Как Щербакова и Трусова зажигали на своем первом чемпионате Европы

Холод на катке, острая конкуренция и последний старт перед пандемией.

Всего два года прошло с момента, как на чемпионате Европы-2020 дебютировало трио звездочек из России, поднявших женское одиночное катание на принципиально другой уровень технической сложности и зрительского интереса. Тогда они были «ТЩК» — Трусова, Щербакова, Косторная. Теперь устойчивой аббревиатуры нет, а единство непобедимого трио разрушено новым поколением 15-летних рекордсменок. На ближайшем чемпионате Европы Александра Трусова и Анна Щербакова выступят в компании Камилы Валиевой — новичка турнира и еще одной ученицы Этери Тутберидзе.

И пусть по оценкам главная звезда именно Валиева, у Трусовой и Щербаковой своих достоинств хватает. Главное, что отличает их от дебютантки — опыт. «Матч ТВ» вспоминает, как Александра Трусова и Анна Щербакова провели свой первый чемпионат Европы.

Соперничество Трусовой, Щербаковой и Косторной в сезоне-2019/20 захватывало внимание, потому что у каждой было свое мощное оружие, а федерация не спешила отдавать никому первый номер — Саше и Ане ставили примерно одинаковую оценку за компоненты. При этом у Саши в потенциале было больше четверных, у Ани — три квада и все «старшие», самые высокие по стоимости. Победить могла любая, ни у одной не было неотыгрываемой подушки безопасности. Алена Косторная четверные не прыгала, но боролась на равных — благодаря трем тройным акселям и высокой второй оценке.

Арена чемпионата Европы-2020 (его принимал австрийский Грац) вошла в историю как проблемная — фигуристы катались фактически под брезентовым навесом посреди полей Штирии на территории выставочного центра, оборудованного под каток. С нормальной ареной не сложилось — местный хоккейный клуб внезапно отказал организаторам в аренде, потому что готовил свою команду к выходу в первую лигу.

Александра Трунова / Фото: © Raniero Corbelletti / AFLO / Global Look Press

Тренировочный каток находился еще ближе к полям и еще дальше от цивилизации — например, к своему автобусу с тренировочной арены фигуристки шли мимо лошадей на выгуле. Пейзаж фантастической красоты.

Атмосфера турнира от этих неудобств особо не пострадала, правда, болельщикам было все равно, где смотреть соревнования, а озеро с кроликами, лошади в поле и звуки трепещущего брезента на ветру добавляли неповторимого шарма. Когда еще увидишь фигурное катание в таком обрамлении?

В официальной гостинице, где жили спортсмены, случались перебои с горячей водой. В то же время и на арене было объяснимо холодно, особенно это было заметно в помещениях для разминки. Разогреть дубовые мышцы, когда температура в «палатке» почти дублирует температуру на улице в январе, — та еще задача, и чудо, что все избежали травм.

В таких условиях и соревновались на своем первом чемпионате Европы Александра Трусова и Анна Щербакова.

Анна Щербакова / Фото: © Raniero Corbelletti /AFLO / Global Look Press

Трусова каталась под музыку Эдварда Грига «В пещере горного короля» в короткой программе и воплощала образ Дейенерис под саундтрек к «Игре престолов» в произвольной. В Граце тренеры решили облегчить ее прыжковый набор до трех четверных — лутц и два тулупа. Даниил Глейхенгауз говорил о стремлении дать Саше уверенность в своих силах через чистый прокат. Но чистый квад получился только один, и с двумя падениями бороться за победу было трудно. Трусова взяла бронзовую медаль, но едва ли была довольна собой.

Александра Трусова / Фото: © Raniero Corbelletti /AFLO / Global Look Press

Анна Щербакова в том сезоне презентовала одни из лучших своих программ — мистический «Парфюмер» в короткой и «Жар-птица» Стравинского в произвольной. Тройного акселя у нее не было, поэтому ставка делалась на сложную произвольную с четверными — два лутца и флип плюс каскад с риттбергером. Сложность Аню подвела: абсолютно чистым квадом в протоколах отмечен только лутц в каскаде. И хотя произвольную она в итоге выиграла благодаря более высокой технической базе, по отставанию после короткой проиграла золото Алене Косторной.

Анна Щербакова / Фото: © Raniero Corbelletti / AFLO / Global Look Press

Впрочем, медальные разборки были внутри, а снаружи — красивый пьедестал из трех российских фигуристок, до которых не смогла добраться ни одна соперница.

Посмотреть на произвольную женщин, а именно на наших девочек, собрались тогда брутальные австрийские полицейские, все волонтеры и охранники, тренеры соперниц из малых фигурнокатательных стран, продавцы венских вафель, и даже официальные талисманы турнира — виноградинка Грета, капелька Вальтер и тыковка Петер — прилипли к стеклу с обратной стороны смешанной зоны. Те, кому не хватило места в зале, окружили немногочисленные мониторы с трансляцией в подтрибунных помещениях.

Девушки дружно пели гимн России на награждении. Обошлось без откусывания букетов (как в финале Гран-при с шоколадными цветами) и без собачки Саши Трусовой, разгуливающей по ковровой дорожке (как на чемпионате России), но было по-своему уютно и камерно. При этом чемпионат Европы-2020 относительно учениц Тутберидзе оставил ощущение хотя и превосходства, но с недосказанностью. Два чистых проката не удались никому, даже чемпионке Алене Косторной, и все мы ждали решающий раунд битвы ТЩК на чемпионате мира в Монреале. Трусова, Щербакова и Косторная тогда уже успели четверным лутцем вкрутиться нам в сердца, и казалось, что в ближайшие два-три года их никто не остановит.

Остановил коронавирус — сначала отменили чемпионат мира, потом серию Гран-при, два Финала Гран-при и прошлогодний чемпионат Европы. Одиночницы одного из самых талантливых поколений недосчитались нескольких важных турниров и завоевали гораздо меньше медалей, чем могли бы.

И вот Александра Трусова и Анна Щербакова спустя два года снова попробуют подступиться к титулу чемпионки Европы. Защищать его некому — Алена Косторная из-за перелома руки не смогла принять участие в национальном отборе. Что покажут наши фигуристки в Таллине и кому из троих достанется главное золото континента, узнаем уже 10–16 января.

Читайте также:

* Соцсеть, признанная в России экстремистской