Сергей Лисин – о главной велогонке планеты.
О чем, собственно, речь?
Можете представить футбольный матч, на трибунах которого присутствуют полмиллиона живых зрителей? А хоккейный? А боксерский поединок?
Конечно же нет, потому что нет таких арен, даже открытых, даже если забить самые крупные из них под завязку. Не наберется и двухсот тысяч человек.
Главная велогонка планеты, Тур де Франс, собирает в среднем 12 миллионов живых зрителей на протяжении 21 этапа. То есть в среднем около 570 тысяч на этап. А на самом деле, некоторые ключевые горные перевалы, на которых обычно решается судьба гонки, притягивают до миллиона человек.
Шоссейный велоспорт, по сути, является самым социально близким простым людям видом спорта. Им может заниматься каждый, но его отличие от тех же лыжных гонок или легкой атлетики в том, что велогонщики находятся ближе всех к своим зрителям, в прямом смысле – на расстоянии касания. Где еще вы сможете потрогать лучшего спортсмена планеты во время его выступления, увидеть его лицо с расстояния полуметра, почувствовать запах его пота, заметить разводы соли на его форме, ощутить полную сопричастность происходящему и, попав в трансляцию, стать частью истории?
Только на шоссейных велогонках. Во всех остальных видах вас будут отделять от спортсмена перила трибун, сетки, решетки, органы правопорядка или просто расстояние.
Еще одна историческая особенность шоссейного велоспорта, впрочем, не уникальная, заключается в том, что олимпийское золото в этом виде - отнюдь не главный трофей. И даже не второй по значимости. И вряд ли третий. Так уж развивался этот вид спорта, что главные гонки в нём появились даже раньше современных Олимпиад и были уделом профессионалов.
История участия в «Большой петле» (неофициальное название "Тур де Франс") российских гонщиков богата победами на этапах, но не принесла пока ни одной победы в генеральном зачете. Сделать это было очень непросто. Сначала наши попали в эпоху Мигеля Индурайна, великого баска, который взял пять "Туров" подряд, затем после трехлетнего перерыва началась другая эпоха, уже американца Лэнса Армстронга, которая затянулась очень надолго.
Именно Армстронг ассоциируется у большинства сторонних наблюдателей с велоспортом, со всеми его темными сторонами, историями, слухами и домыслами, большая часть из которых, увы, подтвердилась.
Но именно Армстронг сделал "Тур де Франс таким", какой он есть сейчас. И другого "Тур"а нам, боюсь, в ближайшие годы не увидеть.
Как это было
Специалисты, а таковыми сейчас себя считают все, кто хоть раз прокатился на шоссейном велосипеде, отдельно выделяют эпоху «романтического» велоспорта, называя этим термином всё, что было до Армстронга. Именно его команда Motorola начала первой использовать рации для переговоров между гонщиками и техничкой, что в результате полностью изменило менталитет шоссейных гонок.
Позже, вернувшись в спорт после победы над раком, Лэнс и его постоянный в те годы спортивный директор Йохан Брюнель развернули этот подход в ведении гонок уже на полную мощность под знаменами команды «US Postal service».
Суть подхода – абсолютное, полное подчинение всех гонщиков команды одной задаче – победе капитана (а им был, понятно, Армстронг) в генеральном зачете. Никто не имел даже права думать о своих интересах, своей победе на этапах, когда речь шла о Туре. Для этого гонщикам отдавались на откуп другие старты, а «Большая петля» ехалась с единственной целью – победой в генерале.
Столь долгое (семь лет подряд!) и успешное применения таких командных построений дало свой результат и подобный стиль фактически является теперь единственным ключом к успеху в общем зачете. Стиль эффективный, надежный и… скучный.
В полной мере наследницей этого стиля является сильнейшая команда современности, если речь идет о Тур де Франс – британская Team Sky. Выросшая из государственного проекта по развитию велоспорта, созданного для завоевания медалей в основном на треке, эта команда пришла в шоссейные гонки в январе 2010 года и сразу обозначила свою главную цель сезона: как и у армстронговской «US Postal service», это только и исключительно победы на главной гонке сезона – Тур де Франс, а всё остальное вторично.
Первая такая победа пришла к 2012 году, а на следующий год они повторили успех. Над этими двумя победами сейчас зависла тень допинговых расследований, но пока британцы успешно обороняются от нападок своих же, британских, журналистов.
В 2014 с генералом не заладилось из-за падения капитана Криса Фрума, который был вынужден сойти с гонки из-за перелома ладьевидной кости в стопе.
Следующие два года Фрума оберегали как могли, что, впрочем, не спасло его в 2016 от эпического забега в велотуфлях по асфальту, когда у Криса сломался велосипед. Видео, гифки, мемы и демотиваторы после этого события прямо-таки заполонили интернет и соцсети.
Командная работа, впрочем, позволила рожденному в Кении британскому подданному Фруму выиграть генеральный зачет и в 2015, и в 2016 годах.
Новый Тур
И вот 1 июля в Дюссельдорфе стартовал Тур де Франс 2017.
Я не случайно выделил место старта гонки. Для некоторых может оказаться новостью то, что «Большая петля» регулярно выезжает за пределы Франции. Это так, и более того, это, по сути, уже традиция.
Но главное, конечно, то, что велоспорт высшей пробы вернулся в Германию. После ряда допинговых скандалов, связанных как с велоспортом в целом, так и с главной немецкой его звездой, Яном Ульрихом, в частности, немецкое телевидение приняло решение не показывать Тур де Франс вообще. Интерес к гонкам начал снижаться, зрители оказались разочарованы тем, что их постоянно обманывали, выдавая за кумиров тех, кто позже был пойман на допинге.
Одно время казалось, что Германия для шоссейных велогонок утеряна навсегда и прежней популярности им там уже не снискать. Но успехи молодых немцев, прежде всего Тони Мартина и Марселя Киттеля, вернули интерес нации к велоспорту, сделав возможным начало гонки в Дюссельдорфе, после того как изначально планировавшийся Лондон отозвал свою заявку.
Началось все очень драматично: на первом же этапе - индивидуальной гонке на время - упал один из фаворитов, испанец Алехандро Вальверде. Упал так, что сразу сошел с гонки.
На втором этапе, наконец, победу одержал немецкий гонщик. Марсель Киттель, воздав организаторам за старт в Дюссельдорфе, первым пересек финишную линию в Льеже. До финиша добрались не все, с гонки сошел австралиец Люк Добридж, также пострадавший на первом этапе. Вообще дождливое начало Тура осложнило жизнь и добавило нервов всем.
Третий этап предполагал финиш в небольшой подъем и тут проявил себя король таких развязок – словак Петер Саган, действующий чемпион мира. Кстати, титул чемпиона мира в шоссейных гонках ценится выше титула олимпийского чемпиона, хотя и разыгрывается ежегодно.
На четвертом этапе случился первый громкий скандал этого Тура – дисквалификация вчерашнего победителя Петера Сагана. Не за допинг, нет. Просто в финишной рубке тяжело упал один из любимчиков организаторов – британец Марк Кэвендиш. Сломал лопатку, выбыл из гонки, а судьи, толком не разобравшись, решили, что в падении виноват Саган, и отправили его вслед за британцем домой. Я сам несколько раз пересматривал тот момент, и считаю, что в падении Кэвендиш виноват сам. Но решение судей уже не переиграть, хотя команда Сагана собирается подавать иск по поводу некорректного судейства. Итого: по результатам четвертого этапа еще две звезды выбыли из гонки.
На пятом этапе состоялась первая горная развязка, с финишем в Ла-Планш-де-Бель-Фий, которая вселила надежду в сердца болельщиков казахстанской команды Астана – единственной командой на Туре с постсоветского пространства. Второй могла бы быть Катюша, но у нее недавно сменился титульный спонсор и теперь команда зарегистрирована в Швейцарии. По итогам пятого этапа желтую майку лидера надел Крис Фрум, приняв ее с плеч своего коллеги о команде Геранта Томаса, который носил желтое с первого этапа.
На шестом этапе - после схода Кэвендиша и дисквалификации Сагана - задачи, стоящие перед Марселем Киттелем, казалось бы, заметно упростились, и он без проблем выиграл спринтерский этап.
Все шло к победе Киттеля и на следующий день, но именно на седьмом этапе стало ясно, насколько форс-мажорным и непредсказуемым может быть современный велоспорт. На дистанции протяженностью 217 километров, победителя и второе место разделили всего шесть (шесть!) миллиметров, а в пересчете на время – 0,0003 (три десятитысячных доли) секунды. Понять, где именно проиграл приехавший вторым норвежец Эдвальд Боассон Хаген, решительно невозможно, это уже судьба.
Восьмой этап, наконец, принес победу «темной лошадке», Лилиану Кальмежану, который до этого был известен только специалистам и особо ничего крупного не выигрывал.
Девятый этап Тур де Франс 2017 надолго войдет в историю велоспорта, как собравший поистине кровавый урожай падений. Да, обошлось без летальных случаев, но я бы отнес это скорее к везению организаторов гонки, чем к их заслуге. С гонки сошли: капитан голландской LottoNL-Jumbo Роберт Гессинк (трещина в позвонке); ближайший помощник Криса Фрума - Герант Томас (перелом ключицы); капитан команды BMC Ричи Порт (переломы ключицы и тазовой кости). Дважды падал один из фаворитов Тура испанец Альберто Контадор, да и ряд других, менее известных гонщиков приехали на финиш в заметно порванной форме. На фоне такой драмы, победа колумбийца Ригоберто Урана даже как-то не вызвала особых эмоций – все мысли были заняты подсчетами переломов у лидеров.
На десятом и одиннадцатом этапах победу вновь праздновал Киттель, а пелетон зализывал раны после кровавого девятого.
Двенадцатый этап, проходивший по сложнейшему горному рельефу в Пиренеях, выиграл француз Роман Барде, а лидер генерального зачета Крис Фрум, оставшись без оруженосца Томаса, ехал крайне консервативно и в результате отдал желтую майку итальянцу Фабио Ару, отпустив его, впрочем, всего на несколько секунд в генеральном зачете. Казалось, в рядах противников британца затеплилась надежда…
Тринадцатый этап проходил в святую для французов дату – 14 июля, день взятия Бастилии. По традиции в этот день французские гонщики делают абсолютно все, чтобы выиграть этап. Француз, победивший на Тур де Франс в этот день, гарантировано обеспечен на следующий год хорошим контрактом. Не стал исключением и этот Тур: рискнул Варран Баргий - еще одна «темная лошадка» из команды Sunweb. Рискнул и выиграл. Надо сказать, что в циничные последние годы пелетон без особого энтузиазма относится к идеям «подарить» хозяевам победу на этапе 14 июля, так что предыдущим французом выигравшим в этот день был (аж в 2005 году) Дэвид Монкутье.
Четырнадцатый этап принес победу австралийцу Майклу Мэттьюсу и вернул желтую майку на плечи Криса Фрума.
Два следующих этапа были транзитными и не представляют особого интереса, достаточно сказать, что выиграли их Бауке Моллема и уже упоминавшийся Майкл Мэттьюс.
После шестнадцатого этапа соцсети взорвала фотография ног рядового польского гонщика Павла Полянского.
И вот семнадцатый этап, на этот раз в Альпах. По классике именно здесь должны были разбираться претенденты на победу в генеральном зачете, все те, на кого так ожесточенно работали команды на протяжении последних двух с половиной недель. Все ждали атак, и не зря. Весь этап генеральщики пытались хоть что-то сделать с Крисом Фрумом, но безрезультатно. Просветы закрывала либо команда Фрума, либо - на завершающих километрах гонки - он сам. Победу на этапе одержал словенец Примож Роглич, а желтая майка осталась у британца. На финише гонка недосчиталась Марселя Киттеля, который сошел после падения из-за сильных болей в районе правых ребер.
Восемнадцатый этап еще оставлял шансы генеральщикам, но они, видимо, уже настолько устали, что почти не атаковали. Более того, капитан Астаны Фабио Ару не смог ответить на увеличение темпа командой Sky и выпал из группы, проиграв более минуты. А победителем во второй раз за этот Тур стал француз Варран Баргий.
На девятнадцатом этапе воздалось за усердие норвежцу Эдвальду Боассон Хагену, который, проведя почти 200 километров в отрыве, сумел вырвать победу. Генеральщики уже берегли ноги перед заключительной гонкой с раздельным стартом.
Несмотря на то, что в Тур де Франс двадцать один этап, решается все обычно на двадцатом. Бывали случаи, когда доходило и до разборок между генеральщиками на последнем этапе, но они уже давно часть истории. Вот и в 2017 всё решалось на индивидуальной гонке с раздельным стартом, которую представлял собой двадцатый этап.
Бывали времена, когда эта завершающая разделка имела длину около пятидесяти километров, но в этом году дистанция оказалась в два раза меньше. Однако даже этого хватило для перестановок в генеральной классификации. Фрума было уже не достать, а вот рокировка между вторым и третьим местом случилась и Ригоберто Уран, занимавший третью позицию, передвинулся на одну строчку выше, сместив на третье место Романа Барде. Тройка определилась.
«Этап дружбы», так называют завершающий день Тура, как обычно финишировал на Елисейских полях в Париже. Фруму уже ничего не угрожало, он спокойно доехал этап, а первым финишную черту пересек голландец Дилан Груневеген, для которого эта победа, конечно, стала, наверное, главной в жизни, тем более что он сумел опередить таких зубров шоссейного спринта, как Андре Грайпеля и Эдвальда Боассон Хагена.
Итоги
Всё предсказуемо. Имея лучшую на сегодняшний день команду, даже оставшись без ближайшего помощника Томаса, даже испытывая проблемы на одном, отдельно взятом этапе, Крис Фрум остается лучшим многодневщиком современности. Он расчетлив, осторожен, прагматичен и не склонен к авантюрам. Это скучно, но это дает результат, а следовательно и деньги.
Кстати о деньгах. Команда победителя получила 716 000 евро на всех. Учитывая что гонщиков девять, да еще персонал, выходит совсем немного. Да, конечно, есть еще отдельные рекламные контракты, какие-то сторонние доходы, есть контракт с командой наконец. Но если мы говорим о рядовых гонщиках, а не о звездах, то для них даже премия в 50 000 это уже очень солидные деньги. Для них, ломающих кости, встающих, и с переломами доезжающих до финиша. Для них, взвешивающих не только себя, но и свою еду, боящихся набрать даже сотню грамм лишнего веса. Для них, проехавших за три недели более 3000 километров по сложному рельефу.
Это вам не Кубок Конфедераций слить с веселыми комментариями в инстаграме*.
Про наших
В самом начале статьи я упомянул о хороших традициях побед на этапах Тура у российских гонщиков. Побед этих было одиннадцать и последним из россиян на данный момент является Ильнур Закарин, выигравший семнадцатый этап в прошлом году.
В этом году российских гонщиков на Туре не было вообще.
Постсоветское пространство представляли: белорус Василий Кириенко, украинец Андрей Гривко, казахстанцы Алексей Луценко, Дмитрий Груздев, Бахтияр Кожатаев и Андрей Зейц, который устроился в генерале выше всех, став 44-м.
Почему наших не было на Туре? Да всё просто. В данный момент единственной российской командой, способной нормально ехать такого уровня гонки, я считаю Gazprom-Rusvelo. Они подтвердили это своим уверенный выступлением на Giro d’Italia весной. Но проконтинентальная лицензия этой команды не позволяет ей гарантированно участвовать в Туре, и поэтому приходится рассчитывать на приглашение организаторов. А они предпочитают приглашать своих.
Что же до Катюши, то, как я уже писал выше, она сменила титульного спонсора, и в результате сменились национальные акценты как по составу гонщиков, так и по приоритетам в составах на крупные гонки.
Вот поэтому и нет россиян на главной гонке календаря. А ведь, казалось, еще совсем недавно, в 2010 году, Денис Меньшов стоял на второй ступеньке подиума в Париже. Казалось, еще чуть чуть – и будет первая победа России на «Большой петле». Увы, сейчас это вспоминается как что-то из разряда снов.
Фото: letour.fr, velonews.com
* Соцсеть, признанная в России экстремистской
Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.