«У нее очень красивая фигура, что редко для парниц». Дизайнер раскрыла секреты костюмов топ-фигуристов

«У нее очень красивая фигура, что редко для парниц». Дизайнер раскрыла секреты костюмов топ-фигуристов
Александра Бойкова и Дмитрий Козловский / Фото: © Atsushi Tomura - International Skating Union / Contributor / International Skating Union / Gettyimages.ru
Участие в создании образов Александры Бойковой и Дмитрия Козловского принимают даже их мамы.

Александра Бойкова, чемпионка Европы и России в паре с Дмитрием Козловским, пришла к дизайнеру Татьяне Волковой еще ребенком, когда каталась в одиночном — мастер как-то привозила старшим фигуристам группы костюмы на примерку. После этого Татьяна создала для Александры много нарядов как для одиночницы.  

Затем Александра Бойкова встала в пару с Дмитрием Козловским, но костюмы по-прежнему предпочитает шить у Волковой. Когда дизайнер и фигурист долго работают вместе, у них складывается особенное взаимопонимание. «Матч ТВ» вместе с Татьяной Волковой разобрал полную коллекцию соревновательных комплектов пары. У Александры и Дмитрия есть свой особенный стиль, который проявился и в костюмах олимпийского сезона.

«Лебединое озеро» (короткая программа сезона-2021/22)

Александра Бойкова и Дмитрий Козловский / Фото: © Joosep Martinson — International Skating Union / Contributor / International Skating Union / Gettyimages.ru

Неклассические костюмы по теме культового балета: прозрачная прямая юбка вместо пачки и минимум перьев. Их можно заметить только на чокере и маленькой подвязке в волосах партнерши. Крылья у обоих «лебедей» есть, но они не вышиты, а как бы прорисованы на спинах.

Вообще на эту программу Татьяна Волкова нарисовала массу эскизов. Тестовый вариант — классическую пачку — она сшила еще в мае по желанию тренеров. Конечно, пачка была чуть короче, чем у балерин. Но ее не удалось адаптировать к выбросам и подкруткам. Тогда дизайнер решила сыграть на контрасте: сделала сначала комбинезон для контрольных прокатов, а потом платье — для турниров. 

— Помню, у меня было такое вдохновение, когда утвердили эскиз. Я долго искала ткань для юбки и в итоге нашла эту кружевную. Она очень дорогая и совершенно нетанцевальная. Но мы все как-то сразу почувствовали, что ощущаем в ней музыку «Лебединого озера». В итоге кружевной низ платья Саши — изюминка, выделяющая ее на фоне стандартных платьев, — уверена мастер.

«Малагенья» (произвольная программа сезона-2021/22)

Александра Бойкова и Дмитрий Козловский / Фото: © Joosep Martinson — International Skating Union / Contributor / International Skating Union / Gettyimages.ru

Здесь тоже контраст: лаконичные костюмы под национальный испанский танец. Культура Испании славится как раз своей яркостью, фламенко танцуют в пестрых пышных нарядах. Возможно, для Александры сшили бы подобное платье (адаптированное к спорту, разумеется), если бы фигуристы дебютировали с «Малагеньей» в прошлом сезоне. Ведь программу поставили весной 2020 года. 

— Я тогда сделала много эскизов, где преобладали испанские мотивы. Помню интересный момент во время карантина: мое рабочее пространство закрыто, все кафе закрыты, и мы собрались в Румянцевском саду у набережной Васильевского острова. И я, и Дима живем в этом районе. Погода выдалась солнечная, и мы сидели на скамейке среди деревьев, весело обсуждали варианты будущих костюмов. Креативный был период! Но летом тренеры сказали, что оставляют «Агента 007», а «Малагенью» придержат к Олимпиаде. Через год у ребят изменился подход к теме, и Саша захотела, чтобы платье было простое, без вычурности. При этом красное. А я для себя решила: будет лаконично, но уровень кутюр! — вспоминает дизайнер.

Костюмы к фламенко действительно получились стильные с минимумом декора. На шее Дмитрия сияет крупная брошь-медальон, а у Александры на боку золотистый испанский орнамент. Его делали профессиональные вышивальщицы: вручную натягивали нити, блестящие камни и бисер.

— Иногда простое платье сложнее сшить, чем многослойное, на котором все сверкает и переливается. Там можно спрятать какие-то дефекты. Лаконичность как бы оголяет работу мастера. Ты либо делаешь достойно, либо никак, — заключает Татьяна Волкова.

«Звезда пленительного счастья» (короткая программа сезона-2020/21)

Александра Бойкова и Дмитрий Козловский / Фото: © Joosep Martinson — International Skating Union / Contributor / International Skating Union / Gettyimages.ru

Костюмы к этой программе получились достаточно театрализованными, как для спектакля, но при этом удобными для фигуристов. Александра хотела, чтобы ее платье сшили по подобию коротких пальто, которые носили русские дворянки начала XIX века. Татьяна сохранила стиль эпохи, но разбавила наряд легкостью. Живописные «снежные» узоры по бокам и наверху, красиво сверкающие в движении, передают атмосферу холодной белоснежной зимы. Тончайшая прозрачная сетка на юбке создает эффект полета.

Изначально Дмитрию сшили голубой костюм, который отлично гармонировал с нарядом партнерши. Но после первых стартов Федерация фигурного катания России посоветовала сделать камзол черным. Экспертам казалось, что фигурист очень крупно смотрится в голубом камзоле рядом с миниатюрной Александрой. Дизайнер в срочном порядке сшила черный наряд, но добавила темно-синий градиент, чтобы сохранить отсылку к первому камзолу, который самим фигуристам нравился больше.

Александра Бойкова и Дмитрий Козловский / Фото: © Oleg Nikishin — International Skating Union / Contributor / International Skating Union / Gettyimages.ru

«My Way» (короткая программа сезона-2019/20)

Дмитрий Козловский и Александра Бойкова / Фото: © Jonathan Moscrop / Contributor / Getty Images Sport / Gettyimages.ru

Когда Тамара Москвина предложила музыку для новой программы, дизайнер много разговаривала с Александрой про тему и образы костюмов. В итоге они решили отразить длинный путь Москвиной в спорте (и период выступлений, и тренерскую карьеру).

— У нас зародилось такое прочтение: молодые фигуристы, в которых умудренный жизнью тренер воплощает свой многолетний опыт и навыки. Она вкладывает в них эмоции, какие-то нереализованные мечты и, таким образом, продолжает свой путь. Я пересмотрела черно-белые фотографии костюмов эпохи спортивной карьеры Тамары Николаевны. Стиль был простой, с минимальными элементами — как правило, полосочки. А юбки у фигуристок еще короче, чем сегодня. Мне хотелось передать связь времен через разноцветные полосочки на боковой части костюмов Саши и Димы. Только итог пути — день сегодняшний. Поэтому полосочки современные: яркие, разноцветные, переливающиеся, — говорит Татьяна.

Спустя год после премьеры нарядов Александра призналась мастеру, что они не сразу всем понравились — особенно оттенок.

— Я специально сделала эффект тумана на ткани, чтобы цвет был скромнее. Когда ребята поехали на первый заграничный старт в сезоне, местная камера плохо передала цвет в записи. То есть, он был розовый, но освещение не то. И пошли негативные реакции, мы даже думали перекрасить ткань. А потом на Гран-при видео запечатлело все, как надо, и костюмы «заиграли». Саша сказала, что кто бы ей что ни говорил, она очень счастлива, надевая это платье. Это ее любимое цветовое сочетание, — говорит дизайнер.

«Агент 007» (произвольная программа сезонов-2019/20 и -2020/21)

Александра Бойкова и Дмитрий Козловский / Фото: © NurPhoto / Contributor / NurPhoto / Gettyimages.ru

Стиль Джеймса Бонда. Дизайнер и фигуристы, конечно же, вдохновлялись фильмом и музыкой. Она трагична по восприятию, но в то же время чувственная. Чтобы передать образ преследователей, Татьяна сшила перекрестные лямки на спинах — это имитация ремней для хранения оружия. У партнера снова роскошный костюм, затмевающий партнершу. Идея «стразопада» на груди пришла к дизайнеру еще на стадии создания эскизов.

— Это мое личное цветовое восприятие музыки. Серая и черная цветовая гамма костюмов с блеском дает ощущение опасности наряду со светскими мероприятиями из кино про Бонда, — пояснила Татьяна.

В межсезонье 2020 года, когда решили оставить программу, Тамара Москвина захотела освежить дизайн. Спокойное серое платье Александры сменилось сочным фиолетовым, и лямки на спине упростили. А костюм Дмитрия остался неизменным — уж очень он был привлекательным по форме и благодаря «бриллиантовому дождю» на груди.

Александра Бойкова и Дмитрий Козловский / Фото: © Linnea Rheborg / Staff / Getty Images Sport / Gettyimages.ru

«Очи черные» (короткая программа сезона-2018/19)

Очевидные цыганские образы. И платье, и смокинг — с тонким подбором всех материалов, сочетаний формы и цвета. Наряд Александры «усыпан» алыми розами и золотистыми листьями, а тонкие полосы-бретели визуально держат плечи.

— Костюмы фигуристов часто критикуют за излишнюю театральность и вычурность. Поэтому мы сразу отказались от многослойных пышных нарядов и обилия украшений, свойственных цыганам. Важно понять основные вводные образа, а затем — адаптировать и облегчить их так, чтобы выразить идею через минимальные нюансы. Костюм «в лоб» — неверная стратегия. Поэтому мы отразили тему через ассоциации, — поясняет дизайнер.
Александра Бойкова и Дмитрий Козловский / Фото: © Joosep Martinson — International Skating Union / Contributor / International Skating Union / Gettyimages.ru

По сюжету программы, влюбленная парочка зашла в ресторан. Они уже отдыхают, потому навеселе и ведут себя вальяжно. Молодой человек расстегнул рубашку и бабочку на шее. А девушка, хоть и тоже расслабляется, но более собрана в плане внешности, аккуратной прически. Молодая пара от души танцует под живую музыку — игривую аранжировку «Очей черных».

«Щелкунчик» (произвольная программа сезонов-2017/18 и -2018/19)

В первый (юниорский) сезон на костюмах преобладали композиции из цветов и листьев. Все в белом цвете, и лишь стразы разбавляли вышивку на платье партнерши. Мужской костюм выполнен в стиле моды аристократов 18 века: атласный жилет с росписью, буфы и длинные рукава.

На следующий год фигуристы захотели поменять наряды на более взрослые. У Александры — похожая однотонная юбка из шифона, а наверху — блестящий пастельно-розовый узор. В нем также нет скрытых смыслов: просто абстрактная композиция, цепляющая взгляд обилием стразов.

Более яркий костюм — у Дмитрия. Строгий черный, но с декоративными орнаментами на жилете и рукавах. Вышивку шнуром по сетке сделала театральная вышивальщица. Светлые узоры смотрятся очень ярко на нейтральном черном фоне, а в движении так сверкают, что даже перетягивают внимание зрителя на партнера. 

— У Димы это любимый костюм, он часто его вспоминает в разговорах. Здесь он не оттенял партнершу, как это обычно принято в парах. Дима вообще любит нарядные богато украшенные костюмы. Кстати, много идей по дизайну вносят его мама Виктория и мама Саши Ольга. Они очень одухотворенные женщины, с тонким вкусом, всегда участвуют в наших творческих поисках, — рассказывает Татьяна Волкова.

«Сарабанда» (короткая программа сезона-2017/18)

Костюмы загадочного темно-синего цвета с градиентным переходом в белый. На груди — переплетение четких сверкающих линий. Здесь нет каких-либо символов. Эта аппликация — просто красивый арт-объект без смысловой нагрузки.

Дизайнер вспоминает, как пришла на тренировку фигуристов во время постановки программы и впечатлилась ее первым элементом: Дмитрий переворачивал Александру на 360 градусов.

— Было очень красиво, и у меня сразу возникли идеи, как ребята должны выглядеть во время прокатов. Тамаре Николаевне вообще важно, чтобы дизайнер понаблюдал за работой ее учеников на катке, прочувствовал атмосферу программы и затем, когда вариант костюмов готов, — протестировал их в движении. Тренер никогда не вмешивается в производство костюма. Наоборот, она дает большую свободу, но строго контролирует каждый этап работы по срокам.

По словам Татьяны, она особенно внимательно относится к словам постановщика программы. Ведь тот, кто ставит образ, как правило, его проживает. Автор программы хочет проявить наружу то, что держит внутри. На основе этих чувств можно понять и идею визуального облика. Такую тенденцию мастер особенно хорошо прослеживает в работе с петербургским постановщиком Александрой Панфиловой, которая создает программы для юных фигуристок. Еще дизайнер любит рисовать эскизы костюма под музыку программы: всегда пытается поймать ее ощущение и содержание. Здесь фигуристы катались под легкую аранжировку «Сарабанды». Непривычную: ведь Гендель создал тяжелую композицию — даже мрачную, в характерном чеканном ритме.

Александра Бойкова и Дмитрий Козловский / Фото: © Oliver Hardt — International Skating Union / Contributor / International Skating Union / Gettyimages.ru

Почему у партнерши комбинезон? Мастер считает, что Александре они идут: 

— У нее очень красивая фигура, что редко для фигуристок-парниц. Обычно у девочек, выполняющих силовые многооборотные элементы, закачан боковой пресс, ножки крепкие и мощные. Не как у танцорш — длинные и изящные. А у Саши линии тела грациозные, несмотря на все нагрузки. Это подарок, и красоту стоит подчеркивать обтягивающей одеждой.

К слову, поклонники Александры Бойковой и Дмитрия Козловского могут ждать новостей по костюмам уже на чемпионате России. Творческий поиск дизайнера и фигуристов продолжается. 

Читайте также:

* Соцсеть, признанная в России экстремистской