На Гран-при она опередила Трусову и Косторную. В чем секрет самой взрослой фигуристки Туктамышевой

На Гран-при она опередила Трусову и Косторную. В чем секрет самой взрослой фигуристки Туктамышевой
Елизавета Туктамышева / Фото: © Олег Бухарев / Матч ТВ
Корреспондент «Матч ТВ» — о том, как судьи игнорировали прогресс Туктамышевой, и почему она продолжает бороться.
  • Воспитанница Алексея Мишина в выходные выиграла московский этап Гран-при: по итогам двух программ она набрала 223,39 балла 
  • Ранее в нынешнем сезоне спортсменка заняла 3-е место на этапе Кубка России в Сочи.

Год назад в Красноярске я спрашивала у Елизаветы Туктамышевой, в чем секрет ее спортивного долголетия. «Долгожительнице» Лизе тогда было двадцать три, и на чемпионате страны она не смогла пробить броню трехпушечного танка модели ТЩК-2019 (Трусова, Щербакова и Косторная), остановившись в шаге от пьедестала. Тогда она стала первой российской одиночницей, которая попыталась исполнить в программе четверной тулуп и тройной аксель.

Лиза ответила: «Секрет в сохранении чувства, что ты ещё что-то можешь доказать себе. Привнести что-то хорошее в фигурное катание».

Возможно, это был не такой кинематографичный ответ, какой мне хотелось бы услышать. Подобное кредо не сгодится для яркого заголовка, да и как моментальная мотивация не сработает — не продашь такой секрет задорого. Но вся карьера Туктамышевой построена не на моментальной мотивации — возможно, поэтому мы ее до сих пор не потеряли.

Елизавета Туктамышева / Фото: © Олег Бухарев / Матч ТВ

Почему вообще нас так удивляет 23-летняя фигуристка, соревнующаяся на высоком уровне? Для большинства видов спорта этот возраст не критический. Но фигурное катание за последние годы значительно омолодилось — девушки выходят на пик результатов в 15-17 лет, выигрывая все медали, до которых успевают дотянуться, а потом на смену им приходят другие 15-летние.

На самом деле так было всегда, просто в меньших масштабах, и на одну условную Тару Липински приходилось пять конкурентоспособных взрослых. Бум российского женского одиночного катания, накрывший мир во втором десятилетии нулевых, все изменил: фигуристки старше 18-ти лет ничего больше не могли противопоставить сложности и стабильности юных нежных кузнечиков.

Высочайшая конкуренция не оставляет старшим времени пережить взросление, не потеряв при этом мотивацию и доверие тренера. Да что там тренера, если даже в общественном сознании проигравший пару стартов спортсмен должен принять немедленные антикризисные решения — начиная от перестановки прыжков внутри программы и заканчивая сменой тренера или вообще уходом из спорта.

По такой логике Елизавета Туктамышева должна была уйти с глаз долой как минимум дважды. Выиграв чемпионат России за год до Олимпиады-2014, отбор на Игры она провалила, оставшись только десятой, а потом на рядовом старте получила серьезную травму — перелом ноги с разрывом нескольких связок.

После подобной неудачи по популярному ныне мнению Лизе оставалось ползти в сторону спортивного кладбища несбывшихся надежд, но она невероятным образом вернулась и в следующем же сезоне выиграла сразу финал Гран-при, чемпионат Европы и чемпионат мира. До нее провернуть такой трюк в последний раз удавалось Каролине Костнер. После нее — Евгении Медведевой.

При этом на чемпионате мира-2015 в короткой программе Туктамышева пошла на тройной аксель — невероятный риск! — и сделала его идеально. Получается, эра ультра-си прыжков российских одиночниц в новой истории началась именно с нее.

Елизавета Туктамышева / Фото: © YUTAKA / AFLO / Global Look Press

И снова, как принято считать, после победного сезона карьера Туктамышевой должна была идти по нарастающей. До Олимпиады в Пхенчхане оставалось три года, Лизе было девятнадцать — казалось, пубертат, скачки веса и психологические проблемы позади, а впереди — мировое господство. По факту же Туктамышева вошла в пике — выдала три самых нестабильных сезона за всю свою карьеру и снова не смогла отобраться на Олимпийские игры.

Потом хореограф Татьяна Прокофьева рассказывала, что в какой-то момент на летних сборах — в один из тех дней, когда на тренировке снова не получалось ничего — Лиза прислонилась к ее плечу и расплакалась. «Я не хочу быть хуже всех».

Чтобы не быть хуже всех, Туктамышева все это время пыталась стать лучше себя вчерашней. Обидно, что в ее отношении как никогда был силен эффект «зачетной книжки» — судьи ставили ей оценки за прокат сейчас, держа в уме Лизу прежнюю. Отсюда семерки в компонентах даже тогда, когда она заслуживала хотя бы восьмерок, низкие ГОЕ за эталонные прыжки и живучие стереотипы о стагнации и однообразии.

Елизавета Туктамышева / Фото: © РИА Новости / Александр Вильф

Первый миф касается неспособности учить новые элементы. Ложь: когда-то Лизе хватало каскада лутц-тулуп для победы на чемпионате России-2013, потом добавился тройной аксель в короткой программе — без него она не выиграла бы чемпионат мира-2015. Потом вместе с произвольной акселей стало два, затем — три.

Интересно, что за исполнение трех тройных акселей на одном соревновании в книгу рекордов Гиннеса занесена Мао Асада. Она сделала это на Олимпиаде-2010, и ей на тот момент было девятнадцать лет. Туктамышева стала прыгать подобный набор в двадцать два года.

Недавно Лиза освоила каскад с ойлером. В прошлом сезоне пыталась делать каскад из тройного флипа и тройного тулупа, чтобы добавить себе еще пару баллов за технику, но судьи упорно отмечали на флипе неверное ребро — тогда пришлось заменить первый флип на тулуп.

В этом сезоне Елизавета вернула вращение в позиции бильман — с прогибом в спине и захватом ноги над головой. Бильмана не было почти четыре года из-за трех протрузий в позвоночнике и сопутствующих им сильных болей. Кроме бильмана, Туктамышева выучила вращение в передней затяжке.

Елизавета Туктамышева / Фото: © Олег Бухарев / Матч ТВ

Но самый, пожалуй, устойчивый миф, — что Елизавета Туктамышева кроме востока и цыганских романсов ничего не умеет и не чувствует. Это категорически не соответствует реальности.

Начиная с 2014 года Туктамышева успела попробовать классику в виде «Болеро», «Спартак» и концерт № 23 Моцарта. Была восточная «Клеопатра» и «Индия» в подобии фиолетового сари. Была программа под вокал оперной певицы Анны Нетребко. Был легкий флиртующий джаз, была роковая «Drumming song», в этом сезоне есть «Хроники заводной птицы» — принципиально новый для Туктамышевой стиль.

За пять лет Елизавета успела поработать с Ше-Линн Бурн, Стефаном Ламбъелем, Эммануэлем Сандю, Бенуа Ришо и Анной Капеллини — Лукой Ланотте. Постановщиком нынешней произвольной программы и вовсе стал хореограф Мариинского театра Юрий Смекалов.

https://www.instagram.com/p/BxPj2ImH8bd/

Болельщики прозвали Лизу императрицей. «Во времена императрицы Елизаветы» чемпионками России становились Ксения Доронина, Аделина Сотникова, Елена Радионова, Евгения Медведева, Алина Загитова и Анна Щербакова. Половина из них уже завершили карьеру, а Туктамышева продолжает кататься. Критерий величия у каждого свой, но, пожалуй, по любым критериям Туктамышева в категорию великих спортсменов вписывается. В её карьере было двенадцать чемпионатов России — для сравнения, у Евгения Плющенко было четырнадцать, но он завершил карьеру в тридцать четыре года.

Все это было бы невозможно без двух важных качеств, помимо очевидного двигательного таланта Туктамышевой — готовности меняться и способности терпеть. И она, и ее тренеры постоянно учились, потому что нельзя тренировать одиннадцатилетнюю крошку такими же методиками, как и двадцатилетнюю женщину. Потому что двадцатилетняя женщина — это не только взрослое тело, но и ответственная голова с пониманием важности разминок и заминок, построением режима сна и питания, наконец, с немаксималистским отношением к победам.

Лиза как-то сказала, что одна из важнейших вещей, которым она научилась у Алексея Мишина — терпение. Возможно, поэтому главной ассоциацией с ней самой на льду и вне его для многих стало слово «спокойствие».

Елизавета Туктамышева / Фото: © Олег Бухарев / Матч ТВ

Когда Елизавета Туктамышева после произвольной программы на российском этапе Гран-при выходила к нам в смешанную зону, босоногая и растерянная, она сама еще не верила в реальность происходящего. Последняя более-менее серьезная победа с ней случалась два года назад на Skate Canada-2018.

Она была бесконечно счастлива — никакой защитной маске не под силу скрыть свечение улыбки. Но при этом была спокойно счастлива, не теряя голову: «Спасибо за поддержку. Нет, праздновать не буду, просто хочу отдохнуть».

Это мы рвем себе сердца за каждую их победу и поражение. Лиза же как никто другой знает, что победа сегодня совсем не гарантирует тебе пожизненного величия. И как никто другой знает, что поражение прямо сейчас, каким бы оглушительным оно ни казалось, однажды не помешает твоему триумфу.

Читайте также: