У Петра Рикунова был контракт с «Газпром-Русвело», но в 2022-м проект прекратил существование — у российских команд отозвали лицензии UCI. Сбор на Этне вдруг сменили тренировки в Тюмени. Профессионального статуса нет, гонок высокого уровня нет.
— Было желание завершить карьеру, ведь перспективы никакой. Супруга меня отговорила — все-таки в 25 лет завершить так было бы очень странно. Я поехал на гонки российского календаря с командой Тюменской области. Гонка за гонкой, почувствовал, что ощущение любви к тому, что делаю, осталось, желание гоняться было. В итоге выиграл чемпионат России, поговорил с людьми, понял что есть шанс вернуться в профессиональный пелотон. Вернуться пока не получилось, но в конце прошлого года поступило предложение поехать во Вьетнам на их азиатский «Тур де Франс». Так что продолжаю работать в надежде, что все это закончится и мы сможем поехать на международные соревнования, погоняться.
— Это все было как с небес на землю?
— Именно. Когда закрыли команду, я месяц не тренировался, потом вернулся к работе, мы поехали в Ижевск. Там поймал себя на мысли, что ровно в этом месте все начиналось десять лет назад. И такой «чего, так резко, я же ехал по профессионалам, а теперь опять все с начала?» Так себе чувство. Моральное состояние было непростое. Поймут люди, которые очень любят свою работу и в один момент ее потеряли. Как это передать словами? Кроме разочарования, никаких ощущений не было.
В тот момент, когда нам сообщили, что команду закрывают, были на сборе на Этне, готовились к «Милан-Сан-Ремо». И тут я раз — и в Тюмени, катаюсь в поле от одной деревни, до другой. Всей командой сидели там на сборе, на «Жемчужине Сибири».
Рельеф там только на биатлонной трассе — она достаточно тяжелая, короткие и довольно крутые подъемы. Если тренироваться час-два, можно хорошо на рельефе поработать. Можно даже горную тренировку сделать, если заморочиться.
— В теплые края ездите?
— Февраль–март — Сочи. Единственный вариант в России для нас.
— В Сочи с безопасностью на дорогах не очень.
— Понятно, что там всем водителям не нравятся велосипедисты, но если с сопровождением ездить, то нормально. К тому же за последние годы все привыкли к тому, что гонщики выезжают группами. Случаи печальные бывают, сбивают. Но это не только у нас.
— В Лотошино сбили Льва Гонова. Вы когда об этом узнали?
— Уже на групповой гонке. Когда расписывались перед стартом, я спросил, что у него там случилось — он выложил к тому моменту пост, но подробно не рассказал, как оно было. Я вообще не представляю, как такое возможно, как этот человек прорвался на трассу. Что у людей в голове?!
В гонке я ничего этого не знал. На первой отсечке проигрывал Леве 17 секунд, вторую половину рассчитывал ехать быстрее, когда повернул на последний километр, мне вдруг сказали, что у меня есть две минуты… Я удивился.
— Вернемся к вашим азиатским планам. Как вообще все это закрутилось?
— В прошлом году предложение по Вьетнаму нашлось через Рому Майкина. Он там уже выступал, спросил, не хотел бы я проехать тоже. Я согласился. Там было 25 этапов — раньше больше десяти дней не ехал. Он меня познакомил с ситуацией, все рассказал. Когда проехали гонку, когда удалось выиграть, команда осталась довольна и нас пригласили на следующий год.
В Азии эта гонка очень ценится, сразу же пошли предложения от китайских континентальных команд, чтобы подписать UCI-шный контракт. Посоветовался с Ромой, он с велоклубом «Минск» ездил в Китай, понимал что и как. В итоге мы договорились с одной китайской командой о контракте до конца декабря этого года. На днях должен получить визу, в начале июля у нас первый блок.
Контракт — это очень важный момент. Это финансовая стабильность, возможность стартовать в гонках UCI и зарабатывать очки. Это позволяет зарекомендовать себя, проявить себя и, возможно, получить предложения из других проектов с более хорошими условиями.
— В свое время в Мировом туре, если у команды не было проблем с результатами, на гонки в Китае отправляли тех, кого, так скажем, не жалко. Или у кого контракт заканчивался. Сейчас ситуация кардинально поменялась. Правильно понимаю?
— Так и есть. На азиатские гонки приезжают самые сильные команды и хорошими составами. Раньше ездили только денег заработать, отправляли тех, кого не жалко, «мертвых». Теперь иначе. Вырос и уровень проведения.
— Погодные условия тяжелые?
— Влажность специфическая. Во Вьетнаме ездили гонку при +42. Они ставят старты в 7:30–8:00 утра, но все равно позже, к середине дня ты уже «плывешь». Нужно больше воды — ребята постоянно к техничкам за ней ездили. Но честно сказать, несмотря на то, что я прилетел за четыре дня, нормально справился. Как выяснилось, влажную жару неплохо переношу.
— Почему не подали на нейтральный статус?
— Я даже не углублялся в это на тот момент, когда появилась информация от UCI, потому что нужно было заниматься контрактом — это важнее. К тому же, в составе команды я могу ездить без этого нового нейтрального статуса. Так что торопиться с этим мне сейчас смысла нет. На гонках выступать я могу, а этот нейтральный статус нужен для чемпионатов мира и Европы. Сейчас это неактуально — чемпионат мира в Великобритании, виза, все это очень сложно.
— Как относитесь к информации о том, что люди с нейтральным статусом могут остаться без призовых на российских стартах?
— Честно сказать, я поначалу думал, что это часть рекомендаций МОК. В шоке, что такая тема идет. Если бы наш вид спорта был номер один в стране, это одна история. Если бы наши гонки были по престижу, как европейские…
— Или были бы по статусу Бельгией в мире велоспорта.
— Да. Но это далеко не так, к тому же мир профессионального велоспорта совсем иначе устроен. Всем без исключения важно выступать в Европе.
— Подпишете контракт с Китаем — полгода будете вдали от семьи. Тяжело уезжать?
— Я стараюсь приезжать домой почаще. Дочь растет, не хочется пропускать моменты ее детства. Когда ты выступаешь в профессионалах, то ты можешь взять семью с собой, сейчас положение немножко другое.
— В Европу никак пока?
— Звали в Португалию, в команду, в которой выступает Артем Ныч, но мы не сошлись по условиям — у меня семья и там много сложностей с документами. На фоне всей этой ситуации отказался. Дима Страхов отказался тоже, у него тоже семья. Артему в этом плане проще — он поехал. Гоняется, но ждет документы, поэтому не приехал на чемпионат России. Другие команды меня не звали — писал в Caja, за которую выступал, но там уже было все полностью укомплектовано. Плюс все хотят посмотреть на твой нынешний уровень. То, сколько ты выиграл в России — это не показатель.
— Вы едете «Пять колец Москвы»?
— Да. Пока не обсуждали, что там будет по тактике. Думаю, в принципе больше будем отталкиваться от ситуации. Там два этапа на Крылатском кольце, где все что угодно может случиться.
Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.