«Киберспорт в своем нынешнем состоянии не сможет заменить традиционный спорт». «Матч ТВ» поговорил с киберспортивным ведущим

«Киберспорт в своем нынешнем состоянии не сможет заменить традиционный спорт». «Матч ТВ» поговорил с киберспортивным ведущим
Фото: © Федерация компьютерного спорта России
Ведущий киберспортивных турниров Александр Хитров рассказал «Матч ТВ» о развитии турниров ФКС России, возможности появления киберспорта на Олимпийских играх и порассуждал, как индустрия станет выглядеть в будущем.

— Вы уже несколько лет работаете в киберспортивной индустрии, принимая участие и в турнирах ФКСР. На ваш взгляд, соревнования Федерации компьютерного спорта России развиваются?

— Есть определенная планка, которой придерживаются в федерации. Я видел самые первые официальные турниры — тогда все было в таком ламповом (уютном. — «Матч ТВ») формате. Так что общий уровень определенно растет! Может, развитие идет не семимильными шагами, поскольку признаются киберспортивные дисциплины в нашей стране не очень быстро. Зато отчетливо видна популяризация киберспорта в регионах, за пределами Москвы и Санкт-Петербурга.

Фото: © Федерация компьютерного спорта России

— Как это происходит?

— Столица насыщена разными развлечениями. Из-за этого интерес распыляется и концентрация любителей того же киберспорта падает. Вот зимой проводили финал Кубка России по киберспорту в Тюмени. Я ездил туда в роли ведущего и был немного поражен. Единовременно на площадке находились порядка 3-4 тысяч человек — это практически столько же, сколько ходит на EPICENTER в Москве. Когда я выходил в зал и видел огромную аудиторию, меня одолевал мандраж.

— То есть смысл в проведении больших турниров за пределами Москвы есть?

— Определенно. Кубок 2019 года могут вновь провести не в столице. И, честно говоря, мне бы хотелось присутствовать при этом событии и испытать те ощущения. Но и в московских турнирах есть свои неоспоримые плюсы — на них нередко собираются сильные по международным меркам команды. Но это не гарантирует им победы. Тут уж все зависит от везения и подготовки. Например, на последнем чемпионате России в полуфинале Dota 2 крепкий середняк СНГ-сцены Team Spirit неожиданно проиграл не очень известной команде Magic Hands (1:2) и лишился возможности стать чемпионом страны. Именно вот такие случаи и делают турниры ФКС интересными.

— Если пофантазировать, что EPICENTER вывезут за пределы Москвы и Питера, как думаете, тогда он соберет больше зрителей на стадион?

— Мне кажется, что арену на 5-6 тысяч забили бы без проблем, может, даже больше. Приехали бы люди из соседних регионов, для которых Москва — слишком далеко и дорого. Потенциально подошли бы большие города, центры своих регионов: Новосибирск, Екатеринбург, Казань, Тюмень, Сочи, Калининград.

Фото: © Матч ТВ/Реваз Куртанидзе

— Сейчас активно обсуждают создание Европейской федерации киберспорта. Для чего это нужно, какой от нее будет толк?

— Четко сформированной позиции по этому вопросу у меня нет. Но некоторыми мыслями поделиться готов. Появление этой федерации сможет облегчить жизнь киберспортсменам, даже топовым. Бывают такие случаи, когда игроки сталкиваются с проблемами в перелетах по миру. Будь то визовый вопрос или что-нибудь на законодательном уровне. Помните инцидент с Владимиром Chappie Кузьменько из Team Empire, который в 2017 году не сумел прилететь на The International из-за визовых проблем, и его в итоге заменил Resolut1on? Подобных примеров хватает. Правила в дисциплинах устанавливают издатели, но они обычно не могут или не хотят (привет Valve) влиять на такого рода моменты. И кто, как не международная федерация должна помогать командам и топ-игрокам в подобных вопросах?

— В апреле этого года Министерство спорта РФ включило файтинги во Всероссийский реестр видов спорта в списке дисциплин киберспорта. На ваш взгляд, признание какой дисциплины на официальном уровне способно произвести настоящий фурор и привлечь еще больше людей к индустрии?

— Очень важным шагом станет признание шутеров. И речь не только о CS: GO — есть много других, способных привлечь публику: Warface, Rainbow Six Siege, Unreal Tournament, Quake Champions, да даже Point Blank, в который когда-то играли тысячи. Сегодня в мире по факту популярны игры двух типов: MOBA (Dota 2, LoL) и шутеры (CS: GO и т. д.). Поэтому признание у нас шутеров станет очень важным шагом, учитывая дикую популярность CS: GO в СНГ. Понимаю, есть люди и компании, пытающиеся сделать востребованными PUBG, Fortnite, R6, FIFA. Эти игры — главные претенденты на киберспортивный Олимп СНГ, но, честно говоря, там слишком удобно расположились именно продукты компании Valve.

Counter-Strike / Фото: © Steam

— В последнее время часто говорят о возможном включении киберспорта в программу Олимпийских игр. Как вы думаете, это вообще нужно индустрии?

— Хороший вопрос. Лично я не знаю, зачем нашей индустрии нужны Олимпийские игры. Мне кажется, что настоящие олимпийские ценности уже давно потеряны за политизированностью и коммерциализацией данных турниров. Лозунг «Главное не победа, а участие» сейчас нам не очень подходит, потому что в свете последних событий для нашей страны просто участие на Олимпийских играх — это уже победа. Нынешние Игры далеко не то же самое, что было десятки лет назад. Я, конечно, не жил в то время, чтобы утверждать на сто процентов, но у меня такое романтизированное представление. О том, что ОИ — это торжество соревновательного духа и доброжелательности.

— Не считаете, что электронные развлечения, в список которых входит и киберспорт, смогут в ближайшем будущем заменить традиционный спорт на крупных турнирах?

— На мой взгляд, киберспорт в своем нынешнем состоянии не сможет заменить традиционный спорт. Должно пройти много времени, смениться поколения, чтобы такое стало возможным. Да, многие дети любят проводить время за компьютером и в своих гаджетах, но и тех, кто играет в футбол, баскетбол или просто бегает, все равно больше. Походы на спортивные события до сих пор популярны. У нас в Балашихе в этом сезоне базировался клуб КХЛ «Авангард», и я видел, сколько народа приходило на матчи этой команды.

Если говорить о будущем, то скорее произойдет не подмена одного другим, а слияние. Киберспорт и спорт станут чем-то единым. Ведь когда интернет набирал обороты, многие говорили, что телевидение скоро умрет, но время идет, а оно живет, и аудитория никуда не исчезает. Телевидение интегрировалось в сеть. То же со временем произойдет и с киберспортом.

— И как это будет выглядеть?

— Что сейчас по факту представляют из себя киберспортивные турниры? Человек приходит на стадион, да, есть атмосфера, можно увидеть кумиров вживую, но сам игровой процесс происходит на мониторе, поэтому человек все также смотрит на экран, только сидя на стадионе. А вот если бы на сцене делали проекцию событий матча, чтобы болельщики могли видеть трехмерное изображение персонажей и их баталии не на экране, а за его пределами, это было бы интереснее.

Самым классным был бы вариант, если бы киберспортсмены сами были бы участниками матча в физическом плане. Условно, люди в шлемах виртуальной реальности бродят по карте и выполняют действия, предписанные правилами игры. Как пейнтбол, но с дополненной реальностью, чтобы зрители видели все в красивой обложке с графикой.

То есть исчезнет тот вид киберспортсменов, которые сидят за компьютерами во время турниров. На их месте появятся игроки, которые будут помогать себе в достижении цели за счет физической активности. 

Фото: © globallookpress.com

Обращаем внимание, что точка зрения ведущего может не совпадать с официальной позицией Федерации компьютерного спорта России.

Читайте также: