Трусова будет в образе Круэллы, а Щербакова — булгаковская Маргарита. Чем еще удивляют ученицы Тутберидзе в новом сезоне

Эксперименты или проверенный выбор?

В этот раз фигуристы «Хрустального» и их окружение как никогда долго молчали о том, какую музыку выбрали для олимпийского сезона. Только за два дня до открытых прокатов железный занавес вокруг новых программ в группе Этери Тутберидзе все же приподнялся. Вчера в сети появилось видео с тренировки Александры Трусовой, полулегально снятое в Челябинске (говорят, его автора вычислили и лишили аккредитации — подтвердить эту информацию пока не получилось), а потом заговорили собственные источники «Матч ТВ».

Так мы все узнали, что у Анны Щербаковой будет «Мастер и Маргарита» Корнелюка в произвольной и восточная тема в короткой, у Александры Трусовой — два саундтрека к фильмам «Фрида» и «Круэлла», у Алены Косторной — блюз и «Времена года» Вивальди, у Дарьи Усачевой — музыка из «Величайшего шоумена» и что-то с оперным вокалом.

У Камилы Валиевой — всем знакомое «Болеро» прошлого сезона и новая короткая программа с лирическим настроением, у Майи Хромых — прошлогодний блюз в короткой программе и «Мулен Руж» в произвольной.

Попробуем проанализировать новости о программах через прицел главной задачи каждой фигуристки, которая будет выходить на лед «Трактор-арены» 11 и 12 сентября — завоевать место в олимпийской сборной России. Важное вводное: мест будет всего три, а претенденток в три раза больше. К вышеупомянутым звездам добавьте еще Елизавету Туктамышеву, Елизавету Нугуманову, Анастасию Гулякову, Софью Самодурову и Ксению Синицыну.

Елизавета Туктамышева / Фото: © Наталья Понарина / Матч ТВ

Мистика для Щербаковой

Анна Щербакова давно и успешно работает с мистическими темами. Если придерживаться теории, что каждому дается несколько талантов от рождения, то у Щербаковой явно есть способность заставить шевелиться, как будто от ветра, даже травинку в безжизненном янтарном кулоне, застывшем миллионы лет назад. Холодный «Ловец снов» у нее еще в юниорстве получалась согреть своим особенным чувством музыки. Из плотоядного «Парфюмера» ей удалось сделать гипнотическую изящную сказку про загубленную жизнь.

Анна Щербакова / Фото: © Fred Lee / Contributor / Getty Images Sport / Gettyimages.ru

«Мастер и Маргарита», а в частности тема бала Сатаны, которая будет использована в программе Ани — значительно более мощная и взрослая музыка. Можно спорить насчёт того, насколько эта тема отзывается у интернационального зрителя или судьи, но если кто-то из иностранцев под впечатлением пойдет гуглить и читать краткое содержание романа, так все от этого только выиграют.

Еще одним дополнительным преимуществом именно для Щербаковой мне кажется сам литературный первоисточник с множеством броских фраз, способных помочь лучше почувствовать и передать образ. «… Будь невидима и свободна, … и никогда ничего не проси, в особенности у тех, кто сильнее тебя. Сами все предложат и сами все дадут… И будут в восхищении, королева!» — Анне пойдет.

Кстати, в этом сезоне у нас будет возможность увидеть и мужскую интерпретацию «Мастера и Маргариты» — эта же тема заявлена у Евгения Семененко.

Восточная тема в короткой программе Щербаковой — довольно обтекаемая по смыслу формулировка. Под востоком можно понимать и мягкие арабские мотивы, и воинственные саундтреки к фильмам про боевые искусства. И в том, и в другом, впрочем, Анну вполне можно представить. Вопрос теперь только в узнаваемости выбранной музыки.

Стиль для Трусовой

Новые старые тренеры явно видят Александру Трусову исключительно в четко прописанных образах-брендах, иначе бы не выбрали для нее сразу два саундтрека. «Фрида» и «Круэлла» — две сильных женщины, реально существовавшая и вымышленная, с разной судьбой, но в равной степени харизматичные.

Не в полной мере у меня пока выходит совместить мысленно две картинки: твердо стоящую на ногах реалистку и оптимистку Сашу с ранимой ментально и раненой физически после тяжелейшей аварии художницей Фридой Кало. На первый взгляд, это люди из параллельных миров, и возможно, что тренеры попытаются связать их визуально — например, сделав Трусовой прическу с косой подобно той, что носила Кало.

Интересно, кстати, что несмотря на неплохую музыку в саундтреке, «Фриду» сравнительно редко берут топ-фигуристы. И весь опыт использования ее скорее говорит о некой «несчастливости» музыки: Ильиных — Жиганшин не смогли с этим танцем попасть в основу сборной, Рика Хонго не отобралась на Олимпиаду-2018, Анна Погорилая прекратила соревноваться из-за проблем со здоровьем. Естественно, это просто совпадения, а выборка в целом не такая большая, чтобы говорить о какой-то закономерности.

«Круэлла» — новая история, потому что фильм в кинотеатрах показали не так давно, и он еще не успел выйти в тираж среди фигуристов. Саундрек не проходной, а вполне качовый и роковый — отрывки песен The Rolling Stones, Queen, Deep Purple, Дэвида Боуи, Black Sabbath, The Doors и других.

Отдельно нужно отметить огромный костюмный потенциал темы. Подбором костюмов для фильма занималась художница Дженни Беван — у нее уже есть две премии Оскар за подобную работу. Круэлла в кино сменяет 47 нарядов, причем довольно узкой цветовой палитры — черный, белый, немного серого и красный для акцентных моментов. В общем, «Круэлла» имеет шансы стать самой стильной программой сезона. 

Основание для столь любимых в «Хрустальном» костюмов-трансформеров тоже в наличии. В фильме есть момент, где Круэлла поджигает свою белую мантию, под которой скрывается кроваво-красное платье. Сильно удивлюсь, если Саша не попытается хотя бы в одной версии костюма обыграть это превращение.

Классика для Косторной

После прошлых экспериментов Алены Косторной с музыкой и ее озвученного желания кататься под что-то яркое, отражающее собственный характер, олимпийский выбор выглядит очень неожиданно. Пожалуй, программе под Оззи Озборна в кожаных штанах я удивилась бы меньше, чем набору отличницы с пятеркой за поведение «блюз + Вивальди».

Кто-то скажет: так выглядит потеря индивидуальности — нет больше бунтарки, которая насмотрелась кино и не просто захотела себе программу про вампиров, но и отстояла эту идею. Кто-то скажет: так выглядит взросление. Вряд ли Алена сама принесла на каток «Времена года» и гоняла в плейлисте блюз. Скорее всего, это все предложили ей тренеры, а она согласилась — немыслимо!

А я скажу, что обаяния Косторной может хватить, чтобы и из Вивальди сделать самое обсуждаемое явление сезона. Можно закрасить фиолетовые волосы русым, чтобы не выделяться и не раздражать окружающих, но русалочий огонь в глазах все равно не спрячешь.

Опять «Мулен Руж»

Для предметного обсуждения перспектив Майи Хромых, Дарьи Усачевой и Камилы Валиевой пока информации маловато. У Хромых одна из программ переходит с прошлого года, а вторая — в высшей степени не оригинальное танго Роксан из «Мулен Руж». У Усачевой обе программы новые, но подробностей по музыке, кроме названия композиции для короткой («Never Enough») источники пока не предложили.

Что «Болеро» Валиевой останется на олимпийский сезон, было озвучено еще раньше, а точная музыка короткой программы на данный момент неизвестна. Ясно только, что для Камилы подобрали формулу «зона комфорта и мощная классика». За зону комфорта отвечает лирическая короткая, а за мощную классику — Морис Равель.

Фото: © Денис Гладков / Матч ТВ

Если решите делать какие-то далеко идущие выводы на основании этого текста и новостей про выбор музыки, помните, что программы — это только процентов тридцать успеха, а все остальное будет зависеть от сложности и чистоты прыжков. Ничто еще не потеряно, ничто не выиграно авансом — все самое интересное впереди.

И да, признаюсь: не хотела бы я оказаться на месте Этери Тутберидзе и Даниила Глейхенгауза, которые много дней и ночей подряд подбирали музыку для своих подопечных. Возьмешь что-то слишком оригинальное — не оценят судьи и зрители. Остановишься на «золотом диске фигурного катания» — снова будешь не прав.

Пожалуй, в такой ситуации оглядываться на общественное обывательское мнение — последнее, что стоило бы делать Тутберидзе, Мишину, Москвиной и любому другому тренеру. Угодить всем не получится, а растянутое по разным углам одеяло одобрения обязательно прохудится посередине. Главное — влюбить спортсмена в программу, судей — в спортсмена, а болельщики сами подтянутся.

Дополнение: сегодня утром сайт Первого канала опубликовал полную информацию по некоторым программам одиночниц «Хрустального». Так, блюз Алены Косторной в короткой программе — песня I Am The One американской певицы Бет Харт. Лирика Камилы Валиевой — In Memoriam Кирилла Рихтера. Восточная тема Анны Щербаковой — The Songs of Distant Earth в исполнении Кирилла Рихтера.

Читайте также:

Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.