live
13:55 Плавание. Чемпионат мира на короткой воде. Прямая трансляция из Китая
13:55
Плавание. Чемпионат мира на короткой воде. Прямая трансляция из Китая
16:25
"Кубок Попова: наравне с чемпионами". Специальный репортаж [12+]
16:45
Новости
16:55
"Кибератлетика" [16+]
17:25
"Тает лёд" с Алексеем Ягудиным [12+]
17:55
Новости
18:00
Все на Матч! Прямой эфир. Аналитика. Интервью. Эксперты
19:00
"Анатолий Тарасов. Век хоккея". Документальный фильм [12+]
20:10
Новости
20:15
Все на футбол!
20:45
Футбол. Лига чемпионов. "Шальке" (Германия) - "Локомотив" (Россия). Прямая трансляция
22:50
Футбол. Лига чемпионов. "Ливерпуль" (Англия) - "Наполи" (Италия). Прямая трансляция
00:55
Все на Матч! Прямой эфир. Аналитика. Интервью. Эксперты
01:40
Баскетбол. Кубок Европы. Мужчины. "Валенсия" (Испания) - "Зенит" (Россия) [0+]
03:40
Футбол. Лига чемпионов. "Црвена Звезда" (Сербия) - ПСЖ (Франция) [0+]
05:40
"Десятка!" [16+]
06:00
"Заклятые соперники". Документальный цикл [12+]
06:30
"Первые леди". Документальный цикл [12+]
07:00
Новости
07:05
Все на Матч! Прямой эфир. Аналитика. Интервью. Эксперты
08:55
Новости
09:00
Футбол. Лига чемпионов. "Интер" (Италия) - ПСВ (Нидерланды) [0+]
11:00
Новости
11:05
Все на Матч! Прямой эфир. Аналитика. Интервью. Эксперты
11:35
Футбол. Лига чемпионов. "Барселона" (Испания) - "Тоттенхэм" (Англия) [0+]
13:35
Новости
13:40
Все на Матч! Прямой эфир. Аналитика. Интервью. Эксперты
13:55
Плавание. Чемпионат мира на короткой воде. Прямая трансляция из Китая

Нужно равняться на НХЛ и НБА. Какой курс берет киберспорт в России

4 апреля 13:15
Нужно равняться на НХЛ и НБА. Какой курс берет киберспорт в России
Фото: © Valve

3 апреля в центре Москвы состоялась конференция eSPORTconf Russia 2018, посвященная киберспорту. Одной из ее главных тем стало развитие киберспорта в России. Спикеры поделились своим опытом, рассказав о том, как можно добиться улучшения ситуации в этой сфере.

Какова ситуация с киберспортом в России?

Наша страна первой в мире признала киберспорт официальным видом спорта. Произошло это 25 июля 2001 года. Правда, спустя 5 лет киберспорт был исключен из созданного к тому моменту Всероссийского реестра видов спорта из-за несоответствия новым критериям. В частности, речь шла о пунктах «развитие в более чем половине субъектов РФ» и «наличие зарегистрированного общероссийского физкультурно-спортивного объединения». 7 июня 2016-го был опубликован приказ министерства спорта о включении компьютерного спорта в реестр официальных видов спорта РФ. Спустя год комиссия Министерства спорта РФ по аккредитации общероссийских федераций приняла решение выдать аккредитацию Федерации компьютерного спорта России (ФКСР).

Таким образом, в России есть аккредитованная ФКСР. Она занимается проведением всероссийских турниров, в которых разыгрываются киберспортивные разряды.

– В других видах спорта за разряды введена система денежных поощрений. Думаю, что в будущем такое возможно и в киберспорте. Но здесь есть такой момент, что до разрядов КМС, МС, ЗМС (кандидат, мастер и заслуженный мастер спорта. – «Матч ТВ») нам еще далеко. Калининградская ФКСР первой в декабре 2017-го провела турнир, разыгрывающий разряды, – сказал президент Калининградского отделения Федерации компьютерного спорта России Роман Алымов.

В ближайшее время федерация планирует провести Кубок России по интерактивному футболу (12-13 мая), чемпионат страны по компьютерному спорту (26-27 мая) и всероссийскую киберспортивную студенческую лигу (9-10 июня). Кроме того, Российская футбольная премьер-лига анонсировала старт турнира eFOOTBALL RFPL CHAMPIONSHIP по FIFA 18, который пройдет в Москве. Турнир является официальным отборочным этапом в рамках Global Series Playoffs на FIFA eWorld Cup, проводимого под эгидой ФИФА.

Одним из важных факторов развития киберспорта в России является возможность получения высшего образования по этому направлению. Главный спортивный вуз страны РГУФКСМиТ, выпускниками которого являются Илья Ковальчук, Дмитрий Губерниев, Владимир Гомельский и другие знаменитости, с 2014 года занимается подготовкой студентов к получению степени бакалавра по специализации «Теория и методика компьютерного спорта (киберспорта)». На кафедре установлены современные компьютеры, позволяющие студентам планомерно развиваться. Обучение в РГУФКСМиТ дает всестороннее развитие. Помимо киберспортивной деятельности студенты обучаются футболу, баскетболу, волейболу, плаванию, теннису и другим видам спорта. Такой подход позволяет подготовить специалиста хорошего уровня. Поддерживают коллег по образовательному цеху ВятГУ, университет «Синергия». Кроме того, существует целый ряд курсов, которые занимаются повышением квалификации в данной сфере.

Какие перспективы у киберспорта?

Спикеры обратили внимание на то, что следующим этапом развития киберспорта должно стать создание любительских и профессиональных лиг.

– Появление таких лиг в разных дисциплинах даст толчок развитию киберспорта как в столице, так и в регионах, – отметил Алымов. – Игроки должны четко чувствовать, что их команда не развалится и продолжит существование, даже если потерпит несколько поражений. Для этого и необходима система лиг: это удержит команды от развала, поможет увидеть цель – итоговое попадание на крупный турнир. Выдумывать нового ничего не надо – все давно придумано. Система должна походить на ту, что есть в НХЛ и НБА. Там у клубов имеется четкое понимание, что они – проект, который будет существовать долго.

В Северной Америке доминирующей лигой в хоккее является НХЛ. Ее соревнования устроены таким образом, что команды не вылетают в дивизион ниже, если занимают последнее место в таблицах своих конференций. Они не проходят в плей-офф для участия в борьбе за Кубок Стэнли, но и не теряют своего места. Под НХЛ располагается АХЛ (Американская хоккейная лига). Эта лига является вспомогательной для НХЛ. Все участники АХЛ – фарм-команды коллективов из Национальной хоккейной лиги. Ниже располагаются еще несколько лиг, действующих автономно, не имеющих прямой привязки к другим.

https://twitter.com/WBSPenguins/status/981352608433688576

По мнению аудитории, именно создание подобных лиг будет способствовать сохранению команд в долгосрочной перспективе. Ведь сейчас одной из главных проблем в киберспорте является частый распад коллективов после неудачных игр.

– Главное – решить проблему развала команд. Если будет утверждена система автономных лиг, то воплотить эту идею в реальность станет проще. Такая разбивка поможет в росте уровня киберспортсмена. Молодежь, выступающая на юношеском уровне, будет стремиться попасть в лигу выше классом, а затем – в некую топ-лигу. Победа в топ-лиге должна давать дивиденды в виде попадания на крупный турнир, аналог Лиге чемпионов в футболе, – добавил Алымов.

В Mail.Ru Group уже сделали шаг в этом направлении. Продюсер киберспортивного направления компании Иван Возняк рассказал о создании профессиональной лиги, которая даст возможность реализовать себя игрокам в Warface. Для распределения в команду необходимо записаться на драфт, после чего тебя может подписать коллектив. Контракт с командой означает получение заработной платы, регулярные тренировки и постоянное участие в матчах лиги.

Можно сказать, что шаги на пути к идеальной киберспортивной сфере в России сделаны.

Какие сложности возникают у киберспортсменов?

Хоть киберспорт и признали официальным видом спорта, у прогеймеров часто возникают проблемы. Например, во время постоянных перелетов из одной страны в другую – турниры проходят в разных частях света.

– Если у нас российский киберспортсмен – официальный работник (по трудовой книжке), то какая виза должна оформляться для его перелета в другую страну на турнир? Туристическая? Вряд ли. Бизнес-виза? Чтобы ее оформить, нужно очень серьезно постараться, обосновать деловой характер поездки, получить соответствующее приглашение. Сроки для оформления такой визы достаточно большие. Бывали случаи, когда киберспортсмены не получали визу для перелета в США, так как не было единства по вопросу их статуса. Спортсмены они или просто работники, туристы? – обозначил проблему юрист международной юридической фирмы Baker McKenzie Денис Бушнев.

Он также добавил, что в США этот вопрос уже решился.

– В данный момент по инициативе конгресса США киберспортсменов в этой стране приравняли к спортсменам. В России получить спортивную визу для геймера чрезвычайно сложно, но возможно. Решение этого вопроса лежит во включении турнира в календарный план Федерации компьютерного спорта, что даст возможность высылать приглашения киберспортсменам, благодаря которым будут получаться спортивные визы, – отметил Бушнев.

Итак, что мы имеем? Стремительно развивающийся киберспорт, со своей федерацией, со своими турнирами, с планами по внедрению лиг и устранению проблем во время международных матчей.

Нынешнее положение даже близко нельзя сравнивать с тем, что было во время первой попытки признать киберспорт официальным видом спорта в России в 2001 году. Также нельзя не отметить прогресс по сравнению со многими европейскими государствами. В половине стран Евросоюза нет аккредитованных федераций компьютерного спорта. Конечно, мы не говорим про Северную Америку и Азиатский регион – там уровень развития намного выше. Так что пока есть к чему стремиться.

Фото: Valve, Пресс-служба eSPORTconf Russia 2018