Последнее время фигурное катание ассоциируется у зрителей исключительно с четверными прыжками, но это, конечно, упрощение — на самом деле фигуристы делают множество других сложнейших трюков, поражающих воображение не только в динамике, но и в статике.
В подборке «Матч ТВ» — уникальные элементы в исполнении Трусовой, Валиевой, Коляды, Ханю и других, которые отвергают законы физики и суперэффектно выглядят на фото.
Кантилевер. Александра Трусова
Первым исполнителем кантилевера считается Илья Климкин — эту спираль даже называют «кораблик Климкина». За последние сезоны элемент стал визитной карточкой Александры Трусовой — она использует его в каждой соревновательной программе и на показательных выступлениях. Смотрится эффектно — как супергероиня, стремящаяся пройти под опасными лазерными лучами. Требует выворотности бедренных и коленных суставов, сильных ног и спины — опуститься в кантилевер еще полдела, а вот аккуратно из него подняться действительно сложно.
Бауэр, ина бауэр. Юлия Липницкая
У Юлии Липницкой было сразу несколько фирменных элементов — бильман с захватом за голень и вращение в плотной затяжке на высочайшей скорости, а также бауэр — разновидность спирали, когда ноги стоят на разных ребрах, но параллельно друг другу. Таким образом фигуристка движется по дуге с драматичным прогибом в спине.
Липницкая не единственная, кто исполняет бауэр, но по совокупности прогиба и продолжительности скольжения в этой позе, а еще вписанности в музыку в «Списке Шиндлера» ее можно назвать одной из лучших исполнительниц.
Флажок. Камила Валиева
Еще одна фигуристка с яркой индивидуальностью во всех элементах, требующих растяжки и выворотности, — Камила Валиева. Флажок, кстати, входит в число первых спиралей, которые разучивают начинающие спортсмены, но в случае с Камилой он доведен до абсолюта и никак не напоминает легкий детский элемент. Опорная нога прямая, свободная нога максимально поднята к корпусу, и в этом положении Валиева завершает одно из своих фирменных вращений — с центровкой и на скорости.
Вращение с ногой за головой. Даниэль Грассль
У этого элемента пока нет официального названия, но, возможно, однажды его будут именовать «грассль». У итальянского одиночника Даниэля Грассля индивидуальный подход к фигурному катанию — своеобразная группировка в прыжках и попытки делать необычные вращения. Эта версия на одной ноге с ногой, заведенной за голову, — одна из самых узнаваемых позиций в арсенале Даниэля.
Бедуинский прыжок. Алена Косторная
Бедуинский прыжок еще называют «бабочкой». Особенность — плечи в течение всего прыжка остаются параллельными льду, а ноги показывают мощный круговой мах. Фигурист как бы лежит на плоскости, параллельной льду, а на фото — как будто левитирует. Используется как связующий элемент во вращении, а также как самостоятельный прыжок в дорожке шагов.
Чинян. Андрей Мозалев
Внешне это похоже на волчок в полете, и по факту таковым и является. Основное требование к чиняну — чтобы была принята позиция волчка в воздухе, с бедром, параллельным льду. После приземления из этого положения фигурист обычно продолжает вращение в волчке, либо же потом меняет позицию.
Волчок в складке. Михаил Коляда
Волчок считается классической позицией во вращении, но его вариация в плотной складке более сложная. Прежде всего потому что она требует развитой гибкости для плотного прилегания линии тела к линии свободной ноги. Опорная нога при этом должна выдержать вес тела на нужной скорости в должном количестве оборотов без потери центровки.
Заклон. Сатоко Мияхара
Заклон — базовая позиция во вращении, имеющая свои особенности у каждого фигуриста. Кто-то склоняет только одно плечо, кто-то держит руки вместе, кто-то — разводит их. У японки Сатоко Мияхары заклон получается со спиной, уложенной практически параллельно льду, и с замком рук.
Кораблик. Эшли Вагнер
Разновидность спирали, когда лезвия обоих коньков стоят на одинаковом ребре. Выглядит визуально довольно легко, однако поставить так ноги в линию в одной плоскости сложно даже без коньков. Требует не столько растяжки, сколько выворотности и баланса.
Бильман. Елена Радионова
Говорят, что первой вращение с поднятой за головой ногой выполнила Тамара Братусь (она же Тамара Москвина), но вращение назвали по имени другой исполнительницы Дениз Бильман. Бильман требует растяжки, гибкости позвоночника и здоровой спины — именно поэтому он пропадает у многих взрослых фигуристок и почти отсутствует у мужчин.
Классический вариант бильмана был у Елены Радионовой — захват свободной ноги за лезвие и положение корпуса и рук, образующее силуэт бутона тюльпана.
Либела с захватом ноги. Алина Загитова
Либела — еще одно название всем нам известной ласточки. Либела бывает качающаяся (с переменой положения корпуса), обратная (с разворотом лица или корпуса полностью к потолку), бывает и с захватом ноги. Иногда она так и остается финальной позицией, а иногда бывает промежуточным положением к переходу во вращение в колечке.
Наглядный пример либелы с захватом ноги — у Алины Загитовой.
Прыжок в шпагат. Джейсон Браун
Прыжок в шпагат на льду выглядит впечатляюще, потому что, отталкиваясь зубцами на скорости, фигурист выпрыгивает на высоту борта. Тут все просто — чем лучше растяжка в шпагат, тем качественнее получится элемент. Шикарные прыжки в шпагат были у Саши Коэн, а из мужчин можно выделить Джейсона Брауна.
На что стоит обращать внимание в хорошо выполненном прыжке в шпагат? Прямые колени, развернутое бедро и носки — передний тянется вперед, насколько позволяют ботинки, а задний направлен вправо и вверх.
Гидроблейд. Юдзуру Ханю
Основной принцип этого элемента — в сильном приседании на глубокое ребро (внешнее или внутреннее) с значительным наклоном корпуса параллельно льду. Фигурист движется по крутой дуге, держа ноги либо скрещенными, либо вынося одну ногу вбок. Название объясняется визуальным впечатлением, как будто спортсмен зависает над водной гладью. Гидроблейд — бренд-элемент для японца Юдзуру Ханю, хотя им владеют многие. Каждое его исполнение Ханю заставляет трибуны визжать от восторга.
Бэкфлип. Нейтан Чен
Сальто запрещено правилами к исполнению в соревновательных программах ввиду его высокой травмоопасности. Но некоторые отчаянные ребята все же делают сальто на шоу — по отталкиванию и направлению прыжка этот элемент еще называют бэкфлип. Кстати, женщины тоже его прыгали — например, француженка Сурия Бонали.
Читайте также:
- Четверной прыжок за полгода, персональная выставка и открытая душа. Призёр чемпионата России Марк Кондратюк общается с «Матч ТВ»
- Глейхенгауз в Эмиратах, Тутберидзе во Флориде, Туктамышева в поисках новогоднего настроения. Как провели праздники фигуристы и тренеры
- Решение Медведевой, рейтинги Загитовой и дуэль Плющенко — Тутберидзе. Что принес 2020-й российскому фигурному катанию
Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.