«Пападакис — молодец, что продолжила танцевать в расстегнувшемся платье». Интервью дизайнера лучших костюмов в фигурном катании

«Пападакис — молодец, что продолжила танцевать в расстегнувшемся платье». Интервью дизайнера лучших костюмов в фигурном катании
Габриэлла Пападакис и Гийом Сизерон / Фото: © Jean Catuffe / Contributor / Getty Images Sport / Gettyimages.ru
Мэтью Кэрон раскрывает секреты работы с главными соперниками российских фигуристов.

Канадский дизайнер Мэтью Карон шьет костюмы для лучших танцевальных дуэтов мира (учеников Мари-Франс Дюбрей и Патриса Лозона). В последние годы к его клиентам прибавились пары и одиночники. Именно Мэтью — автор знаменитого олимпийского платья Тессы Вирту, по образу которого в Канаде сделали куклу Барби. Золотистое платье «змеи» для Мэдисон Чок, получившее премию ISU Awards и отмеченное множеством экспертов — тоже работа Кэрона.

Большинство спортсменов остаются его клиентами после завершения карьеры: дизайнер шьет им костюмы для шоу, сотрудничает в том числе с Екатериной Гордеевой и Элвисом Стойко. А сейчас все мысли Карона занимают наряды Габриэллы Пападакис и Гийома Сизерона: они экспериментируют всей командой, чтобы найти лучший образ для олимпийского выступления. Мы дозвонились до дизайнера в Монреаль и обсудили его опыт работы с топ-фигуристами.

Как Мэтью Карон стал дизайнером из танцора-бальника

С юности я занимался бальными танцами. Мне кажется, костюмы — первое, за что я полюбил этот вид искусства. Танцоры уделяют нарядам большое внимание, детально продумывают каждую складку и рисунок. Хороший костюм — важная составляющая успешного выступления. Постепенно я начал придумывать эскизы нарядов для себя и партнерши, затем пошел в школу дизайна в родном Монреале. Там я многому научился и вскоре уже создавал все костюмы для своего дуэта. Коллеги тоже стали обращаться за помощью. Так я начал обшивать многих танцоров в своем городе.

Шесть лет назад мы познакомились с легендарными тренерами Мари-Франс Дюбрей и Патрисом Лозоном. Им меня рекомендовали хореографы на репетиции. Тренеры изучили мои работы и пригласили сшить наряды для своих звездных учеников — Тессы Вирту и Скотта Мойра. С тех пор я так и создаю одежду для этой группы. Основные мои клиенты — танцевальные дуэты. Со временем ко мне обратились и фигуристы из парного и одиночных видов, в том числе из других стран.

Дизайнер Мэтью Кэрон и фигурист Шома Уно / Фото: © Личный архив Мэтью Кэрона

С кем Карон лично встречается на примерке, а кому отправляет костюмы почтой

Сначала мы просто общаемся со спортсменами и их тренерами. Они рассказывают про музыку, идею программы, что хотят выразить в ней. Далее — каким они видят стиль своего костюма, цвета и разные детали. Я стараюсь получить как можно больше информации, чтобы понять, что люди хотят и на что делать акцент. Так рождаются идеи. Некоторые я озвучиваю и согласовываю сразу, какие-то приходят позже.

Затем я иду в свое ателье и рисую эскизы. Клиенты выбирают лучший, и мы с коллегами шьем первоначальный вариант костюма. Потом встречаемся с фигуристами и тренерами, обсуждаем дополнения и детали. Из материалов мы чаще всего используем лайкру, шифон и стрейч-сетку. Стразы наклеиваем вручную — один камень за другим.

Я часто прихожу на тренировки к своим фигуристам, чтобы окунуться в атмосферу их программы. Это дает почувствовать, каким должен быть их наряд. Я смотрю, хорошо ли сидит мой черновой вариант, какова одежда во время движений на льду.

К примеру, недавно я привозил на каток новые платья для Габриэллы Пападакис. Сейчас мы как раз меняем ее костюмы для одной из программ. В начале сезона мы всей командой задали стиль, а теперь пробуем разные варианты — оцениваем каждый образ, чтобы найти лучший для дуэта именно на Олимпиаду.

К сожалению, не со всеми клиентами удается организовать даже одну примерку и, тем более, атмосферную встречу на льду. Например, Шома Уно, с которым мы давно сотрудничаем, живет в Швейцарии. Мы только один раз встречались лично — нас разделяет океан. Мы все подробно обсуждаем онлайн, я показываю эскизы и макеты. Когда наряд готов, отправляю его Шоме почтой.

Про Тессу Вирту и Скотта Мойра

Они одни из моих первых клиентов-фигуристов. Сразу доверились моему вкусу и дали огромное поле для творчества. Каждый костюм для этого талантливого дуэта — наше общее творение.

Тесса Вирту и Скотт Мойр / Фото: © Jean Catuffe / Contributor / Getty Images Sport / Gettyimages.ru

Для последнего олимпийского танца Тессы и Скотта «Мулен Руж» я сшил несколько вариантов. В нашем окружении менять наряды в течение сезона считается нормой. В большинстве случаев причина не в том, что первый костюм плохо сидит, сковывает движения и так далее. Дело в эволюции: спортсмены ищут тот самый наряд, в котором будут идеально ощущать себя во время исполнения программы. Обычно сценарий такой: дизайнер готовит костюмы, ребята обкатывают их на турнирах, пробуют. В первой половине сезона мы понимаем, что это не итоговый вариант. Сразу строим планы: давайте в следующей модели изменим цвет, загнем рукав, добавим вышивку или камни. Все это творческий процесс.

Кстати, платье Роксаны — моя самая известная работа из собственного репертуара, по его мотивам даже создали куклу Барби. Это прекрасное чувство, когда ты внес свой вклад в великое достижение — олимпийское золото! Я благодарен Тессе и Скотту за доверие и участие в их последнем спортивном успехе. С удовольствием продолжаю сотрудничать с этими ребятами: шью костюмы для их выступлений в шоу и гастрольных турах.

Про Габриэлу Пападакис и Гийома Сизерона

Эти фигуристы — другая вселенная. Очень талантливые артисты, которые всегда создают уникальные программы и знают, что хотят показать. Мы бесконечно обмениваемся идеями по дизайну. Ребята бросают мне новые вызовы и задачи, которые стимулируют. С ними я расту в своем ремесле. Одна из самых уникальных работ для этого дуэта — яркие костюмы в атлетичном стиле восьмидесятых. Мы воплощали образ Джейн Фонды в аэробике.

Габи и Гийом предпочитают лаконичный стиль костюмов, как вы верно сказали. Не обязательно символичные, прямо отражающие образ. Им больше по душе чистые линии, в одном цвете и без изобилия деталей. Это не потому, что фигуристы не любят стразы. Просто им нравится их стиль. Хотя наряды, если присмотреться, довольно сложные и новаторские. Но никто не знает, каким будет следующий костюм этих замечательных фигуристов. Может, он будет украшен камнями? (улыбается)

Почему порвалось платье Габриэлы во время короткого танца на Олимпийских Играх в Корее? У меня нет мнения на этот счет, потому что работа не моя. Я начал сотрудничать с Габриэлой и Гийомом после Олимпиады, когда Тесса и Скотт решили завершить карьеру. Единственное, что могу сказать про ту ситуацию: Габи молодец, что продолжила танцевать после того, как платье неожиданно расстегнулось. Она собралась в доли секунды и смогла отпустить ситуацию. Эта девушка очень сильна духом. Для меня Габриэла — чемпионка просто за это.

Вы правильно заметили, что в новом сезоне образы обеих программ фигуристов похожи. Мы выбрали оттенки красного: сначала холодный бордовый, потом теплый на грани с оранжевым. В коротком танце акцент на линии и движения. Мы уделили много внимания выбору ткани и в итоге решили сделать симбиоз с сеткой, чтобы подчеркнуть эффект безудержной энергетики танца. В произвольном больше романтики и глубины. Мы поиграли с формой костюмов и сделали акцент на асимметрию.

Про Мэдисон Чок и Эвана Бейтса

Мы работаем вместе с 2016 года и мыслим гармонично. Кстати, у нас с Мэди даже дни рождения в один день, поэтому мы очень похожи и чувствуем идеи друг друга. Энергетика и творческие взгляды тоже схожи. Мэди всегда знает, чего хочет. В этом году она выбрала яркое зеленое платье для ритм-танца, а для произвольной программы — глубокий оттенок синего. Он отражает тему космоса.

Поскольку вас больше всего впечатлил танец «Клеопатра» в исполнении этого дуэта, расскажу о нем подробнее. При создании костюмов нас вдохновил образ змеи, ее шершавая чешуйчатая кожа. Мы взяли за основу стрейч-сетку и нашили на ткань массу ярких деталей из лайкры, также украсили камнями. Я предложил сделать платье длинным, чтобы оно передавало образ извивающейся змеи. Мы с командой даже подсчитали общее время, которое потратили на создание наряда: 75 часов. Было очень много скрупулезной ручной работы.

Мэдисон Чок и Эван Бейтс / Фото: © Fred Lee / Contributor / Getty Images Sport / Gettyimages.ru

Про Оливию Смарт и Адриа Диаса

Я работаю с этим дуэтом с момента его образования. Многие оценили наряд Оливии для короткого танца текущего сезона под музыку знаменитой певицы Тины Тернер. Смелое красное платье с множеством ярких блесток подчеркивают экспрессивность королевы рок-н-ролла. Оно открытое и нетипично короткое для танцорши. Мы пересмотрели множество фотографий с выступлений Тины и старались максимально передать ее образ.

Про Кейтлин Хавайек и Жан-Люка Бейкера

Многим запомнилось яркое платье Кейтлин к ритм-танцу прошлого сезона. Темой была дискотека. Помните, как в ночном клубе огни сверкают и переливаются разными цветами? Они и дали нам идею образа.

Вы отметили костюмы дуэта к произвольному танцу сезона-2019/20 на музыку Бетховена и скрипку Паганини. Я ими очень горжусь и хочу пояснить концепцию. Мы хотели показать фламенко и стиль рококо, модный во Франции 18 века. Поэтому платье Кейтлин такое нарядное, а юбка — асимметричной формы, по ассоциации с фламенко. Кстати, королева Мария-Антуанетта тоже любила его танцевать. Облик партнера играет не менее важную роль. Заметьте, какой у него изящный костюм, украшенный розами! Кафтан, декоративность и силуэт — это подражание мужчин женской моде, стиль французских аристократов того времени.

Про Шому Уно

Идею костюма к произвольной программе сезона-2019/20, который вас впечатлил, мы взяли из географии. Когда вы летите в самолете, то видите из окна рельеф местности, мелкие очертания дорог и водоемов. А если летите в темное время суток, огни очень красиво сверкают внизу. И мы решили нарисовать «огнями» континенты на темной рубашке Шомы. Фигурист любит эти загадочные аппликации. Недаром для нового сезона он тоже выбрал обилие камней на контрасте со сплошной тканью.

Про Алису Лью

Мы начали сотрудничество в этом сезоне. Команда Алисы хотела передать единую концепцию обеих ее программ, посвященных природным стихиям. В короткой — огонь и цыганские мотивы, поэтому выбран яркий оранжевый цвет. В произвольной программе у Алисы образы спокойной воды и воздуха, поэтому цвет нежно-голубой. В итоге мы видим контраст двух разных состояний души.

Про Ванессу Джеймс и Эрика Редфорда

Я начал работать с ними недавно, вскоре после образования пары. Но и сотрудничал с каждым фигуристом в предыдущих союзах: шил для их выступлений в шоу. Очень интересная, самобытная пара двух опытных профессионалов. В самом начале сезона я предложил Ванессе отказаться от леггинсов и своего привычного атлетичного имиджа. Делая кремовое платье с золотыми камнями для короткой программы, я хотел создать больше сверкающих линий. Потому что Ванесса такая красивая, ошеломляющая девушка! 

Для произвольной программы мы выбрали вечерний элегантный образ. Ванесса сама попросила этот цвет, потому что он в числе ее любимых. Оба наряда получились яркие, а одежда Эрика их оттеняет, чтобы подчеркнуть партнершу.

Ванесса Джеймс и Эрик Редфорд / Фото: © Kalle Parkkinen / Newspix24 / Global Look Press

Про бизнес и благотворительность на производстве масок в пандемию

Идея сшить такие маски пришла ко мне во время пандемии. Я сидел дома и размышлял: что я могу сделать своими способностями, чтобы помочь людям? Банально — сшить маски. Но не простые, а с уникальным дизайном, на которые явно будет высокий спрос. Так я и понял, что надо взять за основу костюмы знаменитых фигуристов, чтобы их фанаты заинтересовались.

Мы с командой сшили маски и активно их разрекламировали. Клиенты-фигуристы очень помогли, участвуя в фотосессиях. Так наша серия обрела популярность. Мы продали много экземпляров по высокой цене и собрали деньги для благотворительного фонда, который помогает людям, пострадавшим от коронавируса. Теперь это уже неотъемлемый проект нашей команды: мы продолжим шить новые «фигурнокатательные» маски. К примеру, на основе олимпийских нарядов.

* Соцсеть, признанная в России экстремистской