Ее отправляли в танцы на льду, а она выучила четверной тулуп. Кто такая Камила Валиева

Ее отправляли в танцы на льду, а она выучила четверной тулуп. Кто такая Камила Валиева
Фото: © Денис Гладков / Матч ТВ
Уникальная растяжка, вращения в абсолюте и олимпийские надежды.

В центре внимания московского этапа кубка России наряду с Александрой Трусовой была другая фигуристка — 14-летняя Камила Валиева, проводящая свой первый взрослый сезон.

Она не может выступать на международных соревнованиях — например, на гран-при или на чемпионате мира — еще год. Но ее рассматривают не только как серьезную конкурентку признанным звездам Косторной, Щербаковой и Трусовой прямо сейчас, но и как вероятную претендентку на олимпийское золото Пекина-2022. Это преждевременный аванс или холодный прогноз на основе достоверных данных? Давайте разберемся.

Фото: © Денис Гладков / Матч ТВ

В сезоне 2014/2015 по форумам фанатов фигурного катания разлетелось видео, где юная фигуристка в белой балетной пачке катается под «Лебедя» Камиля Сен-Санса, да как катается — неправдоподобно культурно и осмысленно для своих на тот момент девяти лет. Тогда все в голос говорили, что девочка диво как хороша, но ей бы в танцы на льду — видно уже длинные ручки и ножки, наверняка вырастет высокой, а прыжок низенький — жалко терять такую красоту в одиночном катании, так хотя бы для танцев сохранить.

Прошло пять лет, и часть этих прогнозов действительно сбылась. Камила выросла высокой девушкой, но прыжки не растеряла, хотя и не имеет абсолютной стабильности их исполнения. Более того, фактура балерины не мешает ей прыгать четверной тулуп и каскад тройной лутц-тройной риттбергер, а также работать над тройным акселем.

Техническую базу Валиевой начали закладывать в родной Казани, а продолжили в спортивной школе «Москвич» в Москве, куда Камила приехала вместе с мамой в возрасте шести лет. Прежде чем оказаться в «Хрустальном» летом 2018 года, фигуристка успела поработать с Ксенией Ивановой (еще в Казани), Мариной Кудрявцевой, Игорем Лютиковым, Станиславом Ковалевым и Натальей Дубинской. Внушительный список тренеров, но по факту именно они дали Камиле то, что привлекло в ней Этери Тутберидзе.

Выход Камилы Валиевой на международную арену пришёлся на время абсолютной гегемонии российского женского одиночного катания. Чтобы было понятнее, что гегемония — это не преувеличение, приведём несколько иллюстририрующих фактов:

  • В 2020-м Александра Трусова замахивается на 5 четверных прыжков в произвольной программе
  • В 2019-м Анна Щербакова исполняет сложнейшие четверные прыжки — лутц и флип
  • В 2019-м Алёна Косторная и Елизавета Туктамышева прыгают по три тройных акселя на две программы
  • По состоянию на конец 2020-го действующая чемпионка мира — россиянка Загитова, действующая чемпионка Европы — Алёна Косторная, она же последняя победительница финала Гран-при

На этом сокрушительном фоне прыжковый арсенал Камилы Валиевой выглядит, возможно, не столь впечатляюще, но это только искажение в призме нашей избалованности. В реальности же два четверных тулупа — нестыдный набор даже для мужчины-одиночника из первой семёрки на чемпионате мира. И конечно, при чистых прокатах Камила имеет шансы бороться за победу на всех стартах, потому что со второй оценкой у неё тоже все в порядке — наравне со Щербаковой и Косторной.

У Валиевой прямо сейчас — одни из лучших в мире вращений по чистоте позиций вкупе со скоростью и центровкой. Есть у нее и фирменная позиция, которую никто в мире не делает так в абсолюте, как Камила — в положении «флажок».

Фото: © Денис Гладков / Матч ТВ

Программа «Девочка на шаре», поставленная в дебютном сезоне Камилы под руководством Тутберидзе, произвела на спортивную и культурную общественность эффект упавшего перед домом астероида. Именно с той постановки по мотивам одноимённой картины Пабло Пикассо Валиева стала известна широкому зрителю. Постановка была настолько хороша, что тренеры оставили её Камиле для первого международного сезона по юниорам.

Немаловажный факт признания — с Камилой связывались родственники художника, чтобы выразить ей свое восхищение и благодарность за талант. Напрашивается параллель с письмом Стивена Спилберга Юлии Липницкой за ее интерпретацию «Списка Шиндлера», что само по себе очень лестное сравнение.

В том, что с характером у Валиевой проблем нет, мы могли убедиться в прошлом сезоне. Осенью Камила сломала ногу — участие в финале Гран-при было под вопросом и зависело от сроков восстановления фигуристки. Камила не только восстановилась, но и выиграла тот финал, хотя ей пришлось отказаться от четверных прыжков. Есть у нее также опыт, как собираться на чистый прокат после болезненного падения с первого прыжка. Все остальные ситуации наверняка моделируются Тутберидзе на тренировках, но вот закреплять пройденное лучше на соревнованиях — жаль, что в этом сезоне с ними напряженно из-за пандемии.

Фото: © Денис Гладков / Матч ТВ

После контрольных прокатов много обсуждают новые программы Валиевой. И если короткая — приятная, но достаточно проходная лирика на сезон, то произвольная — одним своим выбором говорящее о больших амбициях «Болеро» Равеля. Эта музыка давно опробована фигуристами самого высокого уровня, и в этом загвоздка — обычно «Болеро» выбирают зрелые спортсмены для знаковых периодов карьеры. Торвилл и Дин под неё стали иконами танцев на льду, Каролина Костнер преодолела олимпийское проклятье и выиграла бронзу Сочи-2014, Тарасова — Морозов возвращались на лёд обновлёнными рукой Марины Зуевой. Елизавета Туктамышева каталась под «Болеро», когда ей было восемнадцать — тот самый победный сезон, когда Лиза стала чемпионкой мира и Европы. Несмотря на всю сложность интерпретации, музыка Равеля, по сути, беспроигрышный выбор, но справится ли с этой темой юная Камила? Если Этери Тутберидзе действительно держит в уме Олимпиаду в Пекине для Валиевой, то двух сезонов должно хватить, чтобы программа выстрелила.

Выбор костюмов и концепта хореографии — дело субъективное. Кому-то может казаться, что «Болеро» Валиевой должно быть непременно модерновым и минималистичным, в том самом графичном чёрном комбинезоне с красными перчатками с прокатов. У Тутберидзе свое видение — это танец змеи с соответствующей пластикой рук и тематическими деталями в костюме. Объективным является только тот факт, что хореография программы пока что несколько вторична — внимательные зрители и специалисты разглядели там связки разных программ Загитовой и Медведевой, вплоть до повторов положения корпуса и рук.

У Даниила Глейхенгауза ещё есть время, чтобы из сырой пока постановки сделать оружие, с которым Камила сможет взять Пекин без единого выстрела — и тогда у фигуристки будет все, чтобы заставить судей капитулировать.  

* Соцсеть, признанная в России экстремистской