Кутюрье шьют фигуристам костюмы, а фанаты сравнивают их с обивкой кресел в автобусе. Как высокая мода и спорт пытаются стать единым целым

Роберто Кавалли, Слава Зайцев, Валентин Юдашкин и тысячи страз Веры Вонг.

Костюм фигуриста уже давно является чем-то большим, чем просто одеждой для выступлений. Спортсмены вкладывают в костюмы всю свою фантазию и кучу денег. «Куча» может измеряться суммой в 25 тысяч рублей (минимальная стоимость фигурнокатательного костюма в России) и до бесконечности. Иногда спортсмены работают не просто с дизайнерами ледовых костюмов, а модельерами мирового уровня, чья известность давно вышла за пределы олимпийского катка. «Матч ТВ» собрал примеры встречи фигуристов с миром высокой моды.

Вера Вонг

Самая известная в мире свадебный дизайнер сама в прошлом была фигуристкой. Правда, отобраться в сборную США у нее не получилось, и Вера стала проектировать платья. Сейчас в ее нарядах сияют Кара Делевинь, Гвен Стефани, Ариана Гранде, Андра Дэй и десятки других звезд.

Первые громкие успехи к ней пришли в 1990-х, когда Вонг начала сотрудничать с главными американскими фигуристками тех времен — Нэнси Керриган и Мишель Кван.

В 1992 году Нэнси выиграла свою первую олимпийскую бронзу в платье от Веры. Оно абсолютно в ее стиле, похоже на классическое свадебное — его потом копировали бесконечно. Идеальная американская девушка Нэнси под музыку из патриотического фильма «Рожденный четвертого июля» в идеальном платье стремится к своей американской мечте.

Через два года на Олимпиаде в Лиллехаммере Нэнси уже была мировой звездой. Отчасти «благодаря» Тоне Хардинг и истории с нападением. СМИ были единогласно на стороне Нэнси, она оставалась той же идеальной девушкой из идеальной семьи в идеально минималистичных платьях от Веры Вонг. К золоту ее дружно подгоняли всей страной. Вера вручную сшила платье для произвольной и лично приклеила на него 11 тысяч страз. Золота не случилось, — слишком хороша была юная украинка Оксана Баюл, но образы Нэнси стали эталоном для нескольких поколений фигуристок.

Кстати, свое свадебное платье Керриган тоже доверила Вере Вонг.

В 1998 году легендарная Мишель Кван выиграла олимпийское серебро в легендарном голубом платье от Веры Вонг. В этом простом платье-майке она была богиней, и в этом точно заслуга Веры. Потому что плюшевые майки в 90-х были у всех, а богиней выглядела только Мишель Кван.

В 2010-м на Верином костюме наконец-то появилось олимпийское золото. Его принес Эван Лайсачек, который в монохромных образах от Вонг катал русскую классику.

Различить два черных костюма Эвана просто: перья — «Жар-птица», змеи — «Шахерезада».

Если кто-то считает, что «Жар-птица» — это только яркая птичка или Иван-царевич, который ее ловит, — он не прав. Демонически черный Эван имеет право быть Всадником ночи: он был в черном на черном коне и нес за собой ночь. Для мастера минимализма Веры такой сюжет стал огромным полем для творчества.

В произвольной программе Вонг позволила себе только одну деталь декора, зато какую! Шею и грудь Эвана обвивали змеи, которых в сюжете сюиты Римского-Корсакова нет, но восточную тему они при этом передают прекрасно. Не пойдем против своей совести, если скажем, что это один из лучших мужских олимпийских костюмов в истории.

Сейчас Вера Вонг активно сотрудничает с Нейтаном Ченом. Ее работы для Нейтана нередко встречают насмешки — например, сравнение с обивкой автобусных кресел или омлетом — и даже прямой хейт, но сам дуэт все это не смущает.

Вера шьет всё новые и новые варианты и даже успевает спрятать в них скрытые смыслы. Есть версия, что в этом вензеле на рукаве костюма для программы Rocket man спрятаны инициалы Элтона Джона, Нейтана Чена и самой Веры.

Кристиан Лакруа

За престиж французской моды в фигурном катании 90-х отвечал сам Кристиан Лакруа. Тогда он был уже популярным модельером, создал линейку джинсовой одежды, женского белья, мужских костюмов, униформы для Air France и даже парфюмерии. Стиль Кристиана Лакруа — это вычурность, обилие декора, сочетание разных текстур и яркие цвета.

Всё это собрали в себе соревновательные костюмы самой яркой и нашумевшей спортсменки 1990-х — Сурии Бонали.

В 1992 году Сурия выступала на Олимпиаде в Альбервилле. Лакруа сшил ей такое платье для фламенко, что на нем можно даже его подпись не ставить, настолько сразу видно, чьих это рук дело.

В 1998-м Сурия вошла в историю. После короткой программы у нее уже почти не осталось шансов на золото или какую-то другую медаль. Поэтому она решила жечь до конца и в произвольной программе сделала запрещенное правилами сальто. Олимпийской медали у нее так и не случилось, зато было историческое сальто в голубом платье от Кристиана Лакруа.

Роберто Кавалли

Переходим к итальянской высокой моде. Кавалли слывет главным специалистом по звериным принтам, камням, стразам и лоскутам. Видите зебру в лоскутах со стразами — не ошибетесь в авторстве.

Самый именитый итальянец одевал самую именитую в фигурном катании итальянку. В платье от Кавалли Каролина Костнер завоевала в 2009 году серебро чемпионата Европы. Сезон был не самый выдающийся, но платье запоминающееся. Не факт, что в позитивном ключе, но оно запомнилось.

Знаменитый зеленый комбинезон тоже вышел из модного дома Роберто Кавалли, только не из-под рук самого модельера, а его коллег и последователей. Ух, сколько же хейта вылилось на этот костюм под «Послеполуденный отдых фавна». Его называли «бешеным салатом», жаловались на резь в глазах и сравнивали со сварочным аппаратом. Зато как он запал всем в душу за всего один выход на лед на чемпионате Европы-2018!

Несмотря на всю спорность этого образа, хочется немного оправдать комбинезон. У него есть вполне явный прототип — костюм Рудольфа Нуреева в образе Фавна. Итальянских дизайнеров, конечно, это не извиняет, но полет их мысли становится более понятным.

Алена Ахмадуллина

Российский дизайнер Алена Ахмадуллина, в прошлом спортсменка, создавала костюмы для гимнасток-художниц и одевала сборную России на церемонии закрытия Олимпиады в Ванкувере.

В сезоне-2015/16 Алена сотрудничала с Еленой Радионовой и сшила для нее финальный (всего их было три) вариант платья для программы «Титаник». В нем Лена выступила на чемпионате мира в Бостоне.

Платье подверглось резкой критике со стороны болельщиков: за странные разрезы, неуместные перчатки, слишком легкую юбку и чересчур детские бантики. 

Побудем адвокатом дьявола еще раз и примем удар на себя: этим платьем Алена постаралась показать изменение героини фильма. Роза в начале сюжета, как мы помним, совсем юная — ей всего 17 лет. К трагическому финалу рокового путешествия она словно прожила несколько жизней, и теперь назвать ее ребенком уже не получится. Детство и юность героини будто бы поглотил океан, точно так же, как цвет морской волны поглощает розовый цвет на платье Лены и подступает к бантикам на плечах.

Слава Зайцев

Если есть в России модельер известнее Славы Зайцева, то его нет. Зайцев заслужил мировую славу многолетним трудом и прошел путь от художника текстильного рисунка на Экспериментально-технической швейной фабрике Мособлсовнархоза до всемирно известного кутюрье. Слава создал миллионы различных образов, шил костюмы для кино, театра, эстрады и рекламы. Еще в советское время его называли «красным Диором» за достижения в области моды.

На Олимпиаде-1980 в Лейк-Плэсиде советские танцоры Ирина Моисеева и Андрей Миненков стали бронзовыми призёрами в костюмах от Славы Зайцева. Внимательный киноман может заметить что-то знакомое и будет прав. За семь лет до Олимпиады Слава Зайцев шил костюмы для фильма Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию», и у главной героини Зиночки (в исполнении Натальи Селезневой) было невероятное коралловое платье с графичными белыми полосами. При создании костюмов для Моисеевой и Миненкова Зайцев вдохновился своей же работой.

Но все же Зайцев известен как певец од русскому народному промыслу и исконно русским мотивам в одежде. К 1988 году это стало заметно и в костюмах спортсменов. Наталья Бестемьянова и Андрей Букин стали олимпийскими чемпионами в богатых черно-золотых костюмах, в которых безошибочно угадывается почерк маэстро.

В 2010 году на Олимпиаду в Ванкувере снова приехали костюмы Зайцева: на Яне Хохловой и Сергее Новицком. В оригинальном танце у ребят была русская народная песня «Вдоль по Питерской». Слава расстарался и пошил два варианта. В них сразу угадывались Славины коллекции в русском стиле. Первый был совершенно радикальным и не оставлял выбора сетчатке глаза зрителя, она могла быть сожжена без остатка.

К Олимпиаде глаза болельщиков решили пощадить и сшили новый вариант — идеально-зеленый. Прекрасно сочетался с рыжими волосами Яны и зелеными бортами олимпийского катка. Отдельная любовь — сапоги Сергея. Тот случай, когда спортсмены не заняли высокое место в таблице, но заняли его в наших сердечках своим танцем и вниманием к деталям.

Валентин Юдашкин

В 2018 году к Валентину Юдашкину обратились Александра Степанова и Иван Букин за костюмами для ритм-танца. И это было отличным решением, их костюмы для танго обожали, обсуждали, осуждали, требовали срочно перешить — то есть они были такими, какие должны быть.

Александра рассказала, что костюмы стали их совместной работой с модельером:

— Мы ему покидали видео своих предыдущих программ. Он нас посмотрел, прикинул, и потом в следующий раз мы уже пришли, у него была куча эскизов. Валентин нам их показал, и там уже мы обсуждали детально: что бы нам хотелось, что добавить, что, может быть, убрать, но первую идею подал он. То есть делали вместе. Не было такого: «Я буду вам это шить, а вы будете кататься" (источник — News.ru). 

В следующем сезоне они снова сотрудничали с Юдашкиным. Он стал автором изысканных костюмов для «Мулен Руж». В самом первом варианте костюмы были вычурными и очень-очень декорированными. Сашины руки были украшены золотыми цветами, а Ваня носил настоящий фрак с длинными фалдами. По ходу двух сезонов постепенно ушли в небытие золотые розы с рук, богатая юбка превратилась в более простую, а фрак — в просто смокинг. Но кто скажет, что они не прекрасны во всех этих образах?

* Соцсеть, признанная в России экстремистской