Запрещенные в фигурном катании элементы, датчики на костюмах и гипсовые слепки с головы артистов. Как все устроено в цирке Дю Солей

Канадский глотатель огня придумал невероятное ледовое шоу, не имеющее аналогов в мире.

Цирк — это не только клоуны, акробаты и звери. Радовать зрителя могут и фигуристы, конькобежцы, хоккеисты, фристайлеры, спортсмены-экстремалы. Канадский цирк Дю Солей (Cirque du Soleil — цирк солнца в переводе с французского) недавно привез в Россию свою первую ледовую постановку Crystal. В ней сочетаются все виды фигурного катания, акробатика и воздушная гимнастика. Артисты прыгают на льду и на рампах, выполняют уникальные трюки, в том числе запрещенные в фигурном катании, танцуют на ремнях. Спецэффекты и перевоплощения заставляют усомниться в абсолютности законов физики. Все это можно увидеть только вживую — официальных видеоверсий шоу нет в продаже.

«Матч ТВ» побывал на спектакле «Кристал» в Санкт-Петербурге, сходил на эксклюзивную экскурсию за кулисы и узнал, как все устроено в цирке Дю Солей.

Из этого материала вы узнаете:

  • Зачем художникам по костюмам пугающая традиция делать гипсовый слепок с головы каждого артиста
  • Какие тренинги нужно пройти, чтобы стать частью команды цирка Дю Солей
  • Как сделать так, чтобы артисты без коньков не скользили на льду
  • Зачем на костюмы пришиваются датчики
  • Есть ли в цирке Дю Солей номера с дрессированными животными
  • Как логистически организовать гастроли спектакля со сложнейшими декорациями и множеством артистов
  • Почему артисты Дю Солей гримируются сами

Как все начиналось: от глотателя огня к ледовому шоу

История «Цирка солнца» началась в далеком 1984 году в Канаде в маленьком городке Бе-Сен-Поль, неподалеку от Квебека. Основал компанию Ги Лалиберте. Когда-то он был простым уличным артистом: жонглировал, ходил на ходулях, играл на аккордеоне и глотал огонь. Он объездил со своими выступлениями полмира, затем вернулся в Канаду и решил создать собственный цирк. Лалиберте выиграл грант от местного правительства на первое представление Cirque du Soleil с символичным названием «Большое путешествие». Представление прошло с большим успехом, и вот уже тридцать пять лет цирк гастролирует по миру, покоряя зрителей. Создано много спектаклей, объединяющих театр, живую музыку, цирковое и уличное искусство, спорт, хореографию и многое другое. Единственное, что категорически не приемлет в своей работе цирк Дю Солей, — использование дрессированных животных.

На родине в Канаде за время своего существования Дю Солей стал брендом наряду с хоккеем и кленовым сиропом. Там есть огромный интерес и к фигурному катанию, ведь у Канады много своих олимпийских чемпионов и призеров крупных турниров.

У проекта, без сомнения, есть масса поклонников в лице российских зрителей, но цирк на льду — не новшество. На вопрос о том, не страшно ли было везти ледовую постановку Дю Солей в Россию, где публика и так избалована фигурным катанием и ледовыми шоу, пресс-секретарь цирка Дженни Мале ответила:

— Мы предлагаем сплав искусств, жанров и технологий, а не классическое ледовое шоу. Именно этим проект отличается от всего, что существует в мире. Мы приезжаем в Россию десятый год и знаем, что здесь у нас много поклонников. Мы не обсуждаем, какой формат шоу лучше или хуже, не позволяем себе оценивать другие постановки. Наш главный критик — зритель, и мы оцениваем успешность каждого спектакля по отзывам обычных людей.
Дженни Мале / Фото: © Марина Чернышова-Мельник

Кстати, создатель Cirque du Soleil Ги Лалиберте когда-то изучал методы подготовки артистов в московских цирках и в школе Вячеслава Полунина. Полунин даже участвовал в создании одной из постановок канадского коллеги.

Ледовое шоу в стиле Дю Солей: трюки без страховки, хоккей на рампах и оркестр на коньках

Спектакль «Кристал» — первый опыт освоения ледового пространства цирком Дю Солей. Премьера состоялась в Квебеке в декабре 2017 года и вот наконец дошла до российского зрителя.

Сюжет таков: девочка по имени Кристал не может найти общий язык с окружающими. Однажды она приходит на замерзший пруд, случайно проваливается под лед и попадает в воображаемый «перевернутый» мир. Там Кристал встречается с несколькими своими альтер-эго и другими персонажами из мира воображения. К концу девочка понимает, что ее сущность и истинное «я» всегда с ней. Можно сказать, это история потерянного поколения — как подросток ищет собственный жизненный путь в мире иллюзий. Лед здесь как зеркало, отражающее скрытую сторону натуры человека.

Шоу гастролирует с невероятной скоростью: меняет страны каждый месяц, задерживаясь в любом городе не более чем на неделю. 

У него крайне необычный контекст: акробатам приходится выступать на льду, а фигуристам — осваивать акробатику. В спектакле есть сцены, где акробат и фигуристка вместе летают на воздушных ремнях, а клоун жонглирует, катаясь на коньках. Подготовка к этому совмещению талантов шла много часов несколько месяцев подряд.

Фото: © Марина Чернышова-Мельник

В спектакле CRYSTAL музыкантов, играющих в живом звуке, даже поставили на коньки: в одной из сцен они выезжают на лед с пианино, к которому прикручены колесики.

— Главное — с правильным подходом и под чутким руководством тренеров репетировать со страховкой. Зрителю интересно видеть что-то новое, поэтому здорово, когда артист, в том числе ледовый, показывает неклассический элемент. Мы вот с мужем учим акробатическую стойку, — рассказывает одна из артистов шоу, в прошлом российская фигуристка Николь Госвияни.

Постановщики поиграли со светом и тенями. Поверхность льда то выглядит как прозрачный пруд, то вмиг превращается в игровую площадку или траву в парке — все с помощью видеопроекций.

Один из самых эффектных номеров — как хоккейная игра на замерзшем пруду превратилась в бег по скейт-площадке, где конькобежцы выполняли невероятные прыжки, перевороты и кульбиты на огромной скорости. Спортсмены катались на хоккейных коньках по рампам, поверхность которых сделана из синтетического льда. Стиль этого номера — сплав таких дисциплин, как агрессивное катание на роликах и спуск на коньках по ледяному желобу с прохождением трамплинов.

Другой яркий момент: фигуристка и цирковой акробат летают на воздушных ремнях. По сценарию Кристал усилием воображения превращает парк в элегантную бальную залу, а ее поклонник появляется с небес, чтобы унести ее ввысь. Вместе они танцуют на льду и в воздухе, стирая грань между двумя видами искусства.

Открыть видео

Был и чисто фигурнокатательный номер: три пары вальсировали на льду в романтичной обстановке парка, исполняли тодес и высокие поддержки, причем синхронно. А Кристал тем временем искала своего спутника.

В шоу много опасных движений и трюков, но только в двух номерах их выполняют со страховкой. Первый — когда акробатка катается на трапеции, закрепленной на высоте метров в десять, и переворачивается вокруг сиденья. Сзади к ней привязана лонжа. Причем девушка взлетает на трапецию прямо со льда, в коньках.

Также лонжа страхует эквилибриста, когда он строит башню из нескольких узких стульев и забирается по ним на самый верх, удерживая равновесие. Все другие трюки, в том числе сальто на льду, артисты выполняют на свой страх и риск.

Фото: © Марина Чернышова-Мельник

Кастинг в команду цирка: скауты и личная инициатива

Дженни Мале рассказывает, как компания подбирает артистов:

— У нас есть команда скаутов, которые ищут таланты по всему миру. Мы постоянно в поиске новых жанров, поэтому нужны артисты из разных сфер исполнительских искусств. О ком-то скауты узнают сами, и если человек интересен для конкретного шоу, связываются с ним напрямую или через тренеров и агентов. Также человек сам может отправить нам видеозаписи своих выступлений. Скауты часто устраивают кастинги в разных городах и по итогам живого просмотра уже решают, подходит ли артист. Настоящая полевая разведка по всему миру! Даже если кандидат не прошел кастинг, но скауты считают его перспективным, все его данные остаются в базе талантов цирка. И его могут пригласить его позже, распределяя роли в новом спектакле. У нас так один парень восемь лет ждал свою роль в «Дралионе».

Перед тем как стать частью живого шоу, все артисты проходят серию тренингов в штаб-квартире компании в Монреале. Они могут длиться до девяти месяцев и включают актерское мастерство, уроки по нанесению грима и, если нужно, английский язык.

В команде шоу, которое сейчас гастролирует по России, более 100 человек. Из них половина артисты: 20 фигуристов, 19 акробатов, три музыканта и один клоун. Есть и наши соотечественники: фигуристы Николь Госвияни и Дмитрий Семыкин, акробаты Кирилл Шатов и Андрей Карташов.

Русскому зрителю, пожалуй, наиболее известна Николь Госвияни. Она много лет каталась в группе Алексея Урманова и Ангелины Туренко, затем ее наставником была Татьяна Тарасова. Лучший результат в спортивной карьере Госвияни как одиночницы — шестое место на чемпионате Европы. В 2015 году российская фигуристка эмигрировала в Италию ради личной жизни и начала выступать за эту страну. Однако через год Николь оставила спорт:

— К тому моменту я устала от соревнований, бесконечных стрессов и неопределенности. У меня началась семейная жизнь, и я захотела просто работать. Конечно, речь шла о фигурном катании, мыслей освоить другую профессию не было. Сразу после завершения карьеры мы с мужем начали осваивать парные элементы, затем катались в местных шоу. В 2017 году, как только узнали от знакомых, что продюсеры Cirque du Soleil ищут фигуристов в команду, прислали им видео своих выступлений. Затем был просмотр вживую, и нас пригласили выступать в шоу «Кристал».
https://www.instagram.com/p/BAVnwfjFC_z/

Еще одну фигуристку российского происхождения Любовь Илюшечкину скауты цирка нашли сами без просмотра. Ее утвердили на главную роль в CRYSTAL — нужен был партнер. Любовь предложила кандидатуру соотечественника Дмитрия Семыкина, у которого уже был опыт выступлений в шоу на круизных лайнерах. Дмитрия позвали на кастинг и сразу утвердили в труппу спектакля.

В команде, работавшей над созданием «Кристал», есть и всемирно известные фигуристы, например, четырехкратный чемпион мира канадец Курт Браунинг — первый одиночник, исполнивший на соревнованиях четверной прыжок и два тройных акселя. Браунинг является хореографом-постановщиком вместе с американцем Бенджамином Агосто, серебряным призером Олимпийских Игр в Турине в танцах на льду.

Визуальный облик: собственные прачечные для сотен костюмов из километров ткани

Каждый год ателье цирка расходует более 50 километров ткани. Для артистов шьется около шестнадцати тысяч предметов гардероба — наряды, обувь, головные уборы, трико, аксессуары и так далее. 80% ткани изначально приходит в ателье белой — дизайнеры и художники обрабатывают ее и красят вручную.

На вешалках костюмерной — сотни винтажных костюмов в стиле поп-арт культуры 1960-х годов — именно это время вдохновило модельеров спектакля. Клетчатые платья, брюки и пиджаки — все раскрашено в яркие красные, синие, оранжевые и розовые цвета. В целом для этой постановки создали две тысячи элементов костюмов.

— В каждый костюм вшиты светодиодные лампочки и датчики, которые реагируют на движения фигуристов и меняются в зависимости от того, что они делают. Мы используем систему пространственного трекинга, которая работает в режиме реального времени. Датчики передают информацию о местоположении артиста на сцене, компьютер обрабатывает данные и мгновенно направляет нужную подсветку в требуемое место. Это также позволяет фигуристам «рисовать» светом на льду разные фигуры, — рассказывает Дженни Мале.

Хоть все наряды и создаются заранее в штаб-квартире цирка Дю Солей в Монреале, со временем они изнашиваются, и их надо чинить. В команде для этого есть сотрудники костюмерной мастерской. «Цирк солнца» возит по всему миру собственную прачечную: шесть стиральных машин и две сушилки.

Обувь в Дю Солей — существенная часть образов с важными функциями. Дженни Мале показывает ботинки, которые мастера вручную создали для акробатов, выполняющих трюки на льду. На подошве ботинок есть липкая основа, к ней приклеена полоска с шипами («кошки»). Они позволяют акробатам сохранять устойчивость на скользкой поверхности, быстро бегать и прыгать. Костюмеры усовершенствовали и перчатки артистов, чтобы они могли танцевать на льду брейк-данс. Перчатки сделаны из специального материала — кевлара, защищающего от порезов лезвием коньков. На тыльной стороне тоже «кошки» для сцепления со льдом.

Дженни Мале / Фото: © Марина Чернышова-Мельник

Раньше у цирка была интересная, но немного пугающая традиция: с каждого артиста, который здесь когда-либо выступал, снимали гипсовый слепок головы, чтобы потом создавать для него головные уборы и парики — часть сценического костюма. Эти слепки до сих пор хранятся в канадской штаб-квартире. Сегодня «головы» уже изготавливают на 3D-принтере. К одному только «Кристал» было сделано сорок париков. Чтобы привести в порядок каждый из них, у мастера уходит по два часа.

А вот гримируются артисты сами. На первых порах данный процесс занимает около пяти часов, с опытом время сокращается до часа-полутора — в зависимости от сложности и многослойности конкретного грима.

— Оформить свой облик самому — это прекрасная возможность настроиться на спектакль. Человек уединяется, медитирует и вживается в роль, — подчеркивает Дженни.

В местах, где Дю Солей показывает свои шоу, всегда есть палатка для быстрого переодевания — каждый артист за время спектакля меняет около четырех образов. Кстати, фигуристы переодеваются, не снимая коньков. Все костюмы снабжены молниями или магнитами, которые идут по шаговому шву. Достаточно просто отсоединить эластичную ткань за несколько секунд, и новая «застегнется» магнитами также быстро.

Открыть видео

Логистика и организация: фуры декораций и оборудования

Проходим за пресс-секретарем в главную часть ледового дворца — на каток, где каждый вечер идут спектакли. Примерно половину территории отвели на закулисье. Ключевой неизменный элемент декораций — огромная стена, которая в зависимости от подсветки принимает облик то прозрачного кристалла, то густо-замороженного льда, то дома Кристал — главной героини представления. Весит конструкция десять тонн.

Фото: © Марина Чернышова-Мельник

Рядом на льду ждут своего часа декорации, мебель-реквизит, фигуры деревьев, качели, хоккейные ворота, скейт-площадки, музыкальные инструменты. Полы устелены матами, на них разминаются артисты. Другие репетируют на подвесных ремнях, проверяют крепления.

Мы видим и большой компьютер, на котором во время спектакля идет его прямая трансляция. Так все артисты и обслуживающий персонал следят за действом и лучше ориентируются, что и когда происходит на сцене. Все закулисное пространство отгорожено от зрителей черными шторами.

Чтобы лед во время спектакля заливался разными цветами и оттенками, используется 28 видеопроекторов.

Во время гастролей все оборудование перевозится на фурах. Если через океан, то на морских контейнерах и самолетах. Груз включает в себя акробатическое оборудование, реквизит, костюмы и обувь, технику (свет, звук, видеопроекции и проч.), бытовые предметы, тренажерный зал и даже прачечную.

Открыть видео

https://matchtv.ru/sobytija/matchtvvideo_NI1130175_clip_Cirk_du_Solej_Fragmenty_repeticij_ledovogo_spektakla_Crystal

Музыка и пластика: источник вдохновения для фигуристов

Опыт цирка на льду может обогатить и спортивные программы фигуристов. В частности, спортсмены заимствуют у артистов цирка идеи уникальных поддержек, смен позиций, связок. Вот лишь несколько ярких примеров: в 2012 году тренер Марина Зуева ставила произвольную программу для будущих олимпийских чемпионов Мэрил Дэвис и Чарли Уайта и пригласила специалистов из Cirque du Soleil. Они помогли ей с хореографическими идеями, в итоге программа под музыку «Нотр-Дам де Пари» стала одной из лучших в репертуаре американских танцоров.

В 2018 году тренеры «Цирка солнца» помогли французам Габриэле Пападакис и Гийому Сизерону в создании их произвольного танца под музыку «Sunday Afternoon». С этой программой фигуристы выиграли все старты сезона, в которых участвовали, и стали четырехкратными чемпионами мира.

Габриэлла Пападакис и Гийом Сизерон / Фото: © Kenjiro Matsuo / Global Look Press

Русско-канадская парница Любовь Илюшечкина год выступала в цирке и сразу по возвращении в спорт показала эффектную поддержку, взяв подъем головой вниз из циркового опыта. Этот новаторский элемент можно увидеть в произвольной программе Илюшечкиной — Билодо текущего сезона.

Но особенно фигуристы любят брать музыку, которую композиторы писали специально для цирка Дю Солей, к своим соревновательным программам. Без такого выбора не обходится ни один сезон, причем это касается не только юниоров и малоизвестных спортсменов, но и топ-фигуристов. Под музыку к цирку Дю Солей в разное время катались Алена Савченко — Робин Шелковы, Михаил Коляда, Станислава Константинова, Полина Костюкович — Дмитрий Ялин и другие.

Читайте также: