Четырехкратный победитель «Дакара» в качестве пилота, гонщик «КАМАЗ-мастер» Эдуард Николаев в интервью «Матч ТВ» вспомнил свою победу в Перу, рассказал, как команда поддержала дисквалифицированного Андрея Каргинова, а также поделился ожиданиями от нового сезона «Формулы-1» и объяснил, почему будет болеть за Льюиса Хэмилтона.
— Можно ли назвать «Дакар»-2019 самым трудным в вашей карьере?
— Думаю, да. Мы проехали песчаную гонку, дюны были очень сложные, нечитаемые. Не один год мы ездили по дюнам и примерно понимали, какие они бывают и какова структура песков, но в этот раз организаторы завели гонку в самое их сердце. Конечно, в зыбучих песках пришлось невероятно трудно. Марафон был непредсказуемым. Не понимал, что нас ждет завтра. Даже если у тебя было преимущество в час-полтора, гонка все равно в любой момент могла превратиться в ноль. В общем, было тяжело в эмоциональном плане.
— Свой отпечаток накладывала и дисквалификация вашего товарища по команде Андрея Каргинова?
— Конечно. Сильно переживали за Андрея. Сам был в схожей ситуации и прекрасно понимаю, что это такое. В 2012 году меня тоже сняли с гонки. Что и говорить, чересчур жесткое и неожиданное решение. Приехали в Перу четырьмя экипажами, а заканчивали двумя. Функция технички легла и на меня, и на Диму Сотникова. Подстраховывали друг друга, помогали.
— Подбадривали Каргинова?
— Конечно. Мы же все вместе выросли. Когда это случилось, было заметно, что Андрей поник, даже прослезился. Мы ему сказали: «Андрюха, держись! Мы тебя любим и уважаем. Так получилось — что тут поделаешь? «Дакары» не прекращаются — все у тебя впереди».
— Как себя вела автоматическая трансмиссия, установленная на вашем грузовике?
— Надежды оправдала. По дюнам коробка показала себя просто замечательно. Но на определенных отрезках трассы она проигрывает механике: в песках едем прилично, а по жестким участкам немного проигрываем. Но, конечно, довольны, что коробка не подвела. В дальнейшем у нас в планах, чтобы все перешли на такие коробки. Будем доводить ее до лучших кондиций, чтобы и на жестких участках она показывала себя так же хорошо, как в песках.
Открыть видео— На одном из этапов ваш грузовик застрял в песках. Откапывать его вам помогал местный житель?
— Дюны были невероятно тяжелые, машина просто провалилась в пухляк. Трудность заключалась в том, что я застрял на горизонтальной плоскости — самостоятельно здесь практически нереально выехать. Не было в этот день рядом и Димы — нас разделяли два часа. Я был с тремя IVECO и МАЗом. Сергей Вязович сам еле-еле вылез. Как бы я ни просил, он, конечно, не остановился. Считаю, это не совсем по-мужски. Иметь шесть часов отставания от лидера и не помочь? Пришлось самим откапываться, потеряли времени немало. Помощь болельщика? Не то чтобы он помогал. Болельщики с нетерпением ждут «Дакара», для них это огромное событие. Как бы мы ни просили их не вмешиваться, они все равно старались помочь, хотя и понимали, что это запрещено. Это у них традиция такая. Ну не будешь же отгонять их лопатой? Да, пару махов он сделал, но это никак не повлияло на общую картину — выехали мы самостоятельно. Этот человек больше поддержал нас морально. Напоследок попросил фото на память, что было не очень уместно. Но заметив, что мой механик еще складывает лопаты, понял, что несколько секунд на этот снимок у меня есть.
— Кому посвятили эту победу?
— Конечно же, нашему заводу. В этом году КАМАЗ отмечает 50-летний юбилей, наша победа приурочена именно к этой дате. Посвящаем ее всем заводчанам.
— Успех еще на один шаг приблизил вас к достижению семикратного чемпиона «Дакара» Владимира Чагина…
— Буду стараться, чтобы повторить его достижение. Конечно, это не главная задача — самое важное, чтобы был результат у команды. Но, разумеется, каждый пилот хочет выиграть, и такая возможность у каждого есть. Буду стараться и на следующий год. Может быть, действительно получится догнать или даже перегнать Чагина.
— Как будете отдыхать от «Дакара»?
— О работе у нас никто не забывает. На следующий день после «Дакара» состоялось техническое совещание, по свежим следам разобрали гонку и сделали наметки, в чем нужно доработать машины. По приезду домой было еще одно совещание, и только теперь нам дали неделю отдыха. Сейчас идет период акклиматизации, 8 часов разницы по времени — это очень ощутимо. Нужно прийти в себя. Отдыхать буду дома, с семьей. Нужно и домашние дела поделать. С друзьями, может быть, сходим барбекю пожарить.
— Какой автомобиль предпочитаете в обычной жизни?
— Я езжу на джипе «Тойота Лэнд Круизер 200». Он очень приближен к грузовику, мне это подходит.
— Хотели бы когда-нибудь проехать «Дакар» на внедорожнике?
— Пока работаю в «КАМАЗ-мастер», нет. Мы преданы команде. Но проехаться на «Пежо», на которой выступал в этом году Себастьен Леб, было бы интересно. Просто попробовать машину, но не принимать участие в соревнованиях. Любопытно проверить технические характеристики.
— Не за горами новый сезон «Формулы-1». Чего ждете от «королевских гонок» в 2019-м?
— Конечно же, хочется пожелать успешного выступления нашему Даниилу Квяту. Надеюсь, он порадует болельщиков. Еще я очень сильно болею за Льюиса Хэмилтона. Нравится его стратегия, есть чему поучиться. В новом сезоне буду ждать его очередной победы.
— Не надоело, что Хэмилтон раз за разом становится чемпионом?
— А «КАМАЗ-мастер» не надоел? Хэмилтон — мастер тактики, очень сильный гонщик. Даже если стартует где-то в конце, всегда подбирается к лидерам и приезжает на пьедестал. Дело здесь не только в хорошей технике. Хэмилтон психологически и тактически очень грамотно подходит к гонке.
Видео по теме:
Чагин, Николаев и Сотников делятся впечатлениями от ралли-марафона «Дакар-2019»
Открыть видеоКарякин и Нифонтова поделились впечатлениями от «Дакара»
Открыть видеоФото: КАМАЗ-мастер, Clive Mason / Staff / Getty Images Sport / Gettyimages.ru
Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.