Почему Загитова — идеальная Эсмеральда. Подробный разбор новой программы

Почему Загитова — идеальная Эсмеральда. Подробный разбор новой программы
Алина Загитова / Фото: © РИА Новости / Александр Вильф
Объясняем выбор платья, нарезку музыки и хореографию постановки Даниила Глейхенгауза.

Эту программу Алина Загитова вместе с тренерами готовила к чемпионату мира-2020 в Монреале. Она должна была показать «Эсмеральду» в рамках гала-шоу по случаю вручения первого фигурнокатательного «Оскара», но тот чемпионат был отменен из-за пандемии коронавируса вместе с шоу и вручением наград.

Так и вышло, что зрители ждали премьеры программы более полугода. И по Загитовой на льду успели соскучиться — последний раз она выступала еще в декабре 2019 года в финале Гран-при.

Корреспондент «Матч ТВ» побывала на фестивале «Влюбленные в фигурное катание», увидев своими глазами новую программу Алины Загитовой, и разобрала все нюансы постановки «Эсмеральда».

Из этого материала вы узнаете:

https://twitter.com/aimelisse_/status/1325183690129862656?s=20

Внешнее сходство и попадание в образ

Если рассматривать визуальную сторону новой программы, попадание в образ Эсмеральды у Загитовой, конечно, вышло прицельное. Причем у нее получилось бы вписаться в обе трактовки главной героини «Собора Парижской Богоматери». По роману Виктора Гюго Эсмеральда была блистательно чиста и невинна, в интерпретации мюзикла превратилась в роковую красотку. При всей своей доброте, наивности и способности сострадать.

Так и Алина — при своей ослепительной красоте она совершенно лишена напускной сексуальности. Она ведет себя как девушка, не догадывающаяся о том, какое сильное впечатление способна производить на окружающих.

«Она была невысока ростом, но казалась высокой — так строен был ее тонкий стан. Она была смугла, но нетрудно было догадаться, что днем у ее кожи появлялся чудесный золотистый оттенок, присущий андалускам и римлянкам. Девушка плясала, порхала, кружилась на небрежно брошенном ей под ноги старом персидском ковре, и всякий раз, когда ее сияющее лицо возникало перед вами, взгляд ее больших черных глаз ослеплял вас, как молнией. Взоры толпы были прикованы к ней, все рты разинуты.…Черноволосая, быстрая, как оса, в золотистом, плотно облегавшем ее талию корсаже, в пестром раздувавшемся платье, сияя очами, она казалась существом воистину неземным…» (Виктор Гюго)

Вопросы к платью: что с длиной и фасоном? Как оно вело себя в прокате и под софитами?

Платье зрители незапланированно увидели за несколько часов до премьеры программы. В сеть попали фотографии Алины с юными фигуристами, занятыми в этом же шоу в качестве артистов.

https://twitter.com/teamzagitova/status/1325071419970097152?s=20

Первым впечатлением для многих оказалось разочарование — спорная длина юбки, довольно тонкие бретели при массивной аппликации на лифе. Были и другие вопросы. Но в сценическом свете и в программе платье заиграло совсем по-другому: появились летящие рукава, цвет стал глубоким и чрезвычайно подходящим Алине, а фасону нашлось объяснение. Наряд цыганки, танцующей босой, — это совсем не богатое салонное платье Кристины из «Призрака оперы» и не черно-золотая роскошь Клеопатры. Имитация корсажа, рваный подол и рукава и умеренное количество камней Сваровски для передачи образа Эсмеральды подходят оптимально.

Что касается аппликации, помимо декоративной функции она еще выполняет роль балансира — без нее декольте, возможно, было бы слишком глубоким, и кататься с таким было бы просто неудобно.

Вопросы к нарезке музыки: почему использовано столько разных песен? Зачем добавлена резкая гитара в середине программы?

Музыкальная нарезка к программе насчитывает сразу пять композиций в разных аранжировках. Историю открывает тема «Бродяги» (Les Sans-Papiers) — в начале мюзикла она сопровождает сцену появления цыганского табора, пытающегося проникнуть в Париж и получить убежище в Соборе Парижской Богоматери. Мы знакомимся с Эсмеральдой.

Далее звучит прекрасно знакомая каждому человеку на планете «Бэлль» (Belle) — исповедь с признанием в любви к Эсмеральде от трех мужчин сразу — горбуна Фродо, священника Фролло и капитана королевских стрелков Феба — лишь в него цыганка по-настоящему влюбляется, отвергая других, что предопределяет ее дальнейшую судьбу.

Третий фрагмент — вызвавшая самые большие споры болельщиков инструментальная часть песни «Колдунья» (La Sorciere). Звук электрической гитары действительно воспринимается резко и даже чужеродно, но лишь до того момента, пока не обратишься к смысловой нагрузке песни. Она — призыв отвергнутого священника Фролло к толпе и Квазимодо разглядеть мнимые пороки Эсмеральды, ненавидеть ее, считать ведьмой, похитить и посадить в башню Собора:

 «…Это дикая кошка, злобный дух! Эти руки, гибкий стан, и походка и глаза — это всё наважденье, обман, воплощенье зла! Подстереги ее, звонарь, и в башню упеки. Там ей придется день и ночь замаливать грехи. И, может быть, с теченьем дней Мадонна сжалится над ней». (Текст песни «Ведьма» из русскоязычной версии мюзикла)

Сама Эсмеральда, над которой нависает угроза потери свободы и жизни, в молитве обращается к деве Марии (в программе за это отвечает композиция Ave Maria Paien). И, конечно, просит не только за себя, но и за своего возлюбленного («Приглядывай за моей любовью, дева Мария» перевод с французского), хотя ветренный Феб давно о ней позабыл.

https://twitter.com/skatersgifs/status/1325154363426267137?s=20

Наконец, для финала программы выбрана самая драматичная тема среди всех песен мюзикла. «Танцуй, моя Эсмеральда» (Danse mon Esmeralda) — момент, когда Квазимодо мстит священнику Фролло за казнь Эсмеральды, сбросив его с собора, и умирает сам с телом цыганки на руках.

«Танцуй, моя Эсмеральда. Пой, моя Эсмеральда. Дай мне отправиться вместе с тобой. Умереть ради тебя не значит умереть». (Перевод с французского)

Безусловная трагедия судьбы Эсмеральды в сюжете «Собора Парижской Богоматери» неразрывно связана с идеей о том, что ни одно чувство по силе не сравнится с безусловной же любовью.

Символизм финальной позы и возможность преобразовать шоу-номер в соревновательную программу

Символично, кстати, что финальная поза Загитовой — раскинутые в стороны руки и застывший взгляд, направленный в небо, но при этом лишь одно преклоненное на лед колено. В своей молитве Деве Марии Эсмеральда, каясь, произносила слова «Я не умею склонять колен». И даже в своей смерти склонила лишь одно.

Даниил Глейхенгауз, который ставил хореографию, в интервью после шоу рассказал — «Эсмеральда» в случае необходимости могла бы превратиться в соревновательную программу. Не обсуждалось, какие конкретно исправления были бы внесены, но о некоторых из них можно догадаться логически:

  • Естественно, изменения коснулись бы прыжкового контента — в формате шоу фигуристка сделала только два тройных лутца и тройной флип. 
  • Вся партерная часть (хореография лежа на льду) в середине программы была бы заменена шагами, связками, прыжками.
  • Дорожка шагов и вращения были бы доведены до соответствия четвертому уровню сложности, дающему максимально возможные в базе баллы за каждый элемент.

Программа на музыку мюзикла «Собор Парижской Богоматери» с воплощением Эсмеральды — еще один яркий образ в портфолио обладательницы всех существующих международных титулов в фигурном катании, вставший в ряд с такими узнаваемыми женскими персонажами, как Китри («Дон Кихот»), Далила («Самсон и Далила»), Кармен, Кристина («Призрак оперы»), Лара Крофт (Survivor), Клеопатра.

Теперь нам просто нужно больше ледовых шоу или соревнований — любых условий для того, чтобы еще не раз увидеть на льду Загитову-Эсмеральду.

Читайте также: