​​Велодром, на котором гонял еще Лев Толстой, реконструирован. Почему это важно для Тулы?

В Туле в конце года произошло важное событие — было объявлено о завершении реконструкции велодрома.

Чем он примечателен?

Это один из старейших спортивных объектов России. На тульском велодроме — он был построен в 1896-м — катался на велосипеде сам Лев Толстой! Да! Это реально было.

Фото: © Вероника Гибадиева / Матч ТВ

В 67 лет Лев Николаевич освоил велосипед и поначалу проявил себя как шоссейный гонщик — ездил из Ясной Поляны в Тулу. Об этом писали и зарубежные медиа. Scientific American подтверждало: «Граф Лев Толстой теперь катается на велосипеде, приводя в изумление крестьян в своем поместье».

А уж когда в Туле открылся велодром, конечно же, Толстой приступил и к трековой практике. Безусловно, Льву Николаевичу приятно было бы узнать, что велосипед в Туле до сих в пор в величайшем почете, а трек пережил уже несколько реконструкций. Недавняя официально завершилась в декабре.

Что дала велоспорту Тула?

Множество олимпийских чемпионов и призеров Игр, рекордсменов мира. В Туле даже мэр из велоспорта: Ольга Слюсарева — пока последняя наша олимпийская чемпионка на треке.

— Любовь к велосипеду в Туле всегда была, — говорит Слюсарева. — За последнее время интерес к велоспорту только вырос. Стала замечать, что больше людей ездят на велосипеде даже на работу. У многих предприятий можно заметить — стоят велосипеды, причем личные велосипеды. В какой-то момент был спад интереса, сейчас же выезжают даже семьями. Наступило время, когда это стало модно, теперь для многих, я надеюсь, это уже стиль жизни. Культура отношения водителей к велосипедисту пока оставляет желать лучшего, но и в этом удается добиться прогресса.

— Куда ездит мэр города на велосипеде?

— Мы живем за городом, там и катаюсь. Дети пытаются втянуть меня в какой-то экстрим — мам, поедем, там здорово — тянут меня на байках в лес покататься, в грязь. Но я люблю кататься в удовольствие.

Фото: © Вероника Гибадиева / Матч ТВ

Теперь в Туле прорабатывают огромный проект по велоинфраструктуре. Хотят сделать туристический маршрут с хорошими велодорожками, остановками у достопримечательностей. Уже есть рабочее название — «Велохайвей Лев Толстой».

Трек — в центре внимания

Смотреть на YouTube

Но все это началось именно с открытия велодрома — сначала вообще катались при керосиновых лампах, теперь — под софитами. Слюсарева говорит о полотне трека как о священной реликвии:

— Все переживают за полотно! Оно неприкасаемо! Этот трек уникален. Я каждый год ездила на разные велодромы, но мой трек был всем для меня. Уникальность в том, что если ты поработал на нашем велодроме, то будешь готов к выступлению на любом. Это место силы. Полотно у нас тяжелое по сравнению с паркетом, подготовка на нем дает выносливость и позволяет не провалиться в том «масле» на дереве.

Важный момент — в Туле велодроме открытый, а значит приходится выдерживать все погодные условия на тренировках. «Разминку проедем — спрятались в бокс, чай попили и снова на полотно под мелкий снежочек. Это было в 1995-м — потом в Колумбию, в +35 после того самого мелкого снежочка».

Зачем провели реконструкцию?

Начнем с того, что всему тульскому велосообществу без трека два года жилось непросто. Треков в России единицы, детей и профессионалов, которые занимаются велоспортом в Туле, — множество. Сильнейших гонщиков отправляли на длительные сборы в Питер, плюс открыли Детский велотрек в Заречье, на нем в конце лета уже проводили тренировки.

А велодром был закрыт и не только для того, чтобы сделать тот самый козырек над драгоценным полотном и трибунами для болельщиков. На арене теперь многое изменилось.

Фото: © Вероника Гибадиева / Матч ТВ

— Нам сделали два больших тренажёрных зала, больших по площади, — говорит тренер Marathon-Tula Нестеров. — Один для групп спортивной подготовки, второй — для элиты. Кстати, у нас даже тренажёрное оборудование из Тулы, некоторые из тренажеров специально для нас разрабатывали — до 700 кг груз, так что можем спокойно работать.

На втором этаже велодрома теперь гостиница — те, кто приезжают на старты и сборы, смогут останавливаться там.

— Для нас было важно, чтобы обновленный трек включал в себя и необходимую инфраструктуру. Залы, гостиницу, чтобы объект самодостаточным в этом плане, — говорит член президиума Федерации велоспорта России Валерий Гриньковский. — Что касается козырька, он защищает полотно и трибуны, количество посадочных мест для зрителей мы тоже увеличили.

Тот самый козырек минимум на два месяца в году увеличит возможность тренировок для трековиков — в плюс идут апрель и ноябрь.

— Не нужно будет выезжать в эти месяцы на юг или еще куда-то, — подтверждает Нестеров. — Те два года, которые мы провели без трека, несли дополнительные расходы, но других вариантов не было. Сейчас будет полегче.

Когда на треке начнутся тренировки и соревнования?

— У нас уже запланированы Гран‑при Тулы, три первенства России на этом велодроме в сезоне‑2023. Как только наступят теплые дни, тульские гонщики смогут начать тренировки. Так что весной, максимум в апреле — посмотрим, какой будет эта весна по погоде — наши гонщики смогут начать тренировки на обновленном треке, — говорит Гриньковский.

А пока сильнейшие тульские гонщики готовятся к продолжению сезона. Он возобновится 18 января в Санкт-Петербурге. Будет ли сезон международным — это пока непонятно, но Гран-при Тулы теперь состоится точно в любую погоду.