– Как считаете, откуда у народа появился интерес к сталкерам и тематике постапокалипсиса вообще?
– У меня есть несколько объяснений этому. Первое: мы с вами жили в 90-е, когда все это началось, и продолжаем жить сейчас, в постапокалиптической реальности. Это если взять в качестве мира до апокалипсиса Советский Союз и страны Варшавского блока, нашу половину земли, а за сам апокалипсис – распад СССР вместе с его представлениями о прошлом и будущем, с его мифологией и религией, которой был коммунизм. Просто все развалилось на куски. Ну, и финансово распалось: накопления забрали, деньги кончились, города стали ветшать и разваливаться. Второе: представить себя в заброшенных городских пространствах, где теперь никаких правил и законов нет, где ты свободен делать то, что хочешь, – это интересно людям. Московские пространства гораздо более понятны и узнаваемы. Одно дело представить себя в мире из фильма «Аватар», а другое – в Москве, которую ты и так знаешь.
– О чем игра Metro Exodus? Как она связана с книгой «Метро 2035»?
– Эта игра не основана на романе «Метро 2035», она продолжает его историю. Действия книги разворачивается за несколько недель или месяцев до начала сюжета игры. «Метро 2035» объясняет, как получилось так, что если раньше мы считали, что нигде не осталось жизни в мире кроме как в Москве и только в метро, как так получилось, что, оказывается, есть другие места на земле, где можно и без противогаза жить и трудиться. Почему люди сидят под землей? Почему 20 лет прошло с начала войны, а люди никак из бункера вылезать не хотят? Они заблуждаются или их обманывают? Заговор это или заблуждение? Вот книга «Метро 2035» именно об этом. А Metro Exodus о том, как, выбравшись на поверхность, команда Ордена, Артем и его товарищи, исследуют просторы постапокалиптической России. Конечно, чтобы понять, о чем игра, нужно прочесть сначала книгу. Но и не будет другого способа узнать, чем поиграть в Metro Exodus. Потому что продолжения истории в книжном формате больше не будет.
– Были ли предложения продолжать сотрудничество с разработчиками?
– Мы всегда думаем на шаг вперед. Вот сейчас выйдет игра, и все будет зависеть, насколько она станет успешной, насколько она понравится людям, смогут ли они оценить новую концепцию без туннелей, станций и клаустрофобии… Понравится ли им открытое пространство, исследование новых территорий, апгрейд персонажей и их снаряжения. Эта часть более ролевая игра, чем предыдущие две, которые были в жанре философского и сентиментального Survival Horror. Посмотрим, что будет. В ближайшее время у меня запускается аудиосериал, где я пишу 10 эпизодов в сезоне по 50 минут. Некий радиоспектакль про распавшуюся на части нашу страну, где удельные княжества собраны вдоль Транссиба. С «Метро» никак не связано, там будет другой мир. Называется «Пост».
– Сильно ли отличалось взаимодействие с разработчиками в этот раз?
– В случае первой части у них была готовая литературная основа, которую они перенесли в формат видеоигры. Во второй части я специально создавал отдельный сюжет, на котором основывались действия шутера. В третьей части я также отдельно создавал сюжет и диалоги, поскольку история игры продолжает книгу.
– А какие были расхождения во взглядах?
– Мне казалось, что тот объем диалогов, который они предлагают, недостаточен для того, чтобы ощутить эмоции, окружающие персонажей. Я подробно расписывал разработчикам жизненные истории героев, чтобы наглядно объяснить все. Но, конечно, не все это вошло в сюжет игры, так как оказалось слишком длинным просто. Они боялись, что игрок может заскучать, если персонаж долго будет рассказывать историю своего детства.
Открыть видео– Следили ли вы за успехом первых двух частей игр?
– Конечно, мне это очень важно. Я всегда внимательно слежу за тем, что из этого получается. Ведь игры и книги связаны в единое целое. Успех игр напрямую влияет на успех книг.
– Какая часть самая удачная, на ваш взгляд?
– Мне кажется, Metro Exodus нельзя сравнивать с предыдущими частями. Первые две игры были очень линейными, а эта будет, по сути, интерактивным кино. Новая часть именно для того, чтобы погрузиться в этот мир и пожить в нем. В нее можно играть десятки часов, и это не наскучит. Надо было пробовать что-то новое, нельзя было создавать еще одну игру про туннели и станции.
– Какое у вас ощущение от новой игры?
– Разработчики провели масштабную работу. Итоговый вариант очень сильно отличается от того, что было в самом начале. Невероятный уровень графики, который наложен на проработанные уровни, на мой взгляд, может привести к тому, что Metro Exodus станет одной из самых громких и заметных игр года. Мне самому очень понравился момент с мостом. Туман уходит, персонажи подъезжают к этой громадной конструкции, ржавые огромные краны – это круто. Мы всерьез обсуждали возможность внедрения гигантских мамонтов в игру, чтобы люди на них могли ездить. Мы очень серьезно это обсуждали – около года. Но в итоге решили, что не успеем сделать мамонтов. Жалко, потому что мамонты-мутанты – грандиозные, это было бы здорово.
Смотреть на YouTube– Какую роль вы исполняли бы в мире вселенной «Метро», если бы попали туда?
– Думаю, что долго там не протянул бы. Я не очень приспособлен к выживанию в постядерных условиях. Типичный городской пижон. Может, я мог бы убалтывать людей, но ничего другого.
– Как относитесь к возможности экранизации ваших книг? Ранее вы говорили, что не хотите, чтобы этим занимались представители российского кинематографа.
– Сложный вопрос, я не то чтобы не хотел. У нас здесь просто нет средств, чтобы это экранизировать. Мало кому будет это настолько интересно, кроме как нашему зрителю, потому что здесь про свое, родное. Российское кино поднимается, но все равно в большинстве своем это авторские фильмы. Большое блокбастерное кино загублено низким качеством нескольких проектов, «Обитаемым островом» в частности, который подорвал доверие к блокбастерам. Мне кажется, сейчас у нас такой фильм не соберет большое количество денег, потому что зритель не будет в него верить. Поэтому хотелось бы глобального фильма, который был бы про нас, но сделан на мировом уровне.
– Предложения есть?
– Периодически бывают, но не доходят до реализации. Знаю, что Зак Снайдер и Роберт Родригес (голливудские режиссеры. – «Матч ТВ») читали книжку. И прочие деятели зарубежного кинематографа. Но дальше ничего. Почитали и почитали. Я сидел в офисе Дэвида Финчера, рассказывал ему о «Метро», а он сидел и кивал. Я потратил час, чтобы все ему рассказать. Он меня послушал, но я сам понял, что эта история не для него. У него все истории о темной стороне человека, а тут такой мальчик-зайчик-одуванчик. Он сказал мне: «Good luck». И я пошел.
– Если бы взялись зарубежные деятели кинематографа за «Метро», кого видите в роли Артема?
– Ну, из молодых актеров мне нравится Энсел Элгорт («Малыш на драйве», «Виноваты звезды»). Мне кажется, он хороший актер с неиспорченной Голливудом внешностью.
– Вас всегда в первую очередь определяют как автора трилогии «Метро». Хочется отойти от ассоциаций с ней, чтобы вас уже воспринимали как автора другого уровня?
– С одной стороны, хочется. И это неизбежно происходит. Подобное произошло с книгой «Текст», которая уже даже поставлена в качестве спектакля на сцене театра Ермоловой. В ближайшее время должна начаться ее экранизация. Раньше я очень переживал насчет этой темы, хотел всем доказать, что я не автор одной книги. Сейчас к этому отношусь иначе. Понимаю: если получится написать что-то, что затмит «Метро», то этот вопрос решится сам собой. Главное не замыкаться, поэтому я решил с трилогией «Метро» закончить и двигаться дальше в других направлениях. Следующий роман будет реалистический.
Текст: Илья Городной
Фото: Александр Сергеев
Читайте также:
Красавицы «ИгроМира 2018». Фотогалерея
Как российские пенсионеры обыграли шведов в CS: GO
«ИгроМир 2018»: MARVEL, «Чернобыль» и Metro Exodus
Акинфеев, Дзюба и Головин. Как изменились рейтинги футболистов сборной России после ЧМ в FIFA 19
Красотки и красоты. Как отдыхают киберспортсмены после The International 2018
Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.