От запрета выступать на чемпионатах мира до пяти четверных прыжков. Какой путь прошли женщины в фигурном катании за 120 лет

История прогресса и борьбы с дискриминацией.

Сверим календарь: на дворе 2021 год. Сильнейшие представители мужчин и сильнейшие представительницы женщин практически сравнялись в своем максимуме возможностей: шесть четверных прыжков в одной программе покорялись американскому одиночнику Нейтану Чену. Пять четверных прыжков исполнила на контрольных прокатах месяц назад российская фигуристка Александра Трусова.

При этом все время существования фигурного катания мужчины были впереди женщин в технической сложности, но граница между ними постепенно начинает стираться. Разбираемся, как так получилось и почему на это ушло более ста лет.

Александра Трусова / Фото: © РИА Новости / Максим Богодвид

Когда фигурное катание только оформлялось как вид спорта, был период, когда соревнования в принципе проводились только для мужчин. Женщин на них не пускали, хотя известно, что они активно осваивали ледовые фигуры уже в 19-м веке и могли бы соревноваться между собой. Впрочем, две женщины в паре или женщина в паре с мужчиной ISU почему-то не смущали, и поэтому парная дисциплина присутствовала в календаре турниров с 1897 года.

Первый чемпионат мира, на котором выступила женщина-одиночница, прошел в 1901-м. Под давлением общественности Международный союз конькобежцев разрешил англичанке Мэдж Сайерс участвовать — правда, соревноваться ей предстояло с мужчинами. И только в виде исключения.

Полноценные чемпионаты мира для женщин стали проводиться лишь с 1906 года.

Что представляло собой фигурное катание того времени? Обязательные фигуры, одинарные прыжки, простейшие вращения в винте и волчке.

В 30-х годах двадцатого века аксель в полтора оборота первой исполнила норвежка Соня Хени. Она вообще была и остается иконой эпохи — попав на свою первую Олимпиаду в 11 лет, Соня успела выиграть Игры три раза. Чемпионат мира ей покорялся 10 раз. Она первой начала кататься в короткой юбке и белых ботинках, первой добавила в спортивные программы хореографию и ожидаемо произвела революцию в представлениях общественности о фигурном катании.

Почти все прыжки в фигурном катании названы в честь их первых исполнителей-мужчин — сальхов (Ульрих Сальхов), аксель (Аксель Паульсен), лутц (Алоиз Лутц), риттбергер (Вернер Риттбергер). Элементы, названные в честь женщин, тоже есть, но все они касаются непрыжковой эстетической части катания. Например, вращение с ногой за головой «бильман» (Дениз Бильман) или спираль на двух ногах с сильным прогибом в спине «ина бауэр» (Ина Бауэр).

Есть версия, что вращение в заклоне (спиной параллельно льду) и в «ласточке» также придумала женщина Сесилия Колледж. Тем не менее ее именем они не названы. Есть и другая версия касательно «ласточки» — что ее изобрел австралийский фигурист Кэмпбелл. Характерно, что в правилах «ласточка» называется camel spin — созвучно с фамилией Кэмпбелл.

Так или иначе, всегда находились женщины, которые стремились усложняться в прыжках. И это при том, что зрители от них ждали прежде всего грации и эстетики — устойчивую моду на это ввели американские фигуристки в 50-х. Американское телевидение щедро эту моду окупало, собирая огромные рейтинги на показе соревнований.

Барбара Энн Скотт / Фото: © PA - PA Images / Contributor / РА Images / Gettyimages.ru

В целом, пока Европа страдала от Второй мировой войны, а потом приходила в себя после нее, Америка в фигурном катании вышла вперед: их спортсменки почти двадцать лет не учили ничего нового и не стремились ставить рекорды, но катались при этом очень чисто, качественно и с большим вниманием к музыке и костюмам. И, соответственно, побеждали.

Пегги Флеминг (в центре) / Фото: © Bettmann / Contributor / Bettmann / Gettyimages.ru

Под занавес 50-х чехословацкая фигуристка Яна Мразкова впервые исполнила тройной сальхов, но большинство спортсменок продолжало прыгать двойные, добавляя в программы максимум аксель в два с половиной оборота.

Следующий прогресс случился в 80-х. Канадка Кей Томсон стабильно исполняла тройной лутц, который долгое время считался самым сложным прыжком для женщин, пока планка не была поднята в связи с освоением женщинами акселя в три с половиной оборота.

Аксель первой сделала японка Мидори Ито (1988). Потом по ее следам пошли Юкари Накано (2002) и Мао Асада (2004). Асада прыгала аксель всю карьеру с разной степенью успешности. Сейчас тройной аксель мы воспринимаем как неотъемлемое оружие Елизаветы Туктамышевой, Рики Кихиры, Алены Косторной. Владеют им и совсем юные Камила Валиева, Софья Акатьева, Софья Самоделкина.

Первые попытки четверных прыжков у женщин зафиксированы еще в 1990 году. Чернокожая фигуристка из Франции Сурия Бонали на чемпионате Европы пошла на четверной тулуп, четверной сальхов и два тройных лутца в произвольной программе. Чистого исполнения не случилось, но Бонали надолго стала символом техничного и темпераментного катания одновременно. Она же известна тем, что сделала запрещенное сальто назад на Олимпиаде-1998, когда уже точно понимала, что не выиграет, — а значит, и терять ей нечего.

Сурия Бонали / Фото: © Boston Globe / Contributor / Boston Globe / Gettyimages.ru

Олимпиады в Солт-Лейк Сити, в Турине и в Ванкувере стали годами расцвета того, что принято называть зрелым женским катанием — с придыханием или пренебрежением. Ничего сложнее тройного акселя и каскадов с риттбергером тогда не исполнялось, да и они были скорее исключением. Женщины развивались в сторону плавности движений, мягкости катания, делали ставку на экспрессию или чувственность. Это то самое время длинных спиралей в красивой позиции на весь каток и качественных тройных прыжков — по этим вещам, кажется, больше всего ностальгируют поклонники зрелого женского.

К 2014 году и после него вырос средний уровень одиночниц в целом. Тогда еще ничто не предвещало бум четверных прыжков, потому что Александре Трусовой и Анне Щербаковой было по 10 лет — они были детьми и только успели выучить тройные. Но развитие было не остановить: сначала появились юниорки, которые запрыгали каскады три-три с флипом и лутцем, потом взрослые стали менять свой второй тулуп в каскаде на тройной. Усложнялись заходы, программы насыщались связками, и все это происходило не за один день. Для того чтобы, например, Алина Загитова к Олимпиаде-2018 подошла способной исполнить все прыжки во второй половине программы, до нее это должны были попытался сделать многие другие. Поэтому хотя у женского прыжкового прогресса и есть явное девичье лицо с чертами, допустим, Саши Трусовой, главная его движущая сила — в массовости. Именно тогда, когда второй эшелон начал массово подтягиваться к уровню первого, произошел качественный скачок развития.

Но кто-то, безусловно, просто должна была стать первой, чтобы показать дорогу другим. Показать, что не стыдно проигрывать мужчинам, если тебе не дают соревноваться с женщинами. Что надеть короткую юбку, в которой удобно прыгать, — не блажь и не недостаток воспитания, а рациональный подход к спорту и право выбора. Что можно и нужно пробовать сложные прыжки, потому что даже аксель в полтора оборота когда-то был сенсацией, а теперь его делает каждый шестилетний новичок в группе здоровья.

Предположим, что спустя 40 лет болельщики будут обсуждать уже тулуп в пять оборотов, вспоминая, как 13-летняя Саша Трусова пробовала свои первые четыре.

Международный союз конькобежцев, кстати, до сих пор противопоставляет мужчин и женщин на уровне правил. Это касается запрета на четверные прыжки в короткой программе у женщин и разных коэффициентов в оценке за компоненты. У мужчин коэффициент более высокий, следовательно, выше максимальный потолок оценки. У женщин коэффициент более низкий, поэтому даже с сопоставимой оценкой за технику рекордный балл женщины будет всегда меньше, чем рекордный балл мужчины. Хотя с точки зрения сложности логики в этом нет: граница за 120 лет действительно стерлась, несмотря на изначально разные стартовые условия.