«С Нэйтаном Ченом мы не общались, но он передавал мне привет». Интервью Петра Гуменника

«С Нэйтаном Ченом мы не общались, но он передавал мне привет». Интервью Петра Гуменника
Петр Гуменник и Нэйтан Чен / Фото: © Дмитрий Челяпин / Матч ТВ
Серебряный призер чемпионата России Петр Гуменник — крут! Учится, играет на пианино, катается на карбоновых лезвиях и видит свое будущее в IT.

Одна из главных драм прошедшего чемпионата России по фигурному катанию — развязка мужского одиночного турнира. 20-летний Петр Гуменник лидировал после короткой программы с крутым результатом (104,47 балла), но чемпионом стал Евгений Семененко. При этом оба фигуриста впервые в истории российского фигурного катания набрали одинаковое количество баллов — по 295,07. Золото досталось Семененко за счет победы в произвольной.

Драматичная развязка повергла в шок многих. Но Гуменник сохранил спокойствие и достойно принял ситуацию, заявив, что его прокат в произвольной трудно назвать чемпионском.

По ходу сезона он ворвался в элиту мужского катания. После не самых удачных контрольных прокатов Петр собрался. Он стал третьим на этапе Гран-при в Сочи вслед за Марком Кондратюком и Алексеем Ероховым, а спустя пару недель в Москве обыграл всех, включая Семененко, Михаила Коляду и Макара Игнатова, которые перед сезоном котировались выше.

Фото: © Дмитрий Челяпин / Матч ТВ

Зажег Гуменник и на чемпионате России по прыжкам. Сначала поразил всех сложнейшими каскадами в командном турнире и помог победить коллективу под руководством Евгения Плющенко, а потом дошел до финала личных соревнований и там уступил только Григорию Федорову, которому удались два чистых четверных лутца.

А еще у Гуменника впечатляющая биография. Он занимался под руководством легенд Алексея Мишина и Тамары Москвиной, а сейчас его консультирует Рафаэль Арутюнян. Петр совмещает фигурное катание с учебой на факультете программной инженерии и компьютерной техники, катается на карбоновых лезвиях, слушает метал и читает крутую литературу.

Обо всем это он рассказал в интервью «Матч ТВ».

«Исторический момент вытесняет факт проигрыша»

— Поразила твоя взвешенная и рациональная оценка произошедшего на пресс-конференции после произвольной программы. Какие эмоции были внутри при этом?

— Когда потом пересмотрел момент выставления баллов, то, как мне кажется, по лицу можно было прочитать все эмоции, которые испытывал. В первые секунды, когда понял, что стал вторым, все равно были мысли: «Может быть, это еще не конец, вдруг еще одну сотую можно получить». Пару секунд подумал так, но дальше все.

— Быстро удалось отпустить ситуацию?

— Сдерживать себя на пресс-конференции не приходилось. Обидно было чуть-чуть, но сейчас уже не сильно расстраиваюсь. Наоборот, получилось прикольно и интересно с одинаковым количеством баллов. А первое, или второе место — не так уж и важно.

— Появилось удовлетворение от того, что, по сути, стал участником исторического события?

— Вот да. Как раз мысль о том, что со мной произошел этот исторический момент, даже вытесняет факт самого проигрыша.

Вероника Дайнеко / Фото: © РИА Новости / Владимир Песня

— Твой тренер Вероника Дайнеко заплакала после твоей короткой программы. Ощущение, что ее эмоции даже для тебя стали неожиданностью.

— Да.

— Как она отреагировала на итог соревнований в целом? Ей же, наверняка, тоже обидно.

— Вероника Анатольевна была довольна, что я попал в тройку. Это единственное, что она мне сказала. Одинаковые баллы никак не комментировала.

— Как строятся ваши отношения с тренером? Этот старт будто вскрыл, что в вашей совместной работе присутствуют большие эмоции с обеих сторон.

— Да, Вероника Анатольевна эмоциональный человек, на самом деле. И я тоже. Хотя внешне и не скажешь, наверное. Отношения у нас очень хорошие. Я ее очень уважаю, и она меня тоже ценит, как мне кажется.

— Просто в группе Мишина как раз возникали вопросы по количеству внимания, которое уделялось тебе. Почему перешел именно к Дайнеко тогда, хотя есть и более именитые специалисты?

— Я катался у Мишина почти восемь лет. Все это время рядом была Тамара Николаевна Москвина. То есть сначала у нас был лед одиночников, а потом и парников. Иногда я даже уходил на этот лед в «Юбилейном», где катались пары. Тамару Николаевну я знал. Она приходила на тренировки, мы работали с ней над презентацией программ. Поэтому для меня вполне логичным шагом стало пойти в только что открывшийся клуб Москвиной. Вероника Анатольевна же тоже была у Мишина, как один из тренеров. Ее я тоже знал. Собственно, она знала мои способности и понимала, куда меня дальше вести.

«Еще после короткой примерил на себя статус призера ЧР»

Пётр Гуменник / Фото: © РИА Новости / Владимир Песня

— После бронзы на ЮЧМ-2020 появилось ощущение, что твой прогресс затормозился. У некоторых возникает желание все бросить, когда что-то не получается. У тебя был такой момент?

— Нет, у меня такого не было. В тот момент начал учить сложные четверные — тот же лутц. Стал катать программу с лутцем. На первых порах все выходило боком. И травмы получал из-за этого. Все же очень много сил для такого прыжка прилагается, спина постоянно болит. В общем, изучение сложных элементов ультра-си всегда сопровождается издержками в виде травм. Стабильно прыжки же не могут сразу получаться, надо настроить технику, понять ее. Обкатать на соревнованиях все.

Если сейчас падаю с лутца на какую-то сторону, то сразу понимаю, что надо исправить, за чем надо следить на каждом прыжке. Когда только учил все, то не знал этого, делал их нестабильно и получал травмы.

— При этом Александр Жулин по ходу текущего сезона восхищался тем, как ты легко делаешь четверные при таком росте. У самого появилось ощущение, что сейчас ты их щелкаешь как орехи?

— Бывают такие моменты. Зависит от формы. Иногда вроде и не предполагаешь выйти на пик, а приходишь и все с легкостью делаешь. В процессе тренировки набираешь кураж и идешь на уверенности.

— В четверных же очень важно поймать состояние, когда у тебя идеально все складывается. Поймал необходимую координацию, а дальше за счет физической памяти штампуешь.

— Я бы сказал, что когда нет какого-то большого подъема сил, тогда все упирается в технику. Но бывает, когда пребываешь в комфортном состоянии и четверные легко прыгаются, то можно их даже не идеально выполнять. Корректируешь себя в моменте прыжка.

— Ты уже осознал, что стал медалистом чемпионата России?

— Ну да, я даже заранее об этом подумал, еще после короткой на себя примерил такой статус. Так что все хорошо.

Фото: © Дмитрий Челяпин / Матч ТВ

— Ощущаешь теперь себя звездой российского фигурного катания?

— Наверное, пока нет. На самом деле до конца все равно не верится, что я призер. Потому что сразу вспоминаю, как в 2010-м году смотрел чемпионат России по телеку. И там были все мэтры, Плющенко… А теперь сам занял второе место на этом турнире.

— Твою личку в соцсетях, наверное, завалили поздравлениями после этого?

— Да. Но сегодня уже успел даже всем ответить. Между награждением и гала-шоу.

«Знал, что способен на любое из 17 мест»

— Прежде на чемпионате России ты не поднимался выше пятого места. С какой задачей изначально ехал в Красноярск?

— Знал, что способен на любое из 17 мест. Как получится при этом, не предполагал.

— Однако в этом сезоне у тебя были крутые выступления на Гран-при, ты шел по восходящей по сезону. Это должно было добавить уверенности.

— Да, на контрольных прокатах все было не лучшим образом, потом пошел прогресс на втором этапе Гран-при, а на четвертом удалось победить. Обогнать ребят, которые находятся в топе. Это мне действительно сильно помогло.

— Как сам для себя объясняешь причину успеха в этом сезоне? Держал в уме, что он постолимпийский и лидеры могут быть не в лучшей форме?

— Не думал, что ставку нужно делать именно на этот сезон, несмотря на то что он постолимпийский. Не догадался как-то. Как уже говорил, просто стабилизировал четверные, нашел правильную технику. Грамотно сработали с Вероникой Анатольевной и Рафаэлем Арутюняном. Лично, конечно, он не мог присутствовать на тренировках, но консультировал и помогал.

— С Нэйтаном Ченом не связывал тебя, чтобы тот еще какие-то советы дал?

— Нет, Нэйтан только привет мне передавал. Тесно с ним не общался. Но с Рафаэлем Владимировичем — плотно.

Нэйтан Чен и Петр Гуменник / Фото: © Личный архив Петра Гуменника

— Какие советы больше всего помогли?

— Мы начали работать вместе уже больше года назад — меняли технику. С этим было сложно. Сперва стало даже хуже, можно сказать. Все же было непривычно с новой техникой. Сейчас я ее уже приучил к своему телу. Стало все удобно, прыжки хорошо идут.

— База Мишина шла вразрез с советами Арутюняна?

— У меня очень своеобразная техника. Вероника Анатольевна считает, что она моя — авторская.

— То есть теперь сам можешь давать советы ребятам в своей группе?

— Она не самая лучшая все же.

— Рафаэль Владимирович поздравил тебя с отличным результатом?

— Да. Напутствие тоже сказал. Нужно работать над скольжением.

«Пробовал четверной аксель на удочке»

— Если ты добавишь в программу четверной лутц, то у тебя будет самый сложный технический набор среди российских одиночников. Есть желание к этому стремиться?

— Сейчас его прыгаю постоянно, каждый день. Травм он уже не вызывает. Однако исполнять его не всегда целесообразно. Например, на тех соревнованиях, где и без него можно набрать больше всех баллов. В таких случаях логичнее без него катать.

— Ориентируешься на контент своих соперников?

— Да, так и есть.

— А когда видишь, что Илья Малинин делает четверной аксель, не возникает желания попробовать?

— Задумывался об этом. Пробовал четверной аксель на удочке летом. Пришел к выводу, что четверные прыжки не стоит учить таким способом: прыгать в полоборота, потом постоянно падать и падать, пытаясь перепрыгнуть эту канаву через попытки. Надо сначала примериться. Если не получается, значит нужно подождать, что-то потренировать, увеличить высоту прыжка, скорость крутки, потом пробовать еще. Потому что от падений портится техника, могут появиться страх или травмы.

— Многие тренеры разбивают прыжки по фрагментам, используя для этого видео, а потом обучают спортсмена отдельно каждой фазе. У тебя такой опыт есть?

— Да, наверное, некоторые тренеры так делают. Но в этом есть определенная проблема. Когда учил тройной аксель, то отдельно отрабатывал стопор. В итоге он у меня хорошо получался — такой широкий, мощный. Но после него прыжок у меня никак не шел. А ведь связка между стопором и самим прыжком не менее важна. Поэтому разбивка на фазы может помешать.

— Тебя довольно часто сравнивают с Нэйтаном Ченом. Ты сам говорил, что тебе нравятся такие сравнения. А сам как считаешь — вы в чем-то похожи?

— Да, мы похожи: получаем высшее образование, прыгаем все четверные.

— Можно ли сказать, что для тебя он является ориентиром?

— Нэйтан показал, что он может успешно учиться и кататься. Одно другому совершенно не мешает. В этом плане я на него действительно ориентируюсь. Когда закончил школу, то решил, что не буду учиться, пока не уйду из фигурного катания. Но в итоге поступил в ВУЗ, вдохновившись его примером.

Фото: © Денис Гладков / Матч ТВ

— Учеба зачастую становится для спортсмена дополнительным дисциплинирующим фактором. Нужно находить баланс между тренировками и занятиями — это заставляет взрослеть и быть ответственнее.

— Мне больше всего нравится, что могу целыми дня не думать о спорте. Когда в твоей жизни только фигурное катание, становится скучно, начинаешь зацикливаться. Это мешает.

— Ты учишься на сложнейшем факультете программной инженерии и компьютерной техники. Видишь свое будущее в этой сфере после карьеры в фигурном катании?

— Да, вижу. Мне нравится решать задачи по программированию. Я развиваю свой мозг. Это в любом случае пригодится. Понимаю, что могу работать в IT-сфере.

«Выбрал карбоновые лезвия, потому что они легче»

— Следишь за международным стартами?

— Да, смотрю прокаты. Самое крутое событие сезона — четверной аксель Малинина.

— Держишь в уме, что когда-нибудь нужно будет выйти на международную арену и не отстать от Малинина, молодых японцев, которые сейчас появились?

— Конечно, понимаю это. Поэтому стараюсь развиваться технически.

— Обратил внимание, что у тебя черные лезвия. Подсмотрел эту фишку у Шомы Уно?

— Мне прислали их от John Wilson. Это новые карбоновые лезвия, они чуть легче обычных. Ну, а карбон черный. Выбирал не по цвету, а по материалу.

Фото: © Денис Гладков / Матч ТВ 

— Задумываешься еще и о технологиях?

— Сопромат я, конечно, не изучал. Какими свойствами обладают лезвия, не знаю. Но, как уже сказал, карбоновые легче, а в фигурном катании каждые сто граммов — это какая-то доля секунды полета, сколько-то градусов оборота.

— У нас много высоких одиночников, ты один из них. Тот же Артем Ковалев говорит, что нередко ломает лезвия, ботинки. У тебя как с этим?

— Когда мне первый раз прислали карбоновые лезвия, они быстро сломались — разошлись в пятке. Поэтому мне сделали специальное усиление, чтобы они не ломались. А так, больше ни коньки, ни лезвия не ломал. Только шнурки постоянно рву. На этом чемпионате России два раза шнурок порвал.

— Что делать в таких случаях? Вставлять новый?

— Вставить новый я не успевал. Когда порвал первый раз, просто связал обрывки вместе. Когда порвал во второй, он стал слишком короткий, пришлось вытащить его из двух дырок и завязать.

— Это не влияет на стабильность ноги в ботинки?

— Чуть-чуть влияет, но повезло, что шнурок порвался в самом основании шнуровки, где особо никакой функции он не выполняет.

«Могу с братьями сколотить «Gumennikband»

— Твоя мама пишет стихи, у тебя хорошо поставленная речь. Какое воспитание тебе дали? Жесткое, каноничное?

— Нет, не жесткое. Просто много занимались образованием с мамой. Читал немного, но уже в пять-шесть лет я проходил школьную программу.

— То есть первые два класса в школе тебе было совсем скучно?

— В школу я не ходил, но первые года четыре мог вообще не учиться. Программу не изучал, просто выезжал на тех знаниях, которые уже были до школы.

— Есть ли книги или фильмы, которые тебя особенно вдохновляют?

— Два года назад читал фантастическую трилогию китайского автора Лю Цысиня «Воспоминания о прошлом Земли». Она мне очень понравилась. Нравятся произведения Айзека Азимова.

— А еще ты играешь на пианино.

— Ходил в музыкальную школу, играл в дуэте, побеждал в конкурсах. Мы даже в турне по Германии ездили.

— Если бы не стал фигуристом, то были и другие варианты?

— Да, при желании мог стать пианистом.

Фото: © Денис Гладков / Матч ТВ

— Нет желания создать рок-группу, поиграть на клавишах?

— Пока еще не думал. Хотя у меня два брата музыканты. Можно с ними сколотить «GumennikBand».

— Какую музыку предпочитаешь слушать?

— Метал.

— Какую-то конкретную группу?

— Нет, много разных. Назову из разных жанров: Rammstein, Megadeth, Gorgoroth. Остановимся на этом.

— Не думал поставить программу под Megadeth?

— Думал, но, мне кажется, не очень получится.

— Может на показательные сделаешь? У метал-групп же есть лирические баллады.

— Ради интереса можно.

— А из русского метала ничего не нравится?

— Я слушал русские блэк-метал группы. Но они не так впечатляют. Когда-то слушал «Короля и шута», но сейчас уже нет.

— Какие треки слушаешь, чтобы настроиться на прокат?

— По-разному. На предыдущих стартах слушал Rammstein — Haifisch. Сейчас несколько раз перед прокатом слушал Gorgoroth — Burninhislight. Перед каждым стартом меняю трек.