Маргарита Васильева не виновата. Накосячили все остальные, включая ВАДА

Маргарита Васильева не виновата. Накосячили все остальные, включая ВАДА
Маргарита Васильева / Фото: © РИА Новости/Алексей Филиппов
Разбор нелепого случая, в котором нет вины спортсменки.

На сайте СБР появилась объяснительная Маргариты Васильевой, написанная на имя антидопингового координатора IBU Юлии Дроз.

Из текста следует, что 3 февраля в 7 утра по красноярскому времени Васильева начала свое путешествие в Северную Америку, вылетев сначала в Москву. Затем, в 12:00 уже по московскому времени она вылетела из столицы в США и прибыла туда в 13:30 по времени американскому. Пересадка была долгой, и только вечером, в 20:30, спортсменка полетела в Канаду, куда прибыла в 0:30 4 февраля.

Объяснительная от Маргариты Васильевой / Фото: © Союз Биатлонистов России

Теперь пройдемся по форме и содержанию документа.

Форма

Этот документ так и должен выглядеть. Объяснительные всегда пишутся от руки, потому что есть риск отказа человека от своих слов. Например, получает антидопинговый координатор IBU письмо с вордовским документом без подписи, пусть даже и с электронного адреса спортсмена. Но дело в том, что спортсмен может сказать: я это не писал, а кто вам прислал — не знаю. Технически отправить письмо с подставного адреса можно.

Далее. Получает тот же самый человек отсканированный и подписанный вордовский документ. Но одна подпись — это тоже, знаете, не повод считать его настоящим. Подпись можно подделать, особенно если она простая.

Поэтому все серьезные объяснительные, в том числе в адрес антидопинговых органов, пишутся от руки. Да, это нелепо выглядит, да, это вызывает смех, если почерк человека некрасив, но зато это однозначно идентифицирует автора текста при необходимости. Заказывается криминалистическая экспертиза, и все.

Почерк у Васильевой, кстати, хороший. Большая часть поколения, не обремененного чистописанием и еженедельными сочинениями от руки, ничего подобного изобразить не сможет.

Содержание

А вот тут беда. Причем беда не Васильевой, а тех, кто этот документ прочитал в первую очередь — СБР.

Для начала вводная информация — спортсмен должен обеспечить окно часового присутствия, в  течение которого он будет доступен для тестирования в период с 5 утра до 23 вечера. То есть самое раннее окно — с 5 до 6, а самое позднее — с 22 до 23.

Васильева вылетела из Красноярска в Москву в 7 утра 3 февраля. Но это вылетела. А в котором часу нужно было выехать из дома, чтобы успеть на рейс в 7 утра? Могла ли Васильева обеспечить присутствие дома с 5 до 6 утра в тот день? Однозначно не могла.

Так какого черта это не указано в объяснительной?! Это вопрос к Драчеву и всем тем, кто в СБР занимается антидопинговыми вопросами. Почему спортсменку не заставили переписать текст, указав, что она не могла обеспечить свое присутствие дома даже в самый ранний утренний период?

Владимир Драчев / Фото: © РИА Новости/Андрей Аносов/СБР

Идем дальше.

Васильева какое-то время была на пересадке в Москве и находилась в аэропорту. Указать присутствие там она не могла — что указывать-то? Встречаемся у такого-то гейта? Так она и не знала, из какого гейта вылет.

То же самое и с пересадкой в США. А в отель в Канаде спортсменка прибыла уже 4 числа, на следующий день.

Теперь вопрос к ВАДА, РУСАДА и прочим, как это модно говорить, stakeholders.

Почему вы, ребята, создали систему АДАМС, которая работает через одно место, не обрабатывая такие вот случаи?

Скриншот с сайта adams.wada-ama.org / Фото: © adams.wada-ama.org

Мы с друзьями повторили сценарий Васильевой, указав 11 марта рейс вылетающий в 7 утра и летящий до 23:30, то есть весь день в дороге. Посмотрите картинку выше, это скришнот системы и она выдает ошибку, требует указать один час утром. Что именно произошло, могут понять только те, кто этой системой пользовался. Среди журналистов я, подозреваю, один такой. Так вот: система, если видит, что рейс вылетает позже 6 утра, выдает предупреждение — «не указано окно присутствия». То есть из-за того, что у Васильевой рейс вылетал в 7 утра, система требовала указать окно либо с 5 до 6, либо с 6 до 7. Она, система, не знает, что есть процедура регистрации на рейс, что есть досмотр в аэропорту, что есть дорога до аэропорта и т. д. Она считает — а точнее, ее создатели считают, — что человек прямо из своей квартиры телепортируется в салон самолета. Моментально.

Только в реальной жизни это не совсем так.

Что нужно было делать

Нужно было указывать и невозможность присутствия в утренний период и крайнюю сложность в указании места присутствия в аэропортах пересадки. Нужно было указывать, проводились ли семинары по заполнению АДАМС и рассматривался ли на них этот вопрос. Нужно было указывать, рассылались ли инструкции от СБР по поводу обработки такого времени вылета и длительности полета в АДАМС. Нужно было указывать, есть ли разбор данного сценария в руководстве по системе АДАМС, именно случая, когда рейс в 7, но выезжать-то нужно уже в 5!

Ничего этого сделано не было. А теперь объяснительная написана, да еще и опубликована СБР. Что выглядит как слив спортсмена даже без попытки борьбы за него, ставшего жертвой недоработок логики системы.

Очень обидно, что, оказывается, в одной из самых наших популярных спортивных федераций люди даже не понимают — Васильева не могла корректно заполнить АДАМС. Технически не могла.

Еще по теме:

Фото: Союз Биатлонистов России, РИА Новости/Андрей Аносов/СБР

* Соцсеть, признанная в России экстремистской