Один из лучших русскоязычных комментаторов CrystalMay о начале карьеры, сложностях профессии и том, как его бабушка относится к киберспорту

Один из лучших русскоязычных комментаторов CrystalMay о начале карьеры, сложностях профессии и том, как его бабушка относится к киберспорту

На прошлой неделе закончился самый крупный турнир по Counter-Strike: Global Offensive на территории СНГ - EPICENTER 2017. Во дворце спорта Юбилейный собрались лучшие команды мира. Но какой чемпионат без профессиональных комментаторов, которые доносят до зрителей в зале и на трансляции суть происходящего и акцентируют внимание на самых важных моментах игры. Мы поговорили с Дмитрием CrystalMay Корчевининым, который комментировал турнир.

– Когда ты узнал о киберспорте и как стал комментатором?

– В школе я играл в Counter Strike. Узнал я о профессиональном киберспорте в 2002 году, когда М19 выиграли международный чемпионат. Увидел по НТВ передачу Намедни про наших парней и понял, что есть такая штука. Потом я ушел в реальную жизнь, перестал играть в контру, вышел CS Source. Мне она не понравилась, я тогда играл в CS 1.6, и так получилось, что я перестал интересоваться киберспортом, не знал, что он куда-то там развивается. Потом я увидел один из The International по DOTA 2 и понял, что это реально круто. Я начал играть уже в DOTA 2, игра помогала мне решить личные проблемы, уходил из реального мира как говорится, чтобы перестать париться о том, что у меня происходит.

Комментировать я начал примерно три с половиной года назад. В какой-то момент мне пришла в голову идея, что при помощи игры можно еще и зарабатывать на том, что я обожаю. Я сложил один к одному, то что я люблю много говорить и много играть, и я решил попробовать себя в комментировании.

Смотреть на YouTube

Тот самый выпуск Намедни, изменивший жизнь Дмитрия

– В какой момент тебя заметили и пригласили комментировать профессионально?

– Мой первый профессиональный опыт комментирования случился на Dreamleague по DOTA2 в 2015 году. Я заметил, что у 4ce (Известный в СНГ-сообществе комментатор и обсервер Никита «4ce» Котков или Форс) нет со-кастера. У меня уже были какие-то демо-записи того, как я комментировал, делал я это отвратительно. Мне было очень тяжело следить за происходящим на карте и успевать за профессиональными игроками. Но я решил себя попробовать, написал Форсу, он сказал: «Давай попробуешь». Я до этого комментировал совсем маленькие чемпионатики по 1000 рублей, где играли какие-то ноунеймы. А на Dreamleague выступали Na’VI, Virtus.pro, Team Empire и другие серьезные коллективы, которые собирали большое количество онлайна на трансляции, начиная 20 тысячами и заканчивая 80.

Мы с Форсом откомментировали один вечер, он сказал, что всё нормально, неплохо, никакой другой большой обратной связи я не получил. На следующий вечер он мне пишет, что ему надо делать курсовую и не могу ли я за него откомментировать. Он кинул мне всякие картинки, которые нужны были для стрима и я сел комментировать где-то на 50 тысяч онлайна. Матч был Na’Vi против Team Empire, центральный матч для СНГ-региона –  я очень сильно растерялся, потому что получаешь нереальный фидбек в чате. Вы сами знаете, какой он обычно, и особенно по отношению к новичкам. Я бы точно так же матерился бы от своего комментирования. Но в какой-то момент я понял, что всё нужно брать на себя, вытащил и получилось неплохо. Это был мой первый опыт, он был очень сложный.

Потом еще пару раз комментировал с Форсом, но там закончилась Dreamleague, я начал искать собственный путь, гриндить с самого низа. Начал снова комментировать очень-очень слабые юго-восточные и азиатские чемпионаты, на которые довольно просто было получить вход в лобби. Это главная проблема, с которой сталкиваются молодые комментаторы – ты не можешь комментировать какие-то игры без лобби. В случае с DOTA2 попроще, там DOTA-TV, хотя всё равно существует задержка. Так я начал иногда стримить, начали появляться подписчики, начал разыгрывать вещи в группе ВК и постепенно стал раскручиваться.

– Ориентировался ли ты на кого-то, когда начинал комментаторскую карьеру?

– Я всегда ориентируюсь на англоязычных комментаторов. Мне очень нравится их манера подачи информации. Всегда очень нравился TobiWan в связке с Synderen, Capitalist. Из Beyond The Summit (англоязычная студия комментирования, которая проводит одноименный турнир) комментаторов мне не нравится почти никто. Godz с LD нормальные, но мне они почему-то не заходят. У TobiWan шикарная эмоциональная подача, но сейчас его с первого места в моем списке сместил OdPixel, если брать комментаторов DOTA 2. Он мало того, что очень быстро говорит, но его самая сильная черта – это возможность считывать информацию в боях, они проходят в DOTA2 очень быстро. Прожимается по 6 артефактов за каждого персонажа, по 4 скилла – ты должен выделить самое интересное, самое крутое. Бои бывают очень сложные, и он способен работать в таких моментах на максимум. Дело не в скорости речи, дело в понимании того, что нужно конкретно в каждый момент сказать.

– Какая дисциплина самая сложная для комментирования и какая самая простая?

– Каждая дисциплина комментируется совершенно по-разному. Я комментировал в своей жизни чемпионаты по 5 дисциплинам: Gwent. DOTA. Overwatch. CS: GO, PUBG. С точки зрения чисто комментирования Gwent или Hearthstone самые простые понятно почему, но с точки зрения аналитики нужно понимание того, какие манёвры готовят и тот, и другой игрок – это требует глубокого понимания меты и механик дисциплины. 

Дальше идёт PUBG, пока что он не такой уж сложный, но там есть своя проблема в том, что на экране очень мало информации. Первые 15 минут творится лютая вакханалия. 

Потом идёт DOTA2, Counter-Strike и Overwatch. В MOBA-играх, таких как League of Legends или DOTA 2, есть время когда ты можешь дать пространство для со-кастера, который потом анализирует очень быстрые схватки. Они, на мой взгляд, гораздо быстрее, чем в CS, потому что в CS есть какое-то пространство между убийствами и бывают не такие уж быстрые раунды. 

Overwatch это полный ад, это сумасшествие. Потому что ты можешь не затыкаться на протяжении всего раунда и там всё происходит крайне быстро, очень много анимаций на экране и довольно сложно считывать информацию. Это главная причина, почему Overwatch не является настолько популярной киберспортивной дисциплиной.

– Какое самое крутое событие ты комментировал и есть ли эпизоды, которыми ты гордишься?

– Моя любимая игра с точки зрения профессионализма это полуфинал между Na’Vi и Dignitas на прошлогоднем EPICENTER. Это был взрыв, потому что мне дали комментировать матч Na’Vi на площадке, где любят Na’Vi. Люди сходили с ума, была нереальная поддержка, но при всём этом Na’Vi проиграли. И там были моменты, которые могли перевернуть всё от начала до конца и до сих пор щупаешь и ощущаешь их и постепенно с каждым годом, с каждым матчем, который откомментировал. Понимаешь, в какой момент все решилось.

– Кастинг в киберспорте не слишком сильно формализирован? Что нельзя шутить, ругаться и подобное.

– Рамки должны быть – запрет на мат совершенно адекватный. Помимо этого многие, в том числе и я, ставят себе собственные рамки. Например, все знают, что я люблю шутить на тему KappaPride, порой шучу на скользкие темы, относящиеся к «радужным» цветам. Но это, на мой взгляд, часть определенного образа, который я люблю поддерживать. Я не вижу в этом ничего страшного. Кто-то это любит, кто-то нет. Но если ты хороший комментатор, о тебе всегда должно быть мнение, положительное или отрицательное. Если ты не вызываешь вообще никаких эмоций, то ты плохой комментатор.

– Как ты считаешь, отличается ли чем-то русская школа стриминга от европейской, американской и азиатской?

– Между СНГ сценой и иностранной самое главное отличие в том, что мы не ездим на ланы. Мы не работаем на зал, потому что зал слушает на том языке, на котором ему комфортно, и в 99% случаев существует правило, что это английский язык. Это нормально, т. е. даже в Дании никто не комментирует на датском, во Франции никто не комментирует на французском. Именно на сцену комментируют только на английском, потому что это общий язык, его знают все европейцы, а Америка принимает у себя все игры. Что касается нас, то очень классно, что на Эпицентре комментаторство в зал идет на русском языке для русского комьюнити, и это тот самый момент, когда мы можем показать себя. Если бы у нас таких моментов было больше, если бы мы например могли ездить и работать на сцену, мы бы чувствовали этот хайп, чувствовали этот заряд на постоянной основе. Это добавляет определенной ответственности и профессионализма.

– Хотел бы ты начать комментировать на английском и уехать из России?

– Уехать из России у меня была возможность была давным-давно. У меня бывают мысли, что в англоязычном сегменте интереснее, по причинам о которых я уже сказал. Но комментировать на английском это значит всё время быть внутри англоязычного комьюнити, то есть вся твоя компания, друзья должны говорить на английском. Нужно овладеть языком в совершенстве, а для комментирования еще лучше. Даже если и рассматривать такой вариант, абсолютно новый путь, где нужно будет сильно изменить свою жизнь, то далеко не факт, что получится стать известным комментатором. А здесь я знаю как я работаю, с кем работаю, и мне нравится то что я делаю, от начала до конца. Я верю в развитие киберспорта у нас. Лучше я буду развиваться в русскоязычном комьюнити.

– Когда ты говоришь людям, что ты киберспортивный комментатор – они удивляются?

– Да, 99% незнакомых мне людей, например, таксисты, спрашивают, что это такое. Бывают, конечно, исключения. Что касается друзей, почти все знают чем я занимаюсь, это и так понятно. Родственники меня очень сильно поддерживают. Моя бабушка была на предыдущем EPICENTER, смотрела игру Na’Vi и очень сильно болела за них. Она сказала, что поняла экономику игры с 5 раунда. Почему у одних игроков пистолеты, у других автоматы и все такое. У игры низкий порог вхождения, поэтому ей понравилось. Думаю, что с DOTA2 у нее было бы больше проблем, потому что там все в разы сложнее. Ей нравится, что я могу взаимодействовать с большим количеством людей, что всегда выражаю себя творчески. Она у меня художник, ей эти чувства очень близки. Может быть комментирование не так сильно, но она понимает то, что это сейчас новый виток, и ей нравится, что я в чем-то свежем, в чем-то новом, в чем-то, что движется и на гребне волны. Поэтому да, меня все поддерживают.

– Как тебе организация кастинга и просмотра турнира на EPICENTER? Лучше или хуже, чем в прошлом году?

Мне очень понравился экран, невероятное качество картинки. Хорошее качество звука. Ни в одной части зала я не услышал чего-то слабого, где бы я не гулял, я слышал всё отчетливо. Когда я комментировал матч G2 против Astralis и спрашивал «кто за кого?», то люди всегда отвечали, потому что слышали меня идеально. Я не пропадал в криках, гуле и во всём остальном. Это очень круто.

– Комментатор обязан быть немного аналитиком. Как думаешь, почему так отлетели FaZe, считавшиеся фаворитами?

– FaZe – это команда, не получавшая по носу ни разу. На ЛАНах винстрик из 15 карт. В основном сыграл роль формат проведения best of 3, когда ты играешь минимум одну игру не на своей карте. VP показали ошеломительную игру, и FaZe Clan просто не способны были вернуться после таких раундов, которые они отдавали один за другим одинаковым образом. Они были деморализованы, и когда ты сталкиваешься с таким давлением от противника, к которому ты не привык совершенно, ты просто-напросто не можешь оклематься. И это совершенно нормальная ситуация, просто не для FaZe. Мы знаем, что например SK могут воспрянуть обратно от любого поражения, от любой пощечины, от любых неудачных раундов, взять паузу поговорить и ресетнуть игру. Тоже самое касается датчан, они самые спокойные.

– А что будет с Gambit?

– Я уверен, что это поражение ни на что влияния не окажет. Они молодцы. Они всегда собраны, они всегда отыгрывают на максимум. Я бы сказал они дали мне новую веру в СНГ. Очень тяжело быть СНГ комментатором, когда у тебя нет ориентиров, когда у тебя нет чуваков, за которых ты можешь поболеть. Просто за экраном сесть смотреть «О, Gambit играют сегодня на каком-то лане». Даже если ты это не комментируешь, тебе всё равно очень приятно смотреть. Тот момент с Dosia, когда его пушили FaZe на точку B и он вышел, сделав три убийства со спины с FAMAS из drop-room, который не проверили. Это момент дал мне гордость за Россию. Dosia единственный представитель из России в команде. Наверное, сейчас на СНГ сцене он один показывает нереальный рост. Да, для Эпицентра, с точки зрения фанатов, которые приехали посмотреть на зал, было бы очень круто, если бы Gambit добрались до финала, но что имеем то имеем.

– Какие команды можно отметить из тех, которые не прошли на призовые места, но при этом очень хорошо играли? Кто не был замечен?

– Китайская команда Tyloo. Но было ясно, что им будет практически невозможно пройти сквозь FaZe – слишком сильный противник. Мне бы очень хотелось, чтобы Vega Squadron вышли в групповую стадию. Могу также отметить mir. Но они пока ездят за опытом, не готовы серьезно играть. Team Liquid, на мой взгляд, могли бы выступить лучше. Тоже самое касается North. Остальные команды и так в топ-7, и они были достойны финала. Так что вышли лучшие из лучших, всех остальных увидим на следующих чемпионатах.

– Что думаешь по поводу выходки North, которые взяли и уехали в 6 утра, никому не сообщив?

– С одной стороны, организаторы слишком облизывают команды, ребята привыкли и могу забывать, что существует ответственность перед приглашающей стороной. У каждого менеджера команды есть договоренности. Если North, Faze обязаны были оставаться на этом чемпионате до конца, то, соответственно, так нельзя было поступать. Если не обязаны – они могли остаться по-человечески. North получили приглашение на турнир напрямую, они выиграли предыдущий EPICENTER. Могли бы показать немного больше уважения к турниру. Но мы все прекрасно понимаем, что очень сложно оставаться в городе, в котором ты уже проиграл и тебе приходится приходить смотреть.

На предыдущем EPICENTER такая ситуация была у NIP – они даже не вышли из группы, но остались до конца турнира. Я спросил у Forest, как игры, а он: «Я не смотрел ни одной игры. Я не смотрю ни одной игры, где я мог бы участвовать. Мне тяжело эмоционально». А человек играет на профессиональной сцене уже 13 лет, если не больше. И всё ещё плохо чувствует себя после проигрыша и просто закрывает глаза. Он мог бы он бы посмотреть игры оппонентов, просто чтобы лучше изучить их. Но он считает, что это не так важно. Он считает, что его эмоциональное состояние важнее.

Что касается выходки North, это полностью ответственность менеджеров. Они должны понимать, что рискуют репутацией. Причем не только киберспортивной команды North, но и своего владельца, футбольного клуба Копенгаген. Кроме того, они подставляют своего главного спонсора Adidas. И менеджер команды должен решать, что важнее – эмоциональное состояние игроков или репутация людей и организаций, которые он представляет.

А сейчас еще встал вопрос отношений с Эпицентром – организаторы обещали оштрафовать команду и я уверен, что они это сделают. Вопрос, волнует ли это датчан? Сейчас настолько большой объем чемпионатов… Хотя, на мой взгляд, это просто-напросто неадекватно. Ты должен дружить со всеми, это адекватная позиция, человеческая.

– Как ты считаешь, когда киберспорт полностью выйдет на ТВ и произойдет ли это вообще?

– Чтобы это случилось, вокруг киберспорта должна возникнуть телевизионная экосистема, индустрия должна подстроиться под новый формат. Пока они не нуждаются друг в друге. Почему? Думаю, это вопрос не к киберспорту, а к аудитории. У киберспорта и телевидения разная целевая аудитория, и для объединения нужно искать пересекающиеся сегменты.

Фото: Даниил Гуревич

Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.