном оттенке. Камней добавила по-минимуму, чтобы сохранить выше обозначенную тенденцию простоты.
Роза, которая вызывает у многих вопросы, — символ печали. Она оставила след в душе лизиной героини, поэтому цветок спереди прозрачный, а сзади — цветной и насыщенный. Мне попалось на глаза детское фото Лизы, где у нее на спинке нарисована роза. Плюс, Алексей Николаевич несколько раз отзывался о своей ученице как о розе, поэтому решила, что этот цветок будет очень уместен.
Черный кожаный костюм под песню «Feeling Good» (короткая программа сезона-2022/23)
Сейчас в фигурном катании болезненная тенденция «я надену все лучшее сразу»: масса деталей, цветовых переходов, лямок, камушков и вытачек. В итоге, на мой взгляд, теряется форма самого человека. Поэтому предложила Лизе освободиться от лишнего и просто сшить лаконичный костюм по ее фигурке. Еще и добавить темные колготки, в которых она давно не каталась. В этих шортах Лиза получилась весьма звонкой и задорной, без излишеств. Тем более, сама песня не утяжелена особым смыслом. Мы думали добавить к костюму блестящий пояс, но в итоге решили отказаться от любых украшательств.
Черное платье с узорчатой юбкой под «Freedom» Бейонсе (показательный номер сезона-2022/23)
Мы ориентировались на саму Бейонсе — девушку экстравагантную и немного вызывающую, зато уникальную. Я нашла ткань с плотной пробивкой кружева, покрытого толстым слоем черного силикона. Смотрится как лакированная кожа. Нетипичный материал для фигурного катания, но на Лизу сел прекрасно. Хотели еще чулки добавить.

Лиза пока что мало надевала это платье, так как изначально задумывалась короткая программа, а затем они сменили музыку и сохранили постановку как показательную. Думаю, костюм еще ждет своего звездного часа. Бывает, что надо отлежаться, а через какое-то время наряд засверкает в новом облике.
Платье цвета морской волны под «Arabia» (произвольная программа сезона-2021/22)
Изначально Лиза сказала, что готовит танец Саломеи. У меня в мозгу сразу буйство исторических фактов: иудейская царевна Саломея соблазнила врага страстными движениями и в итоге убила. Вообще это «танец семи покрывал», поэтому в музыкальной композиции так много частей и переходов.
Хороший показатель, что узоры вызвали вопросы и ассоциации с арабским искусством. Чем больше витиеватых линий и изгибов, тем ярче они играют в голове зрителя. Мы договорились, что в костюме будут тайные символы, известные только нам с Лизой. У нас в каждом наряде такие есть, но я их не назову — шифровка, которая дает внутренний импульс артисту. А зритель просто видит зажигательный восточный танец.
Бордовое платье под «Oblivion» (короткая программа сезона-2021/22)
Лиза танцевала под интересную аранжировку танго, и мы решили подчеркнуть платье калейдоскопом многочисленных тоненьких линий и переходов, сделали рукав наискосок на одном плече. Мы поиграли с лямочками, манжетами, браслетами и завязками. Лиза любит, когда за ее движениями остается след, поэтому я добавила легкие кусочки ткани на руках и юбке. В целом идея костюма проста, и цвет смотрится на Лизе безупречно.
Прозрачное красное платье для «Мулен Руж» (показательный номер сезона-2021/22)
Интересен контраст — длинный пиджак со шляпкой резко переходит в откровенное платье. Суть в том, что образа два: Лайза Минелли в котелочке из «Кабаре», а потом Николь Кидман из «Мулен Руж» в красном наряде, соответствующем моде элитных ночных клубов начала XX века.
Целью красного платья была не эротика, а облегчение силуэта. Он сшит из прозрачной воздушной ткани, как корсетик. В целом, это же тема кабаре, и скромный костюм здесь неуместен. Тем более, Лизе размахнуться — самое удовольствие. Да и показательный номер располагает к шалостям.
Черное платье для «Хроники заводной птицы» (произвольная программа сезона-2020/21)
Мы опирались на японскую культуру, потому что сама тема программы взята из романа Харуки Мураками. Национальный костюм в Японии — кимоно с расклешенными рукавами, легкие полотна на кончиках рук. У вас ассоциация со взмахом крылышек птицы, и это тоже верно в контексте образа, названия. Ткань на кистях рук дает эффект полета. То есть, художник придумал одно, а вы видите другое. Прекрасная многоликость! Еще один мотив японского костюма — пояс на корсетике, который мы продолжили в «Мулен Руж».
Иероглиф на спине я сделала «вырезанным» ножом. То есть, как будто ткань разошлась, и мы видим кожу сквозь этот символ. Было очень приятно, когда в конце сезона Лиза показала программу на командном чемпионате мира в Японии, и местные зрители считали иероглиф, означающий любовь. Все-таки я русский человек, не знаю японский алфавит и могла ошибиться во время шитья с многочисленными изгибами. Но японцы все поняли и очень хвалили костюм, посвященный их национальному роману.
Платья по теме «Спартак» (короткая программа сезона 2020/21)
Конечно, я ориентировалась на рисунки одежды эпохи Древнего Рима, в которую жил знаменитый гладиатор. Хотелось тоги, летящих складочек и украшений того времени. Мы легко и быстро придумали платье в ателье. Белое, какие надевали в то время. Украсили ткань золотистыми «струящимися» линиями на груди, добавили ободок на голову и массивные браслеты на руки.
Но потом лед дал о себе знать: белое платье на фоне белого льда… Лизу это сразу утяжелило, и мы поняли, какой все-таки лед коварный партнер! Поэтому сшили новое платье — фиолетовое. Оставили градиент и украшения, добавили золотистую перчатку. Ободок сняли, ибо он мешал Лизе во время движений. В целом, костюм остался в стиле древнеримской эпохи (кроме цвета). Мне кажется, получилось интересно.
Костюм с прозрачным балахоном под музыку «Lovely» Билли Айлиш и Халида (короткая программа сезона-2020/21)
Черные топ и короткая юбка, покрытые прозрачным балахоном. Лиза обожает балахоны, поэтому мы украсили костюмчик такой накидкой. Еще Алексей Николаевич всегда приветствует, чтобы за Лизой что-то летело. В целом, мы отталкивались от образа самой Билли Айлиш. Она не носит обтягивающую одежду, любит серебряные цепи. Композиции у нее тоже свободные — и по тексту, и по стилю. Поэтому мы решили добавить лизиному облику символы разгильдяйства.

Мне кажется, Лиза тогда выстрелила этим нарядом. Сейчас уже многие стали шить костюмы в подобном дизайне — видела, например, у кого-то расклешенные брюки в этом сезоне. А пару лет назад — на фоне различных фасонов платьев с градиентами и переплетениями — наш костюм вылетел в параллельную реальность. Вроде бы простой, но он показал сущность Лизы.
- Как подбирались образы для моих программ. Колонка Александры Трусовой
- «Думала, наша работа с иностранцами утихнет, но ее только прибавилось». Дизайнер из России номинирована на премию ISU
Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.