Бокс/MMA

UFC продана за 4 млрд долларов. Что нужно знать о самой крупной сделке в истории спорта

11 июля 2016 19:24
UFC продана за 4 млрд долларов. Что нужно знать о самой крупной сделке в истории спорта
Дэйна Уайт / Фото: © globallookpress.com

ММА-организация UFC меняет владельца и становится объектом самой крупной сделки в истории спорта. «Матч ТВ» объясняет, что это значит для смешанных единоборств и кто теперь будет определять вектор их развития.

Что такое UFС

Фото: © globallookpress.com

Компания, которая с 1993-го года проводит поединки по правилам ММА (смешанные единоборства от англ. mixed martial arts).

Чтобы вы понимали динамику развития – в 1993 году в НХЛ думали уже только над названием конференций, а Сергей Федоров и Павел Буре чувствовали разницу между Россией и США, получая уведомления из банков о выплатах. В НБА в это время готовились отметить полувековой юбилей. UFC провела турнир из восьми бойцов, думая, что он окажется первым и последним и пытаясь заинтересовать хоть один телеканал.

Сегодня главная заезда UFC Конор МакГрегор может за сезон зарабатывать как Александр Овечкин, а Криштиану Роналду пишет бойцу UFC Хабибу Нурмагомедову, что был бы рад побывать у него в углу на одном из боев. Бывший рестлер Брок Леснар получает за 15 минут поединка 2.5 миллиона долларов. Стать чемпионом UFC – считается высшим достижением в смешанных единоборствах, а просто быть подписанным - сравнимо с игрой в футбольной Лиге чемпионов.

Почему продали UFC

UFC / Фото: © globallookpress.com

Когда кто-то способен заплатить 4 миллиарда долларов, а другой кто-то получил такую же сумму до любого из этих людей обычно непросто дозвониться и взять интервью. Поэтому можно только догадываться. Разговоры о возможной продаже промоушена велись давно и речь шла все о той же сумме, но китайском инвесторе. В апреле в российской прессе были новости о возможной покупке акций UFC российским миллиардером Зиявудином Магомедовым. Позднее, стало известно, что стороны не договорились о сделке. Несмотря на то, что внешне UFC в последние несколько лет кардинально не изменялась, ключевым в ее новейшей истории стала способность компании приносить прибыль. Здесь можно рассуждать о том, что компания, которая на это способна в принципе, является совершенно иным предметом сделки, чем та же компания, которая требует вложений.

Когда Олег Тиньков покупает велокоманду, он покупает гигантский инструмент для рекламы и «игрушку». Если он будет ее продавать, он будет продавать то же самое, очевидно. Но, если вдруг та же самая команда, которая все также ездит на двухколесных велосипедах, начнет приносить прибыль, продавая ее, Олег Тиньков будет продавать уже бизнес. То есть предмет сделки принципиально иной. UFC как бизнес и UFC как шоу, которое ты финансируешь, могут и продаваться и стоить по-разному и давать разные поводы для продажи. Возможно, для братьев Фертитта, прежних владельцев промоушена, наиболее выгодным было получить прибыль сейчас, но в больших размерах, чем иметь возможность получать ее в течение десяти лет, но затрачивая на это ресурсы в виде своего времени.

Кто купил UFC

Фото: © globallookpress.com

Покупатель - группа компаний WME-IMG, гигант индустрии развлечений, образовавшийся в результате слияния нескольких агентств. WME оказывает агентские услуги работникам индустрии развлечений самых разных областей: актерам, музыкантам, режиссерам, сценаристам и писателям. Среди ее клиентов Квентин Тарантино, Ридли Скотт, Канье Уэст, Бриттни Спирс, 50 Cent.

WME активно развивается и расширяет сферы своего влияния. В 2013 WME приобрело агентство спортивного маркетинга IMG. Объединенная компания создала игровую лигу по киберспорту, владеет правами на проведение конкурсов «Мисс Вселенная» и чемпионатов по родео.

У WME-IMG уже были пересечения с UFC. Именно работники компании представляли в Голливуде интересы самой знаменитой чемпионки UFC Ронды Роузи.

Главы компании - Патрик Уайтселл и Ари Эмануэль. Пока неизвестно, кто займет место Лоренцо Фертиты, но, по сообщению TMZ Sports, Эмануэль будет очень сильно влиять на политику UFC.

Кто самый интересный участник сделки

Фото: © Getty Images

Ари Эмануэль – акула капитализма версии 2.0. Жесткий бизнесмен, скандалист и, в свои 55, живая легенда в Голливуде. Что из себя представляет Ари? Вспомните сериалы «Красавцы» и «Во все тяжкие». Эмануэль – прототип персонажей Ари Голда и Сола Гудмана. Американские журналисты называют его «супер-агентом»: он ведет дела Марка Уолберга, Шарлиз Терон, Дуэйна Джонсона и Опры Уинфри. Известен бешеной энергией и невероятной работоспособностью. Признается, что в день совершает не меньше 300 телефонных звонков.

Жизнь Ари и его семьи – классическая история американской мечты. Его отец был эмигрантом, а самого Ари и его старших братьев Зика и Рама в прессе называют «еврейскими Кеннеди». Зик – специалист по онкологии и биоэтике, был советником президента Обамы по вопросам здравоохранения. Рам – мэр Чикаго. Сам Ари, несмотря на то, что работает в политкорректном Голливуде, известен своими расистскими и гомофобными высказываниями. «Тупейшая идея, которую когда-либо слышал. Все знают, что черные не плавают», - сказал Эмануэль, получив сценарий, где Уэсли Снайпс должен был сыграть «морского котика». При этом Ари Эмануэль в своем обычном агрессивном стиле призывал коллег по кинобизнесу никогда не работать с Мелом Гибсоном из-за его антисемитских высказываний.

Словом, Ари Эмануэль по манере общения и ведения бизнеса выглядит донельзя похожим на действующего президента UFC Даны Уайта. Большая интрига - как два таких жестких и шумных скандалиста будут работать вместе?

Каким будет новое UFC?

Фото: © Getty Images

На этот вопрос вряд ли могут дать точный ответ даже непосредственные участники сделки.

Цель любого бренда – принесение прибылей. У WME-IMG есть необходимый ресурс, чтобы сделать бренд UFC более узнаваемым. А бои по правилам ММА - еще более близкими для самой широкой аудитории. В конце концов, ее руководители добились успеха, работая в Голливуде. Вопрос в методах, с помощью которых цель будет достигнута.

Организация профессиональных боев балансирует на стыке спорта и индустрии развлечений. Самые знаменитые герои отрасли, будь то Конор МакГрегор или Майк Тайсон, - отличные шоумены и маркетологи не в меньшей степени, чем спортсмены и бойцы.

Ключевой момент политики новых владельцев UFC – именно в осознании этого баланса между спортом и шоу-бизнесом.

Руководство главного конкурента UFC, компании Bellator, делает ставку на шоу. Крутые и яркие персонажи с громкими именами для них важнее допинг-тестов и идеального состояния здоровья.

Так, бой Кимбо Слайса против Дада 5000 стал одним из самых успешных в истории компании. Поединок закончился победой Слайса нокаутом. Позднее из-за проваленного Кимбо допинг-теста бой был признан несостоявшимся. Сразу после поединка Дада 5000 попал в больницу и перенес два сердечных приступа. Экс-победитель Кимбо Слайс умер, спустя несколько месяцев после боя.

Возможно, у руководства WME есть новое видение будущего индустрии, отличное и от конкурентов в лице Bellator и от устремлений прежнего руководства UFC.

Навскидку организация может сделать шаг в сторону увеличения количества турниров, проводя события строго каждые выходные (сейчас UFC проводит 2-6 турниров в месяц), что ускорить процесс привыкания зрителя к ММА как к полноценному виду спорта.

Можно попробовать разнообразить географию. 12 ноября UFC проведет первый турнир в Нью-Йорке, где очень (излишне) долго были запрещены ММА-поединки. На международном уровне, последние пять лет горячо обсуждали турнир в России. Если UFC станет более прибыльной и сможет увеличить гонорары бойцов, это может стать победой в решающим сражении с боксом, где пока одним из последних аргументов остаются более высокие гонорары в сравнении с ММА.

Текст: Вадим Тихомиров, Алексей Алёхин

Фото: globallookpress.com; Getty Images

Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.