Бокс/MMA

Тренер бойца UFC Волкова снимался у Звягинцева и Бондарчука. Мы об этом поговорили

Александр Волков вместе с тренером Тарасом Кияшко становился чемпионом Bellator, побеждал в Гран-при М-1 и сейчас проведет свой шестой бой в UFC в Москве против Грэга Харди. Одновременно с этим Кияшко работал как актер, каскадер и постановщик боевых сцен. В интервью Вадиму Тихомирову, он рассказал, как это было.

— По запросу «Тарас Кияшко» в Google первые три ссылки — сайты, связанные с кино, и только потом ваш профиль тренера по ММА. Как это получилось?

— У меня есть актерское образование, которое я получал параллельно с учебой на дневном в педагогическом университете имени Ленина: поступал на иняз, не прошел, а поскольку со спортом было все в порядке, то поступил на преподавателя физической культуры по специальности «восточные единоборства». Но я с детства мечтал попасть в театр или кино, родители говорили, что актер не профессия, поэтому учился днем на преподавателя и параллельно на вечернем на факультете общественных профессий у Леонида Аркадьевича Довлатова («Освобождение», «Тегеран 43», «Кавказская пленница». — «Матч ТВ»), то есть я практически каждый вечер на два-три часа ездил и постигал театральное ремесло — репетиции, читки и все, что с этим связано. Еще успевал 3–4 раза в неделю заниматься каратэ, периодически выступал на соревнованиях.

Александр Волков и Тарас Кияшко / Фото: © Christian Petersen / Contributor / UFC / Gettyimages.ru

В 2008 году у меня появился товарищ — Дмитрий Белинцев, он сейчас один из ведущих специалистов-историков в области японской культуры. Он меня познакомил с актером и режиссером Валерием Николаевым. Валерий к тому времени и в Голливуде снимался, и в России был довольно известен, если видели сериал «День рождения Буржуя», то знаете. Дима тогда был задействован в эпизоде картины «Медвежья охота», над которой Валерий работал. А поскольку в фильме многое замешано на Японии, на самурайском кодексе — японские доспехи, японская история, — мы вместе ездили на несколько кинофестивалей. После этого меня стали приглашать в какие-то проекты. Одним из первых был сериал «Поединки», где я работал в качестве каскадера, затем начали привлекать как постановщика боевых сцен, потом узнали, что у меня есть еще и актерское образование, и стали давать роли.

— Помните первую?

— «Наружка» или «топтуны». Проект снимал и сам играл одну из главных ролей мой старший товарищ Сергей Векслер, он учился во МХАТ с Валерием Николаевым — в том сериале у меня была первая полноценная роль. Потом я уже сам составил анкету, разослал ее, стали приглашать еще. Позвали в последнюю серию последнего сезона сериала «Солдаты», после этого появилось больше предложений.

— Сергей Векслер же блестяще зарезал «Баркаса» Евгения Сидихина в «Антикиллере».

— В «Антикиллере» я должен был в третьей части сниматься, но не сложилось и я не попал. На самом деле в киноиндустрии не выходит больше проектов, чем вы думаете. Например, недавно была история — планировали фильм «Скобелев» про генерала Михаила Скобелева наподобие «Турецкого гамбита». У меня была роль казака, начальника службы безопасности генерала. Полтора месяца учился ездить на лошадке, по два часа в день. Сшили все костюмы, грим приготовили, начали строить в Болгарии съемочный лагерь, и когда должен был состоятся первый транш, деньги просто не дошли, и съемки пришлось отменить.

Мог быть очень интересный проект с Чулпан Хаматовой — «Доктор Лиза». Готовили фильм на реальных событиях про Елизавету Глинку (общественный деятель, погибла в авиакатастрофе в Сочи 25 декабря 2016-го. — «Матч ТВ). Мне предлагали роль водителя Елизаветы: прошел пробы, примерил костюм, назначили день съемок. И буквально на следующий день звонит мой товарищ, кто меня порекомендовал, Олег Чемодуров, и говорит, что в роли отказали. Режиссер и продюсер вроде бы за день до съемок встречались с Глебом Глинкой, супругом Елизаветы, он предложил снять настоящего водителя, поскольку был с ним знаком. Выбрали его.

— Была ситуация, чтобы вам предлагали роль, а у Александра Волкова идет подготовка к UFC, и вам приходится отказаться?

— Из запомнившегося, наверное, сериал «Физрук». Снимали последний сезон, а у нас действительно была Сашина подготовка в разгаре, только точно не скажу, к какому именно бою. Правда, получилось так, что у меня там снялся брат: он тоже довольно часто снимается как каскадер, только если я совмещаю это с тренерской деятельностью, он работает управляющим в торговом центре.

— Вы снимались в «Левиафане» у Андрея Звягинцева — расскажите.

— Там есть кусок, где быстро едут на больших черных джипах, а потом бьют адвоката. Работал как каскадер — водил один из этих джипов — и постановщик боевой сцены, то есть придумывал эту драку в конце эпизода. В сцене с автомобилями нужна была просто скоординированная работа водителей: выполнить небольшие проезды на одинаковом расстоянии с одинаковой скоростью, войти в поворот, быстро съехать с горки по серпантину, чтобы была хорошая картинка. Понятно, что в такой фильм сложно попасть на большую роль, но в то же время мне, в принципе, кино и весь процесс очень нравятся, и там было здорово просто и поработать с режиссером, и посмотреть, как Алексей Серебряков или Владимир Вдовиченков играют.

— Фильм снимали в 2013-м, в этом же году Александр Волков готовился к бою с Виталием Минаковым

— Нет-нет, там точно окно было, я бы от участия в подготовке сто процентов не отказался. Даже при условии, что у меня на картине не полная занятость была — 6 или 7 съемочных дней.

Сами съемки очень запомнились: вот как фильм тяжелый, так и место тяжелое. Единственное — если снимали в тундре, то как только возникал перерыв, люди с дороги два-три шага делали и собирали грибы, они там просто гигантских размеров и очень вкусные и вареные, и жареные.

Но вообще этот поселок Териберка в Мурманской области, он, как в кино выглядит, такой и есть на самом деле. От Мурманска сначала идет асфальт, потом заканчивается, и когда уже через тундру идет дорога, ее обозначают специальными штырями, чтобы люди не заблудились во время снегопада и был какой-то ориентир. Это самая северная часть России, 7-8 пятиэтажных домов, школа, магазин, детский сад, разваленный, разбитый порт и завод по переработке рыбы. Работает один цех, откуда лучшая часть рыбы идет на экспорт, а хвосты — в Россию.

— Еще один большой проект — «Притяжение» Федора Бондарчука. Это было не так мрачно?

— Ну, очевидно, что это две разных картины. В «Притяжении» много компьютерной графики, разных локаций: снимали в Москве, в Подмосковье, на учебном танковом полигоне с привлечением солдат, вертолетов, самолетов. В «Притяжении» я был руководителем службы безопасности генерала, которого играл Олег Меньшиков. Во второй части, которая выходит первого января, мы тоже охраняли генерала и его дочь, чтоб ее никто не украл, ни инопланетяне, ни нехорошие люди.

— У вас был текст?

— Во второй части планировался, но в самом начале все переигралось, и моя роль осталась без текста. А во время съемок первой части один из персонажей получил травму, и картину заканчивали в другое время. В итоге у меня несколько съемочных дней вылетело. В общем, такое тоже часто бывает, что вроде ты попадаешь в кадр много, а после монтажа можно себя и не найти.

— Кто чаще ругается матом на площадке: Бондарчук или Звягинцев?

— Да на самом деле оба очень корректно разговаривают, очень вежливо, мата вообще не помню, скорее наоборот, они оба на «вы» обращаются и разговаривают с уважением к тебе. Неважно актер ты, каскадер, осветитель или костюмер. Это запомнилось.

Понятно, что они отличаются, они разные и это новая школа режиссеров, которые учились у старшего поколения советского кино. Видно, что они давно работают в профессии, понимают, что хотят снять, и в каждый съемочный день работают на площадке от начала и до самого конца. Оба подсказывают, оба могут давать какие-то комментарии, что-то исправлять, чем-то помогать.

— Была ли у вас ситуация, когда для постановки боевой сцены вы просили прогнать ту или иную комбинацию в зале кого-то из бойцов?

— Когда начал тренировать, я вообще старался своих ребят привлекать в кино. Понимал, что лучше привести своих, обученных, и они сделают так, как нужно. Часто звал Георгия Кекелию, он у нас сейчас тренирует и выступает. Привлекал Михаила Зайца, Гигу Кухилашвили, знаю, что Саня Волков участвовал в съемках еще до нашего знакомства, когда только начинал выступать в М-1. По сюжету он дрался на ринге и, к сожалению, проигрывал, но картину с ходу не вспомню.

— При его сегодняшней фактуре (рост 201 см, вес 117 кг) ему поступают предложения?

— Самое интересное было относительно недавно. Если вы знаете, материнская компания UFC — Endeavor (бывшая WME IMG. — «Матч ТВ») — ведет дела многих звезд Голливуда. Из Endeavor написали в UFC, сказали, что для съемок фильма «Крид: Наследие Рокки» они ищут человека на роль сына Ивана Драго, героя Дольфа Лундгрена. Из UFC нам поступило предложение о том, что они хотели бы рассмотреть Александра Волкова в качестве претендента на эту роль. В итоге мы в Москве снимали Сашу, он на английском языке говорил какой-то текст, мы отправили пробы, но, к сожалению, выбрали другого человека. А так, Саня мог бы оказаться в роли второго Драго, почти самого себя сыграть.

— Есть ощущение, что с ростом популярности ММА в боевые сцены чаще попадают характерные техники из смешанных единоборств?

— Вот это абсолютно точно, особенно в западных фильмах. Стало больше появляться приемов и из бразильского джиу-джитсу: от треугольников до каких-то свипов и тейкдаунов, из борьбы тоже чаще видишь какие-то вещи, те же проходы и броски

— При условии что вы много видели, как люди дерутся по-настоящему, в каком фильме вам нравятся боевые сцены?

— Есть фильм, где играет Лиам Нисон, там албанцы похищают его дочь, называется «Заложница», вот там и боевые сцены, и работа против оружия выглядят очень правдоподобно. Лично знаю человека, у кого Киану Ривз тренировался для съемок в ленте «Джон Уик». Там было полное погружение в роль, он до сих пор ходит на джиу-джитсу, настреливает помногу часов из разных видов оружия. И эта работа видна в кино.


— Как человек, который очень хорошо знает и боевые сцены, и реальный бой, вы в принципе верите в работу против оружия — от ножа, например, реально защититься?

— Честно скажу, что приемов против ножа практически нет, поэтому в кино, когда люди ставят какие-то блоки, это очень смешно выглядит. У Сергея Векслера есть сериал «Топтуны», где человек по сюжету, выходя из лифта, убивает ножом двоих. Жуткий эпизод, но мы его старались показать максимально приближенным к реальности. Потому что нож вообще очень страшное оружие, и когда человек им работает, происходит все быстро и не так красиво, как в кино.

— Как обычно снимают самый популярный удар в кино, когда один человек бьет другому размашистый боковой в голову с правой?

— Если вы обращаете внимание, то обычно такой удар снимают со спины. Соответственно, момент контакта кулака и головы не виден. Получается, что человек бьет с проносом, кулак проходит перед лицом. Дальше зависит от мастерства, насколько близко один ударит и насколько хорошо второй отыграет поворот головы. В институтах есть обучение сценическому бою, потому что, с одной стороны, нужна реалистичность, но для кино надо играть размашисто, широко, красиво. Кстати, на некоторые сцены, чтобы себя защитить, каскадеры, как и бойцы, тоже могут надевать капу, чтобы сохранить зубы.

— Насколько я знаю, в знаменитой драке в «Бригаде» между Мухой и Белым Сергей Безруков что-то сломал актеру, который играл Муху.

— У меня есть сцена с дракой в электричке. Там момент, где я пробиваю ногой в грудь долговязому парню, и он должен упасть в проход между сиденьями. 

Смотреть на YouTube

— Проход узкий, парень высокий. Хотели все снять правдоподобно, а у него не получалось упасть как нужно, но не отбить руки о сиденья. В итоге мы и подкладывали мат борцовский, и на грудь прикрепляли подушку, и все равно на груди у него очень большой синяк остался.

— Сколько может зарабатывать каскадер на площадке?

— Раньше ставка была 7 тысяч рублей за съемочный день, сейчас — 10 тысяч. У актера второго плана — как договоритесь, это может быть от 10 до 30 тысяч рублей. Может быть и 60. Все зависит от проекта, бюджета. С другой стороны, если проект серьезный, если сильный режиссер, актеры, у которых можно поучиться, бывает, что и бесплатно можно соглашаться. Повторюсь, мне сам процесс очень нравится, но, конечно, лучше, когда это достойно оплачивается.

— Было такое, что вы играли роль во время перерыва между раундами? Условно, ваш боец провел очень плохой раунд, и вам нужно не подавать виду, что это так, а наоборот, убедить его, что все хорошо и надо включаться?

— Да здесь обычно и так эмоций хватает. Если говорить про актерство в тренерской работе, то тут оно скорее в другом — мне кажется, у многих людей во многих профессиях бывает так, что проблемы из личной жизни переносятся в работу. И вот сцена тебя учит это разделять. И в зале ты не можешь вести тренировку и показывать, что у тебя в личной жизни есть проблемы, потому что тренеру должны верить и в нем должны быть уверены. Это важно. Если придешь на тренировку и будешь, извините, унылым говном, думать о своих проблемах и переживать, то из-за этого пострадает работа. Вот этого я стараюсь избегать, и здесь психология из кино помогает. Нельзя же представить, чтобы хороший актер играл Гамлета и думал про свои проблемы. 

Читайте также:

* Соцсеть, признанная в России экстремистской

Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.