Лыжи? Ноги? Голова? 7 вопросов о том, что не работает у россиян в нынешнем биатлонном сезоне

В преддверии январских этапов Кубка мира в Оберхофе, Рупольдинге и Поклюке matchtv.ru разбирается со странностями сборной России, которые обнажил декабрь.

1. Лыжи точно не едут?

Именно в эту причину мы уперлись после Анси. Плохо едут лыжи. Много отстаем. Погода не наша, специалистов нет, штайншлифт-машин нет. Когда появятся и похолодает, полетим как птицы.

Президент СБР Владимир Драчев подхватил тренд в эфире «Матч ТВ»: 

«Готовимся на северах, потом едем в теплую Европу, а там все другое. Ребята сразу сказали: при плюс 10 во Франции без шансов. Французы, норвежцы, шведы работают на собственных штайншлифт-машинах, мы пока без них. Пытаемся подобрать структуру на тепло, но не получается. Вы видели, как мы бежали по морозу в том же Хохфильцене: на холоде нам равных нет».

Открыть видео

Все понятно. Но все ли правдиво?

Драчев выступил в лучших традициях футбольных тренеров, объясняющих на послематчевых пресс-конференциях, что произошло, а не почему произошло. «Настраивались завладеть преимуществом, быстрый гол спутал карты, потом соперник забил второй, игра разбилась на эпизоды, а шестой мяч окончательно разрушил план на матч».

Бывает. Хотя всех интересует именно «почему». Про это чуть ниже, а пока продолжим про «что».

Вот при какой температуре пришлось бежать женский спринт в Анси. Снег от старта к финишу: 0 градусов. Скорость наших лидеров в итоговом протоколе: у Мироновой — 13-я, у Юрловой-Перхт — 29-я. В мужском спринте снег: от минус 0,3 до минус 0,5. Ход Логинова — 22-й, Елисеева — 32-й.

Не шибко. Но вот вам погодные условия во время спринтов в Хохфильцене, которым гордится президент СБР. Температура снега от старта к финишу: минус 2,0 — минус 0,9 градуса. Тоже не Антарктика. А беговые подвиги наших без учета времени на стрельбу почти такие же: Миронова — 10-й ход, Юрлова-Перхт — 21-й, Логинов — 15-й, Елисеев — 20-й.

Можно ли назвать подобное выступление «нам нет равных»? Можно. Будет ли это правдой? Нет.

В Эстерсунде, кстати, значительная часть этапа тоже прошла при плюсовой температуре. Миронова показала в индивидуальной гонке 10-й ход (хотя в спринте была 2-й), Юрлова-Перхт — 27-й (в спринте 42-я). Елисеев — 38-й (в спринте 18-й), Логинов — 14-й (в спринте такой же).

Матвей Елисеев / Фото: © РИА Новости / Алексей Филиппов

Довершат картину слова Мироновой и Поршнева после гонок в Анси.

— Были хорошие условия, не было дождя, — сказала биатлонистка. — Трасса более-менее хорошая. Лыжи работали неплохо, на рубеже допустила шесть промахов. Гонка, в принципе, неплохая.

— Проблема точно не в лыжах, — заявил биатлонист.

И еще штрих, проявившийся особенно у мужчин. Во всех гонках в Анси отрезок от последней стрельбы до финиша наши прошли с ухудшением. Ни один россиянин не улучшил позицию тогда, когда потребовались функционал и выносливость. Ключевые слова — «ни один».

Для примера спринт. Логинов — 9-й после второй стрельбы и 11-й в протоколе, Поршнев — 13 и 24, Елисеев — 18 и 28, Гараничев — 27 и 29, Малышко — 38 и 41, Латыпов — 51 и 55.

Мы коллективно повалились уже в декабре, то ли наевшись, то ли недовосстановившись. Не представляю, как надо мазать либо не мазать лыжи, греть либо не греть снег, чтобы команда в полном составе «кивала» на финише. А вот как надо готовить либо не готовить сборную, при такой статистике представить можно.

2. Где штайншлифт-машины?

И действительно — где?

Перед Олимпиадой в Сочи Россия купила два подобных устройства. Они напряженно жужжали в предолимпийский и олимпийский сезоны. Более того, были предприняты успешные усилия, чтобы конкуренты не имели таких машин в Сочи. По моей информации, принимающая сторона заявила, что норвежцы, шведы и т.д. не смогут подвезти штайншлифт-машины к лыжно-биатлонному комплексу «Лаура» из-за малого радиуса поворотов сочинских дорог. Российским тракам радиус чудесным образом не помешал. Наша штайншлифт-машина во время Игр в порядке дружеской помощи даже предоставлялась немцам. Мы им помогали, понимаете? А теперь без порток.

Правда, те машины выкатывали структуры только для сочинских условий. Впоследствии они были переданы в Санкт-Петербург и Тюмень. Подключены и восстановлены — как местными умельцами, так и специально вызванными итальянцами, участвовавшими в оживлении аппарата фирмы Mantec. А потом заброшены. В интересах сборной сочинские машины при прежнем президенте СБР Александре Кравцове работать перестали.

Александр Кравцов / Фото: © РИА Новости / Рамиль Ситдиков

Почему — отдельный разговор. Кравцов продолжает трудиться руководителем Центра спортивной подготовки сборных команд России, ему виднее, куда расходовались бюджетные деньги. Но есть нюанс. Для того, чтобы использовать штайншлифт-машины, не нужно вывозить их в Европу. Желательно — но не обязательно. Достаточно заготовить много пар лыж на разную погоду и таскать с собой именно лыжи.

У нас же — ни машин, ни лыж. И выясняется это лишь к третьему этапу сезона. А был бы в Анси морозец, проложили бы бегать на заводских оковалках, имея в тылу дорогостоящее никчемное оборудование.

Хотя, скорее всего, и сейчас продолжим. Потому что на штаншлифт-машинах, хоть стационарных, хоть еще не купленных мобильных, некому работать.

3. Где специалисты?

«На данный момент в России вообще не существует людей с подобным опытом, вариантом может быть только иностранный специалист, который смог бы научить, — сказал Драчев в интервью РИА «Новости». — Я уже два года прошу ОКР взять на договор иностранных специалистов, которые готовы с нами работать. Но все два года мы не можем получить положительный ответ. Я не знаю, в чем причина. Финансирование есть, деньги есть, а информация, которую привносят иностранные специалисты в этой части, нам была бы полезна».

Вот тут немного непонятно. Почему просить надо ОКР, если финансируют федерацию Минспорта и ЦСП? Ладно, допустим, оттуда тоже перепадают какие-то ошметки, и штайншлифт-машины велено повесить именно на ведомство Станислава Позднякова. Но еще в 2011 году при поддержке ОКР и «Газпрома» был запущен проект по обучению персонала «штайншлифт» для лыжников. В нем задействовали олимпийского чемпиона Михаила Иванова и знаменитого тренера Александра Грушина. Уже тогда было известно, что на подготовку спецов требуется не менее трех лет.

К 2013 году в целях загрузки аппаратов марки Wintersteiger было проведено более 15 тысяч тестовых скаток, а также создан не имеющий аналогов в мире лазерный стенд SkiLab для определения параметров лыж. В работе подразделения участвовал вице-президент СБР Дмитрий Алексашин, который и сейчас входит в совет Союза. Где это всё и где эти все?

Дмитрий Алексашин / Фото: © РИА Новости / Александр Вильф

В российском представительстве Salomon трудился мастер штайншлифта Артур Рыбаков. В «Канте», к которому имеет непосредственное отношение муж Анны Богалий и член правления СБР Андрей Левунин, — Роман Жеребятьев. В стране есть еще человека четыре, досконально знающих сложную импортную технику и методику нанесения структур. К ним кто-нибудь обращался? Корректно ли говорить, что в России вообще не существует специалистов с подобным опытом?

И вот еще, да. Где корреляция с нашими лыжниками? Они сейчас так бегают, что душа поет. Тоже маются, болезные, без структур и оборудования? Тоже раскисают в теплую погоду? Там тоже четыре смазчика на всю команду и тоже есть деньги, но нет нужного количества сервисменов?

Вряд ли, иначе бы не выигрывали. Здесь представлен технический персонал лыжной сборной России, 29 человек. Кто из них кто, Владимир Драчев мог бы поинтересоваться у Елены Вяльбе. Но биатлон с лыжами почему-то не пересекаются, как параллельные прямые. Почему? Хороший вопрос. Сейчас вот доползаем очередной сезон и задумаемся.

Кстати, выглядят специалисты и штайншлифт-машины примерно так.

Смотреть на YouTube

А вот так они работают. Но не в нашем биатлоне.

Смотреть на YouTube

4. Почему не можем бегать по теплой погоде?

Такая, понимаешь, аксиома. Пунктик. Все могут — мы нет. И в объяснениях снова «что», а не «почему».

Анатолию Хованцеву 70 лет. Владимиру Драчеву - 53. Николаю Загурскому - 60. Они работают в биатлоне еще с тех пор, когда Земля была теплая и по ней бегали стегозавры. Но для них, получается, откровение, что в Европе зимой бывает не очень холодно. Поэтому нашей сборной нужно тренироваться в морозы. Л — логика.

Быстрым движением пальцев набираем в «гугле» «погода в Ла-Клюза в декабре». И выясняем: по результатам многолетних исследований средняя температура на французском этапе — 5,8 по Цельсию днем, минус 0,2 ночью. Солнечных дней 15, дождливых 7, снежных 1. Что здесь не соответствует погоде, при которой мы соревновались совсем недавно?

Прошу считать предыдущий абзац официальной просьбой в СБР соизмерять условия подготовки и выступлений. Обычно это помогает рассчитать мелочи вроде структуры лыж. Иначе сборную России и дальше ждут сплошные сюрпризы. Считаю своим долгом предупредить: в Антерсельве, где пройдет февральский чемпионат мира, — высота. Не забудьте, если еще не поздно.

Валерий Польховский, пришедший недавно в СБР на должность системщика и организатора (с полуторагодичной необъяснимой заминкой, как водится), должен навести порядок в подобных моментах. Но с этим-то сезоном что делать?

5. Почему мы научились радоваться -надцатым местам?

Когда Вольфганг Пихлер заявлял, что ему симпатично попадание российских подопечных в двадцатку, немцу устраивали трепку: «Как так? До чего он довел наш орденоносный биатлон?!»

Сейчас Миронова в общем зачете Кубка мира 10-я, Юрлова-Перхт 15-я, Куклина 24-я. Логинов 6-й, Елисеев 12-й, Гараничев 31-й. Остальные ниже. Попадание в двадцатку при таком раскладе действительно неплохой результат. Особенно с учетом того, что своих Бьорндаленов, Фуркадов и Нойнер у России нет уже долгие годы. То есть они есть, но не взращены, не раскрыты, не доведены до ума.

Сможем ли взрастить без штайншлифт-машин, структур, внятной системы отбора и с невнятной логикой подготовки? Сомнительно. И удивительно, что даже в этой, извиняюсь, парадигме российские женщины идут третьими, практически не отставая от вторых шведок, а российские мужчины делят третью строчку с немцами.

Среднее качество еще даем. Высшее? Почти забыли, что это такое.

6. Кто виноват?

Кто не подсуетился летом насчет штайншлифт-машин, не рассчитал количество сервисменов, не подготовился к теплой погоде, поверил, что Малышко, выигравший единственную личную бронзу за последние семь лет, вдруг помчится в этом сезоне, включил во вторую сборную Сидорова, совмещает сложнейшую работу в федерации с отнимающей силы и время работой в Госдуме, не подготовил спортсменов так, чтобы они не проигрывали ходом по три минуты и не заходили на штрафные круги, — тот, собственно, и виноват. Или те. Других вариантов нет.

7. Что делать?

Выступать. Цепляться за полные квоты на старте. Прислушиваться к разуму. Еще внимательнее всматриваться в молодежь. Перенимать чужой опыт, потому что своего, задокументированного еще в учебниках 1957 года, уже столько, что он начинает мешать.

К сожалению, жизнь подсказывает: еще никогда в последнее время сборная после Нового года не взлетала над декабрем. Как начинали в Остерсунде и Хохфильцене, примерно так и продолжали. Случались отдельные фейерверки вроде Оберхофа-2013 у Малышко или Антерсельвы у Шипулина, но в целом уровень сезона задавался с первых этапов. А вот публичные попытки отвести декабрю роль месяца-разогрева случались неоднократно.

И сейчас случаются. Например: «В Оберхофе вернемся на прежний уровень». 

О’кей. Осталось понять, зачем нам на прежний, когда давно пора на новый. 

Читайте также:

Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.