11 декабря исполнилось 10 лет игре, которая была на смартфоне чуть ли не у каждого. Сейчас Angry Birds — огромная франшиза, насчитывающая пару десятков основных игр, несколько ответвлений, пару фильмов и горы мерча. Такое удается далеко не каждому проекту, а тем более мобильному. В этом материале мы расскажем историю успеха «Злых птиц»: с чего начинали разработчики, при чем здесь Стив Джобс и как даже спустя 50 попыток не опустить руки.
Смотреть на YouTubeВ 2003 году компании Nokia и HP организовали конкурс для игровых разработчиков, на который с горящими глазами записались трое финских студентов Никлас Хэд, Ярно Вакевайнен и Ким Дикерт. Со своим проектом King of the Cabbage World друзьям удалось занять первое место и привлечь внимание организаторов.
Трио продолжило создавать игры, основав компанию Relude, позже переименованную в знакомую Rovio Mobile. На должность генерального директора в новоиспеченную студию разработки Никлас пригласил своего двоюродного брата Микаэля. Тот, в свою очередь, пошел дальше по цепочке и подтянул своего отца — богатого бизнесмена Каджа Хэда, заинтересовав его большими перспективами. Кадж вложил в Rovio 1 миллион евро.
Новички успели поработать с такими крупными игроками рынка, как Electronic Arts и Namco, разрабатывая для них портативные версии популярных игр на языке Java. Параллельно они пытались создавать что-то свое, но аудитории не было до этого дела. К сожалению, идей у ребят оказалось намного больше, чем денег. Миллион быстро закончился, а ничего прибыльного они так и не выпустили. Дела шли скверно, из компании уходило все больше людей, нужно было искать выход, чтобы избежать банкротства.
Спасение от бед для финнов нашел Стив Джобс, представив в 2006 году революционный первый iPhone. Оставшиеся в Rovio сотрудники увидели широкий потенциал технологии touch screen, и было принято решение перестроиться на разработку мобильных развлечений. Первое время компания создавала простые игры по заказу Nokia. Им даже удалось приложить руку к хиту эпохи кнопочных телефонов — аркаде Bounce, где нужно провести красный мячик через запутанные лабиринты.
Смотреть на YouTubeЭто помогало им держаться на плаву, но для осуществления первоначальной задумки были необходимы отдельные вложения. Поэтому отцы-основатели задействовали собственные сбережения — примерно 40 тысяч евро.
К концу нулевых у Rovio была платформа и немного бюджета, оставалось лишь придумать концепцию. Главный дизайнер Якко Иисало, сидя дома в одиночестве, перебирал в голове идеи и переносил их в фотошоп. Он нарисовал стайку птиц и принялся менять им форму. С начала у пернатых не было не только крыльев, но и клювов.
https://twitter.com/ArtWatch2015/status/577619938271059968?s=20Коллективу понравились новые питомцы дизайнера, оставалось подобрать затягивающий игровой процесс. После общего обсуждения сотрудники остановились на разрушении построек. По задумке птички, пикируя, врезаются в деревянные конструкции и ломают их, за что получают очки. Вышло интересно, но из-за нехватки контекста персонажи не запоминались и погружение было неполным. Так у «Злых птиц» появились заклятые враги — зеленые свиньи. Выбрали поросят неслучайно, в те годы по миру свирепствовала эпидемия свиного гриппа. Позже хрюшки даже получили собственный спин-офф — головоломку Bad Piggies.
Смотреть на YouTubeВ первой версии запускать птиц в полет приходилось кликая на них несколько раз. Авторы хотели добиться интуитивно понятного интерфейса, поэтому вскоре добавили рогатку.
За звук отвечал музыкант Ари Пулккинен, он написал все композиции и звуковые эффекты, кроме хрюканья свинок. Хрюкали на разный лад уже сами разработчики.
Смотреть на YouTubeПосле сборки бета-версии создатели раздавали ее на тест всем кому только можно: родителям, друзьям, бывшим сокурсникам и так далее. Отзывы были даже выше ожидаемых, от Angry Birds тестеры отрывались с трудом.
Наконец, в декабре 2009 птицы вышли для iPhone, а позже студия выпустила и версию для «андроида». В конечном варианте у игрока под командованием выстраивался целый пернатый отряд. Каждая птица обладала своей уникальной способностью: кто-то ускорялся и прорезал ограждения насквозь, другой ломал любые преграды на своем пути из-за своего веса, третий разделялся и мог поражать сразу несколько целей. Не забыли добавить и простенький сюжет: злобные свиньи похитили яйца из дома птиц, теперь героям предстоит их вернуть.
Релиз игры выпал на мои школьные годы. Тогда у многих уже стали появляться смартфоны, и новинка быстро вытиснула популярную Doodle Jump. Механики с touch-скрином выводили интерактивность на новый уровень. Уроки стали проходить намного интересней, ведь игровой процесс — ведение пальцем по экрану, что легко можно было спрятать от учительницы.
Невероятный успех Angry Birds вывел компанию Rovio из кризиса, и они принялись активно развивать серию. За следующие несколько лет вышли Angry Birds Seasons, посвященные праздникам, коллаборации с мультиком Rio и таким гигантом, как «Звездные войны».
Смотреть на YouTubeРазработчики не останавливались, и на сегодняшний день успели неплохо поэкспериментировать с разными жанрами. В 2013 году свет увидела Angry Birds Go! - где полюбившиеся персонажи впервые участвовали в гонках, в 2014 отметились Angry Birds Epic, первая RPG во франшизе, и Angry Birds Transformers — совместная со вселенной трансформеров аркада в стиле «Беги и стреляй». Существовал и местный симулятор футбола — Angry Birds Goal, но после пробного запуска в Новой Зеландии проект отменили.
Смотреть на YouTubeПопулярность росла, и скоро полки магазинов до отказа заполнились мерчем на любой вкус: кружки, подушки, мягкие игрушки и тому подобное. В торговых центрах появились целые развлекательные парки и аттракционы в стиле игры. Аттракционы представляют из себя буквальный перенос мобильной забавы в реальность: плюшевую птицу нужно зарядить в рогатку, натянуть резинку и выстрелить по заранее расставленным свинкам.
В 2016 году Angry Birds впервые попали на большой экран. Фильм раскрывал предысторию противостояния птиц и свиней. Экранизация получила смешанные отзывы критиков, но окупилась. При бюджете в 73 миллиона долларов, разработчики собрали в прокате свыше 350 миллионов. Зрители хвалили юмор и сочную картинку. А в 2019 вышло продолжение, которое, судя по оценкам, держало ту же планку, но принесло меньше денег — 146 миллионов.
Смотреть на YouTube«Злые птицы» помогли своим создателям избежать краха, став чуть ли не феноменом. Хочется верить, что, несмотря на количество выпускаемого контента, авторы не загубят своих спасителей, пытаясь выжать из франшизы все соки.
Читайте также:
- Американский футбол с орками, межгалактический гандбол. Необычный спорт в видеоиграх
- С кем будет конкурировать Мозгов в НБА? Лучшие центровые из бывших клубов россиянина в NBA 2K20
- Триллер, боевик и выживалка. Во что играть с приходом зимы?
- Видеоигры как произведения искусства. Проекты, которые приносят эстетическое наслаждение
- Он синий, быстрый и почти 30 лет с нами. История ежика Соника, который может уйти навсегда
Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.