Принципиально другой подход для Косторной и Трусовой. Зачем Плющенко пригласил в команду Ильиных

Какие еще специалисты могут появиться у фигуристок под руководством нового тренера?

После перехода от Тутберидзе к Плющенко Алена Косторная и Александра Трусова окунулись в принципиально другую тренировочную среду — более свободную и открытую. Почти каждый день в медиа-пространство попадают видео с их тренировок, появляются новости о восстановленных элементах, новых программах, контрактах и сотрудничестве. Последнее особенно важно, потому что в корне отличает философию «Ангелов Плющенко» от философии «Хрустального».

«Матч ТВ» разобрался в том, как проявляется замкнутость системы в случае с центром спортивной подготовки, есть ли подобные примеры автономности в мире, кроме «Хрустального», и что может получить фигурист в результате работы с разными специалистами.

Подготовка спортсменов как государственная тайна

У Тутберидзе последние два года была выстроена автономная система подготовки чемпионов. Это можно сравнить с закрытым конструкторским бюро, где ведутся разработки стратегического оружия для государства. Чужие руки, чужие глаза, посторонние мысли — возможно, Этери Георгиевна считала, что это все может помешать налаженному тренировочному процессу.

Последний сторонний хореограф, которого привлекали для постановок в «Хрустальном» — Марина Зуева. Она работала с Юлией Липницкой в последний же сезон под руководством Тутберидзе, показав миру другую Юлю — кокетливую в короткой программе под Элвиса Пресли и лирическую нежную — в произвольной под «Ленинград» Джозефа Уильяма. Не уверена, можно ли считать сторонним хореографом Илью Авербуха, который поставил большинство программ той же Липницкой и Медведевой, но он работал с «Хрустальным» лишь до сезона 2017/2018 включительно.

Этери Тутберидзе и Евгения Медведева перед выступлением на XXIII Олимпийских играх / Фото: © РИА Новости / Владимир Песня

После этого всем фигуристам группы (от малышей до звезд) программы ставил только Даниил Глейхенгауз, иногда — сама Этери Тутберидзе; над техникой прыжков прицельно работали Сергей Розанов и Сергей Дудаков, а джаз-классы у спортсменов проводил хореограф Алексей Железняков. Все остальные специфические задачи вроде спортивной психологии, диетологии, актерского мастерства решались тут же внутри группы и сильно зависели от того, с каким багажом фигурист пришел в «Хрустальный». Под багажом мы в данном случае понимаем природные склонности и наработки прошлых тренеров, которые вели спортсменов с детства.

Есть, допустим, Камила Валиева с ультра-растяжкой и феноменальным чувством позы, есть Александра Трусова с несколько зажатым корпусом, есть Анна Щербакова с большим потенциалом хореографической чистоты, который, по ощущениям, пока не раскрыт даже наполовину. При этом Щербакову на данный момент можно назвать одной из долгожительниц группы — она пришла к Тутберидзе, когда ей было 9 лет.

Анна Щербакова / Фото: © Raniero Corbelletti / AFLO / Global Look Press

Аналогичный пример в Канаде (и тоже суперэффективный)

Сама по себе автономность тренировочного процесса — не недостаток, а вполне рабочая схема, и можно прямо сейчас назвать команду, которая по такому же принципу кует медали последние 6 лет — канадские танцевальные тренеры Мари-Франс Дюбрей и Патрис Лозон. Они сами занимаются со спортсменами отработкой технических моментов в шагах и скольжении, сами же ставят программы всей своей огромной группе, и в помощниках у них только хореограф Роман Агенауэр.

В то же время есть большая разница между Тутберидзе-тим и Лозон-тим. У первых на попечении дети и подростки за редким исключением — самыми взрослыми фигуристами группы сейчас являются 18-летняя Алина Загитова и 25-летний Морис Квителашвили. Средний возраст большинства в «Хрустальном» — 13-14 лет. В монреальской танцевальной группе катаются взрослые спортсмены от 25 до 30 лет. Им уже не нужно давать никакую базу, формировать мышечный корсет, образовывать. Они не только имеют более-менее стабильную физическую форму и высшее образование по интересующей их теме, но и в состоянии сами нести ответственность за то, что едят, какие фильмы смотрят, какую музыку слушают и делают ли заминку перед выходом на лед.

Это не исключает постоянного личностного развития, но оно уже отдано на откуп самим спортсменам — потому что странно было бы тотально контролировать 30-летних самостоятельно платящих за свои тренировки людей.

Зачем фигуристам нужны сторонние профессионалы

При этом обычно в танцах на льду и в парном катании тренеры охотно обращаются за помощью к сторонним специалистам. Для неуверенно прыгающих находят тренеров по прыжкам (как, допустим, Виктор Кудрявцев работал с Верой Базаровой), для танцующих приглашают паркетных хореографов. Первые приходящие в голову примеры такого сотрудничества — Максим Кожевников для латины Ильиных — Кацалапова 2011/2012, Дмитрий Васин для танго Синициной — Кацалапова 2018/2019, Дженнифер Свон для модерновой «Кармен» Вертью — Мойра 2012/2013.

Николай Морозов и Нина Мозер во время сборов в США водили своих фигуристов на Бродвей, чтобы они смотрели мюзиклы и учились свободе движения. Американские танцоры постоянно привлекают к работе акробатов и циркачей, чтобы те помогли им с идеями и техникой поддержек. Спортивные пары со всех стран мира едут на стажировку к российским тренерам.

Этот разнообразный опыт обогащает спортсменов не только в плане собственно движения, что напрямую связано с соревновательной эффективностью, но и добавляет уверенности, расширяет кругозор. Дети и подростки — именно те, кому это полезнее всего, если мы подразумеваем, что жизнь не заканчивается в 20 лет после завершения карьеры.

Чем поможет именно Ильиных

Одним из преимуществ, которое получили Алена Косторная и Александра Трусова после перехода к Плющенко — возможность работы с самыми разными специалистами. Помимо тех, что уже есть в штате Академии «Ангелов» — собственно Евгения Плющенко, Сергея Розанова, Сергея Волкова, тренеров по общефизической подготовке и хореографов.

Первой приглашенной профи стала олимпийская чемпионка в команде и бронзовый призер Олимпиады в танцах на льду Елена Ильиных. Неизвестно, является ли она частью плана по трансферным сенсациям, но это кадровое решение Плющенко и его команды заслуживает внимания.

Кто такая Елена Ильиных? Одна из самых ярких партнерш российских и мировых танцев на льду последних десяти лет. Она не соревнуется с 2016 года, при этом несколько лет пробует себя в качестве вдохновляющего тренера — того, кто не ведет одного спортсмена от раздевалки и до соревнований, а появляется в его жизни на время, чтобы поправить скольжение, почистить руки и осанку. Ильиных много работала с детьми от 6 до 17 лет — этому способствовал совместный проект с Юлией Липницкой, по иронии судьбы названный «Академия чемпионов». За 2 года олимпийские чемпионки проехали 10 городов России от Москвы до Иркутска, побывали в Норвегии, Румынии, Мексике и Японии с мастер-классами и сборами для юных фигуристов.

Что Елена Ильиных может дать Алексадре Трусовой и Алене Косторной? Прежде всего, помочь улучшить скольжение и поработать над презентацией. Танцоры как никто умеют привлечь внимание зрителей и судей, понравиться и запомниться. У Ильиных, помимо прочего, уникальная энергетика — заражающая любовью к фигурному катанию, танцам и жизни. Неплохо знающий Лену Евгений Плющенко не зря из всех свободных экс-танцовщиц выбрал именно ее.

Не будет удивительно, в общем, если в числе допущенных к Трусовой и Косторной специалистов окажется еще условный Сергей Полунин — для балетной осанки и одухотворенности, какой-нибудь именитый психолог — для обретения уверенности в себе, и один из педагогов ГИТИС — для полной убедительности передачи образов на льду. Правда, пока невозможно предсказать, поможет ли это все Александре и Алене хотя бы повторить достижения под руководством прежнего тренера, — от слишком многих факторов зависит итоговый результат. 

* Соцсеть, признанная в России экстремистской

Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.