«Тяжело сидеть дома, пока друзья катаются»: первое интервью Алёны Канышевой после ухода от Тутберидзе в танцы на льду

«Тяжело сидеть дома, пока друзья катаются»: первое интервью Алёны Канышевой после ухода от Тутберидзе в танцы на льду
Алёна Канышева / Фото: © РИА Новости / Александр Вильф
Прыгнула четверной, завершила карьеру и ушла в танцы.

Последний раз Алена Канышева выступала перед зрителями год назад — на контрольных прокатах юниоров. Она несколько лет каталась в группе Светланы Пановой и в 2018 году успешно дебютировала на юниорском уровне, покорив зрителей образом Снегурочки в программе на музыку Чайковского «Зимние грезы». В том сезоне Алена завоевала медали этапов Гран-при и бронзу финала Гран-при. 

Затем она перешла в группу Этери Тутберидзе, вскоре прыгнула четверной тулуп. Прекрасный потенциал обещал Канышевой лидерство и победы, но вмешалась травма, и в январе текущего года она объявила о завершении карьеры одиночницы. Фигуристка открыла новую страницу — в танцах на льду, и сейчас уже скатывается с партнёром у нового тренера.

Алёна Канышева / Фото: © РИА Новости / Александр Вильф

Алена рассказала «Матч ТВ» о своем пути в спорте, ключевых решениях и ближайших планах.

Читайте в интервью:

«Тутберидзе всегда чувствует состояние спортсмена и понимает, какую эмоцию ему лучше дать в конкретный момент»

— В прощальном посте полгода назад вы написали, что мечтали выучить четверной прыжок. Это и была основная причина вашего перехода в группу Этери Тутберидзе?

— Не могу сказать, что дело только в элементах ультра-си. Я просто хотела двигаться вперед и в целом совершенствовать свою технику.

— О Тутберидзе говорят много и разное. Воспользуюсь шансом спросить у человека, который непосредственно у нее тренировался: какая она как наставник и человек?

— Она очень хороший человек, безумно любящий свое дело. Когда тренер прилетает среди ночи с какого-то соревнования, чаще всего он едет домой отдыхать, берет законный выходной. А Этери Георгиевна даже после тяжелой командировки обязательно приедет на каток и будет работать со спортсменами. Она может поругать, но, как любой тренер, никогда не станет это делать без причины. Да, она строгая, но может и посмеяться, когда надо, и подбодрить, и успокоить. Этери Георгиевна всегда чувствует состояние спортсмена и понимает, какую эмоцию ему лучше дать в конкретный момент.

https://www.instagram.com/p/B1xzgq8p5k6/?igshid=4brhgoefjnl2

— Расскажите об атмосфере в новой группе. Все-таки вы начали кататься в компании олимпийской чемпионки Алины Загитовой, обладательниц высших титулов на юниорском уровне…

— С большинством ребят из группы Тутберидзе я была знакома с детства. С Аней Щербаковой, Соней Акатьевой и Дашей Усачевой мы когда-то вместе катались у Оксаны Михайловны Булычевой. С Сашей Трусовой и Егором Рухиным занимались на одном катке, когда они были в группе А. С. Волкова. Алену Косторную я помню с Первенства Москвы 2017 года. Поэтому в новом коллективе мне сразу стало комфортно. Ребята хорошо приняли, показали расписание и поддерживали весь период, который я провела в «Хрустальном». У нас сохранились прекрасные отношения, и мы продолжаем общаться.

— Как быстро вы освоили четверной прыжок? Я правильно понимаю, что вы начали это делать еще под руководством Светланы Пановой?

— В той группе я пробовала четверной сальхов. А Этери Георгиевна решила начать с тулупа — на нем у меня высота прыжка больше. Соответственно, она рассчитывала, что тулуп я скручу быстрее. Через два месяца занятий у меня получилось. Прыжок ставили Сергей Викторович (Дудаков. — «Матч ТВ») и Сергей Александрович (Розанов. — «Матч ТВ»).

— Один тренер в интервью говорила: «Для четверного ребенок должен быть сумасшедшим на всю голову». Естественно, в хорошем смысле, имея ввиду бесстрашие. Вы не боялись прыгать квад?

— На самом деле страшно только в первый раз. После успешной попытки тело начинает все чувствовать, и ты относишься к этому спокойно. Тем более процесс изучения ультра-прыжка постепенный. Сначала я увеличивала высоту прыжка на тройном, чтобы подготовить запас для четвертого оборота. Тренеры внимательно наблюдают за каждым учеником и если видят, что фигурист готов, предлагают попробовать. Конечно, никто не отказывается от такой возможности.

https://www.instagram.com/p/BxKtq0HnRFs/?igshid=1ggqwba2c5y2i

— Вы не успели на соревнованиях показать свои программы для минувшего сезона. Расскажите о них: какие сюжеты и образы хотел передать постановщик?

— В короткой программе я изображала девушку, которая читает записку, написанную близкими людьми, и в этот момент на неё нахлынули яркие воспоминания. Девушка проживает события прошлого. Там была задумка с «самолетиком»: моя героиня сворачивает бумажку в самолетик и запускает его в небо, как бы отпуская прошлое. А в конце я «срываю одуванчик», чтобы освободиться от душевной боли. Произвольную программу Даниил Маркович (Глейхенгауз. — «Матч ТВ») поставил по сюжету фильма «Искупление» (2007 г., по роману Иэна Макьюэна. — «Матч ТВ»). Я изображала главную героиню, которую сыграла Кира Найтли. Жаль, что не смогла показать все задуманное на соревнованиях.

«Смотрела на Липницкую и поняла, что хочу добиться таких же успехов»

— Как и когда вы увлеклись фигурным катанием?

— Старшая сестра занималась балетом на льду, и родители часто возили нас вместе на тренировки. Я наблюдала за ней, в 3 года сама захотела попробовать кататься, попросила маму подарить мне коньки. Вскоре меня отвели на занятия в группу Нелли Николаевны Кафискиной. До сих пор помню, как она ласково называла меня «олененок» (улыбается). Потом я стала заниматься у Сергея Сергеевича Рослякова, по-настоящему влюбилась в фигурное катание. Сестра, которая меня вдохновила, со временем оставила балет на льду ради учебы. А я уже много лет катаюсь, причем вставала на коньки сразу ради профессионального спорта. Я изначально хотела ездить на соревнования и выигрывать.

Юлия Липницкая / Фото: © Matthew Stockman / Staff / Getty Images Sport / Gettyimages.ru

— Кто из звезд женского одиночного катания вдохновлял вас в детстве и в последние годы?

— Во время Олимпиады в Сочи я смотрела на Юлю Липницкую и поняла, что хочу добиться таких же успехов. Увидев ее вживую на катке, я была так счастлива — оказалась на льду рядом с олимпийской чемпионкой! Хотела к ней подойти, но неделю стеснялась. Потом уговорила маму помочь, и мы вместе попросили Юлю оставить мне автограф на конечках (улыбается).

— Ваша «Снегурочка» надолго останется в сердцах поклонников. Кто её придумал и поставил?

— Эта программа — полностью идея тренера Веры Анатольевны Арутюнян. Она работала над образом, делала постановку и даже сама продумала эскиз платья. Когда тренер только назвала тему будущей программы, я посмотрела советский фильм и несколько балетов по этой сказке. Прониклась образом снежной принцессы, и постановочный процесс у нас легко пошел. Мы старались в каждом движении что-то найти — чтобы подходило мне и смотрелось красиво. Не могу сказать, что «Снегурочка» — моя любимая программа из собственного репертуара. Я вообще люблю все — не представляю, как кататься, если самой не нравится? «Снегурочка» больше произвела впечатление на зрителей, но мне приятно было слушать, как зрители восхищаются, что мы попали с образом. Рада, что именно с этой программой я запомнилась как одиночница.

«Врачи после обследования сказали, что прыгать больше нельзя»

— Понимаю, что тема малоприятная, но не могу не спросить о травме спины, которую вы получили еще в ноябре 2018 года. Ведь это событие вынудило вас уйти из одиночного катания.

— Мы очень долго разбирались с этой травмой, не могли найти причину — из-за чего болит правое бедро? Сдавала анализы, потом оказалось, что проблема с суставом. Но вообще мне не хочется углубляться в эту историю.

Алёна Канышева / Фото: © РИА Новости / Александр Вильф

— Конечно, медицинские подробности обсуждать не стоит. Просто хочу понять, как вы почти год после получения этой травмы успешно прыгали, освоили четверной?

— Знаю, это у многих вызвало вопрос. Дело в том, что травма долго не давала о себе знать, и после ушиба я продолжила заниматься с полной нагрузкой. Почти через год спина начала болеть, и врачи после обследования сказали, что мне больше нельзя прыгать. Но я все равно выходила на лед, набирала относительно хорошую физическую форму. Но только начну полный прокат программы — не могу собрать все элементы. Стало ясно, что постоянное движение с прыжками моему организму не дается, и к концу января мы с родителями приняли тяжелое решение.

— Как вы отпустили дело, которому посвятили 10 лет жизни?

— Я сразу решила, что буду пробовать себя в танцах на льду. Не представляю свою жизнь без фигурного катания. Когда пришла к тренерам прощаться, они все меня поддержали и тепло проводили. Этери Георгиевна сказала, что все непременно получится на новом поприще. С ребятами из группы я особо не прощалась — знала, что мы еще много раз увидимся.

— Как состоялся ваш переход в танцы на льду?

— Еще на финале Гран-при в Канаде я познакомилась с девочками из группы Марии Валерьевны и Дениса Эдуардовича (тренерский дуэт Мария Боровикова и Денис Самохин. — «Матч ТВ»). Мы поддерживали связь, и в конце января, когда надо было решать вопрос о будущем, как-то сразу все сложилось. Я живу в 10 минутах ходьбы от катка «Олимпиец» в Балашихе. Сходила на просмотр к тренерам, и меня приняли.

https://www.instagram.com/p/B2tmMJRpIwd/?igshid=zeximp72nfnv

— Что уже освоили из танцевальных поддержек, связок, шагов?

— Я мало успела позаниматься: лишь полтора месяца до карантина и июль (после открытия катков). Уже пробовала и продолжаю нарабатывать все танцевальные элементы. Но я считаю, судить надо не по отдельным успехам, а по программе в целом. Одно дело — выполнять просто поддержку или твиззл, а целиковый прокат — совершенно другое. Там важна техника, взаимодействие с партнером, скольжение, подача программы зрителю. Много тонкостей, которые оценивают в комплексе.

— Вы 10 лет отвечали на льду только за себя, а теперь катаетесь в дуэте с Андреем Пылиным. Это, конечно, новые эмоции, даже химия. Как вам в новом амплуа?

— Пока непривычно, еще рано говорить об уровне скатывания с партнером. Но мы с Андреем хорошо ладим. Мы были знакомы еще за год до моего перехода в танцы. Он тогда катался с Ксюшей Голубевой. Андрей — добрый, образованный, целеустремленный мальчик. Раньше я представляла его другим, а сейчас нам очень комфортно и весело на тренировках.

— Когда ждать дебют пары Канышева-Пылин на соревнованиях?

— Сейчас мы продолжаем скатываться и параллельно ставим программы. Конечно, ситуация непредсказуемая в стране и во всем мире. Если турниры, запланированные в ближайшем сезоне, будут, мы хотим выступить на двух этапах «Кубка России».

— Катаясь в одиночном, вы смотрели соревнования танцевальных дуэтов?

— Да, хоть и прыгать хотелось больше. Я всегда любила пары Саши Степановой и Вани Букина, Насти Шпилевой и Гриши Смирнова. Особенно впечатлил их стильный танец под песню «Thunder» группы «Imagine Dragons» (произвольная программа А. Шпилевой и Гр. Смирнова в сезоне 2018-19 гг. — «Матч ТВ»). Правда, раньше я не особо ориентировалась в танцевальных движениях, могла лишь твиззлы различить. Мне просто нравилось смотреть на танцоров. А сейчас восхищаюсь парами, с которыми катаюсь в одной группе — Машей Казаковой и Георгием Ревия, Лизой Худайбердиевой и Егором Базиным, Катей Каташинской и Сашей Васьковичем. И еще я рада, что Настя с Гришей к нам недавно присоединились.

https://www.instagram.com/p/CBccC9WpfK6/?igshid=q209w3ywryoo

— Как вы проводите свободное от спорта время?

— Я уже начала готовиться к ОГЭ, который предстоит сдавать следующим летом. Много занимаюсь с репетиторами. Еще люблю экспериментировать с макияжем (улыбается). Этой зимой, когда начались проблемы из-за травмы, я увлеклась мотивирующими книгами. Знаете, очень тяжело сидеть дома, пока все друзья катаются. У меня ведь был огромный шанс поехать на юниорский чемпионат мира, но из-за здоровья я его упустила. Чтобы как-то прийти в себя, я обратилась к психологии. Читала книги американского бизнес-тренера Джен Синсеро, а еще «Проект Счастье» Гретхен Рубин. Эта литература меня вдохновила на новую страницу в фигурном катании. Признаюсь честно, мысль бросить спорт иногда закрадывалась, но я понимала, что потом буду сильно жалеть. Зато сейчас я счастлива в танцах, у меня все хорошо.