«Важно, чтобы общественность воспринимала меня как человека, связанного с бизнесом, а не как спортсмена». Интервью Мазепина

«Важно, чтобы общественность воспринимала меня как человека, связанного с бизнесом, а не как спортсмена». Интервью Мазепина
Никита Мазепин / Фото: © Денис Бушковский / Матч ТВ
Никита Мазепин — о карьере гонщика, образовании и «Спартаке».

Бывший пилот «Формулы-1» и победитель ралли-марафона «Шелковый путь» Никита Мазепин в январе дебютировал в 24-часовой гонке. В составе швейцарской команды Graff Racing россиянин вместе с Романом Русиновым, Евгением Киреевым и Харрисоном Ньюи пилотировал суперкар Rossa LM GT в ОАЭ.

«Матч ТВ» пообщался с Мазепиным о гонке «24 часа Дубая», новом автомобиле, участии в «Шелковом пути» 2025 года, переходе Льюиса Хэмилтона в «Феррари», шансах Макса Ферстаппена стать восьмикратным чемпионом мира, боксерской карьере и футбольном «Спартаке».

«После соревнований я немного приболел. По иммунитету такой режим точно бьет»

— Как для вас сложилась гонка в Дубае? Были ли шансы на победу?

— Думаю, что шансы были очень высокие, потому что мы выиграли квалификацию без определенных сложностей. Да и сама гонка показала, что возможность стать первыми у нас была, если бы не многочасовая замена мотора ночью. Тем более все команды столкнулись с большим количеством проблем.

— Следующий старт у команды где и когда?

— Планируем проехать «24 часа Барселоны».

— Внешне Rossa выглядит потрясающе. А как она в пилотировании?

— Rossa, которая была в первый день соревнований, и Rossa, которая была в пилотировании в последний день, — это разные машины. В самом начале были классические проблемы, связанные с обкаткой, автомобиль был достаточно нервным на трассе, но после устранения недочетов машина стала приятной в управлении с достаточно спокойной задней частью.

Никита Мазепин / Фото: © Соцсети Никиты Мазепина

Еще меня поразило, что машина очень быстрая на прямых, обгоняет класс GT3, что делает не должна. И мы не очень понимаем, почему она настолько быстра (улыбается). Что же касается всего времени круга, то мы находились там, где и должны, с учетом нашего мотора — мощность была сильно занижена в соответствии с требованиями соблюдать правила нахождения в трех секундах от GT3.

— Автомобиль еще не раскрылся на 100% своих возможностей?

— Не раскрылся. Но если сравнивать с нашими коллегами по автопрому, то у нас около тысячи дней тестов отсутствует. Все-таки автоспорт требует больших ресурсов и большого количества времени. Здесь нет никакого волшебства, и постепенно будем их догонять. Но, безусловно, стартовый пакет этой машины очень успешен.

— В будущем, если все сложится хорошо, мы увидим чемпионство этой машины?

— Да. Думаю, что красивая история Rossa была бы в постепенной дороге к победе на «24 часа Ле-Мана».

— На ваш взгляд, сколько нужно времени для того, чтобы подняться на высшую ступень по итогам сезона?

— Это зависит от количества тестов, гонок и бюджета. Мы можем с вами говорить про практическую часть, но есть еще и финансовый элемент, который здесь очень необходим. Поэтому в зависимости от участия спонсоров и заинтересованных лиц, думаю, что при быстром раскладе на победу в чемпионате уйдет 2-3 года, при медленном — до 7 лет.

— В личном рейтинге на какое место могли бы поставить Rossa в плане управляемости, ощущений внутри кокпита?

— Знаете, вопрос воспринимаю с иронией, потому что я кроме как на Rossa ни на чем не выступал из «кузовов».

— А если сравнивать и другие классы?

— Не совсем справедливо по отношению к нынешнему автомобилю сравнивать его с более успешными аэродинамическими комплектациями в виде прототипа, потому что исходные данные прототипа с точки зрения пилотирования, например, в «Формуле-3», намного выше, чем в «кузовах».

Кузовная серия — это машина, которая снимается с дорожного покрытия, добавляется каркас и на ней можно выступать. А прототип вы никогда не выставите на дорогу общего пользования. Поэтому честного сравнения сделать не получится.

— Но комфортнее, чем в «Формуле-1» или в ралли-рейдах?

— Абсолютно комфортнее, потому что она мягче. С другой стороны, в кабине намного жарче.

— Кондиционера нет?

— В Rossa у нас не было кондиционера.

— Мешает его отсутствие или привыкли?

— Конечно, потому что приходится сидеть в термобелье два с половиной часа в машине, где температура достигает 80 градусов. И привыкнуть к таким условиям трудно. А в «Формуле-1» внутрь поступает достаточно больше воздуха, поэтому там проще переносить температуру.

Фото: © DeFodi Images / Contributor / DeFodi Images / Gettyimages.ru

— Чем отличается 24-часовая гонка от той же «Формулы-1» или в ралли-рейдов?

— В более консервативном подходе на начало гонки. Не так важно, выйдешь ты из первого поворота первым или десятым. И если по ходу гонки случилась поломка, то есть абсолютная уверенность, что надо возвращаться на трассу, потому что потеря времени не является критической — технические проблемы могут возникнуть у любой команды, что дает возможность компенсировать свои потери. В «Формуле-1» поломка обычно приводит к тому, что нужно готовиться к следующей гонке.

Как видите, это совершенно разные философии с точки зрения подхода к гоночному пилотированию.

— Как себя держать в тонусе целые сутки? На отдых уходит минимальное время, нужно быть готовым в любой момент выехать на трассу.

— Многое зависит от количества пилотов в команде. У нас было четыре человека, многие выступали с пятью гонщиками, что намного удобнее, позволяет более качественно распределить время на сон. Но не могу сказать, что меня это сильно выбило в момент гонки, но после соревнований я немного приболел. Так что по иммунитету такой режим точно бьет, особенно, когда есть план, который сбивается из-за поломки. А с точки зрения физиологии я не чувствую, что это было очень тяжело.

— «Шелковый путь» 2025 года в ваших планах есть?

— Да, я буду участвовать в команде 99 Racing. Планируем выставить два экипажа.

— Кто будет вашим штурманом?

— Иван Безденежных, с ним мы выиграли Кубок России в прошлом году. Иван — молодой и талантливый штурман. А второй экипаж, наверное, составят мои друзья, но пока не готов назвать кто именно.

— Цель — вторая победа?

— Нет смысла ехать 10 дней по бездорожью не рассчитывая победить.

«Переход Хэмилтона больше связан не со спортивной составляющей, а с национальными интересами»

— В «Формуле-1» состоялся громкий переход: Льюис Хэмилтон ушел из «Мерседеса» в «Феррари». Как вам такой шаг семикратного чемпиона мира, сможет ли он выиграть восьмой титул в составе «Скудерии»?

— На таком высочайшем уровне, на котором находится Льюис, нужно искать новые вызовы, чтобы не терять любовь и интерес к этому спорту. Хэмилтон смог достичь всего с «Мерседесом», а теперь переходит в «Феррари» — это круто! А если после этого зацепит еще несколько лет в «Ред Булл», то это будет фантастическим событием. Наверное, после такого и правда можно будет уходить на пенсию (смеется).

Мне кажется, что у Льюиса нет цели завтра же начать выигрывать этапы Гран-при, потому что все понимают: чтобы ни случилось в «Формуле-1», «Феррари» всегда будет в районе пятерки, то есть недалеко от подиума. Думаю, что переход Хэмилтона больше связан не со спортивной составляющей, а с национальными интересами — в итальянской конюшне теперь выступает британский гонщик и так далее.

Льюис Хэмилтон / Фото: © Clive Rose / Staff / Getty Images Sport / Gettyimages.ru

— Есть распространенное мнение, что Льюис закончил бы карьеру, если бы не контракт на 100 миллионов долларов за два сезона и возможное пролонгирование еще на один год. То есть финансовый фактор выходит на первый план.

— Как показывает пример Нико Росберга, возможность отдохнуть всегда есть (смеется). Все же решение о завершении карьеры принимается спортсменом один раз, и не всегда оно бывает успешным. И если тебе хорошо платят за то, что у тебя отлично получается и приносит тебе удовольствие, почему бы еще пару лет не задержаться в этой профессии?

— Последние четыре года равных нет Максу Ферстаппену. Возможно, именно он посягнет на рекорд Михаэля Шумахера и Хэмилтона?

— Мне кажется, все, что касается пяти и более титулов в «Формуле-1», больше связано с везением и нахождением в правильном месте в нужный час, нежели чем с какой-то спортивной составляющей. Если сложится так, что у «Ред Булл» будет хорошая машина, то Макс сможет стать восьмикратным чемпионом мира. Рекорды позволяют спорту прогрессировать, так что такой расклад стал бы полезным для «Формулы-1».

— А статус легенды в «Королевских гонках» как определяется?

— Думаю, что после трех побед в чемпионате.

— Для многих ваше заявление о завершении карьеры в «Формуле-1» стало настоящим сюрпризом, наверное, даже шоком. Как вы к этому пришли?

— Да, иногда в жизни приходится для открытия новых дверей закрывать старые. Хочу отметить, что я сказал про завершение своей карьеры в «Формуле-1» исходя из того, что сегодня не вижу возможности ее реализовать в силу юридических трудностей, которые препятствовали моему возвращению в чемпионат мира.

На своем примере я выяснил, что санкции очень быстро вводятся. Но даже после того, как Евросоюз отменил основные санкции, другие страны, которые повторили их в отношении меня, к сожалению, не спешат исполнить решение суда, которое показало, что ограничительные меры были введены ошибочно и неправомерно.

Я 18 лет потратил на автоспорт, но любые мои выступления с сегодняшнего дня для меня будут являться хобби, а не профессиональной деятельностью. Сегодня я вижу себя больше как бизнесмен, предприниматель. У меня есть очень хорошее образование: я магистр МГУ, сейчас, дай бог, получится параллельно со своей рабочей деятельностью закончить и аспирантуру, а дальше, возможно, будет и докторантура.

В последние два года я много времени уделял своему образованию и его подтверждению в виде диплома. Знаете, главная причина для завершения карьеры в «Формуле-1», помимо распределения своего ресурса, и это важно для меня, чтобы общественность начала воспринимать Никиту Мазепину как человека, связанного с бизнесом, предпринимательством, а не как спортсмена.

— На данный момент подавляющее большинство при упоминании вашего имени скажут, что Никита Мазепин — это известный автогонщик.

— Да, и это нужно менять.

— У вас есть уверенность, что сможете преуспеть в новом для себя качестве?

— Уверенность есть. Мой отец на своем примере показал, что он был хорошим спортсменом, но еще лучше и эффективнее проявил себя как бизнесмен.

Дмитрий Мазепин / Фото: © Федерация водных видов спорта России

Я сам вел большое количество бизнес-проектов за последние несколько лет после профессионального спорта, не могу их афишировать, но уверен, что буду полезен обществу предпринимателей в России.

— Получаете такое же удовольствие, как и за рулем, находясь в этой сфере?

— К сожалению, в бизнесе все устроено несколько иначе. Дофаминовая структура в спорте, где ты получаешь вклад и результат, который либо радует тебя, либо огорчает, позволяет чувствовать отдачу куда быстрее. Поэтому в бизнесе ты можешь прийти с самой гениальной идеей, провести самое гениальное совещание, и результат в лучшем случае увидишь только через год.

— При этом ошибку нельзя допускать.

— Это факт.

«Занимаюсь боксом шесть дней в неделю, это минимум 12-15 часов тренировок»

— История с участием в боксерском поединке. В каком формате, где, с кем и когда?

— Здесь больше вопросы к Камилу Гаджиеву, руководителю Fight Nights. Важно понимать хронологию событий: не я хочу выйти в ринг и кого-то вызвать на бой. Если получу интересное предложение с точки зрения спортивной и медийной составляющей вкупе с хорошим гонораром, я готов на это подписаться и показать хороший бокс и выиграть этот бой. В противном случае продолжу заниматься боксом как одним из своих хобби. А их у меня много.

— Сколько времени уделяете тренировкам?

— Занимаюсь шесть дней в неделю, это минимум 12-15 часов тренировок, что достаточно много. Такое количество времени позволяет стать довольно-таки хорошим спортсменом по многим видам спорта. Так что если у спортивных функционеров как, например, у Камила Гаджиева, Анатолия Сульянова или Умара Назаровича Кремлева такой интерес возникнет, и мы о чем-то договоримся, то получится круто.

— На первый бой вряд ли есть желание выйти против профессионала? Должен ли это быть любитель?

— Понятно, что первый бой делать с профессионалом глупо. Но если говорить про правильный подбор соперников, к примеру, на пять боев на протяжении пяти-шести лет, то все может быть.

— Недавно вы посетили матч футбольного «Спартака». Как часто удается выбираться на стадион?

— Достаточно давно дружу с разными спортивными и футбольными клубами, но болею за «Спартак». Периодически они меня приглашают на игры, где-то три-четыре матча в год удается посетить.

Манфред Угальде и Эсекьель Барко / Фото: © ФК «Спартак»

— В каждой домашней игре символический удар по мячу наносят звездные гости. Хотелось бы стать участником такого события?

— С удовольствием приму такое предложение, если «Спартак» позволит. И очень надеюсь, что команда выиграет чемпионат в этом сезоне, возможность взять титул у спартаковцев есть.

— Иногда клубы приглашают селебрити на сборы, подписывают с ними краткосрочные контракты и дают возможность выйти в товарищеском матче. Согласились бы на такую красивую историю?

— Я люблю спорт во всех его проявлениях, занимаюсь многими видами спорта, но на такую историю, вероятно, не соглашусь. Мяч и мои ноги, к сожалению, не дружат на должном уровне, чтобы я вышел на футбольное поле и сыграл, не опозорившись сам и не опозорив команду (смеется). Поэтому футболом пусть занимаются профессионалы, а я лучше буду болеть за них со стороны.

Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.