Владимир Чагин: «Ралли «Шелковый путь» хочет вернуться в Монголию, Казахстан и Китай. Нас там ждут»

Владимир Чагин: «Ралли «Шелковый путь» хочет вернуться в Монголию, Казахстан и Китай. Нас там ждут»
Фото: © Денис Бушковский / Матч ТВ
Руководитель Международного ралли «Шелковый путь», легендарный пилот команды «КАМАЗ-мастер» Владимир Чагин в интервью «Матч ТВ» рассказал о своем самом сложном ремонте, выборе маршрута гонки 2023 года и желании вернуть его в Китай и другие страны, сложностях для иностранных спортсменов приехать в Россию и сотрудничестве с генеральным партнером ПАО «Газпром».

— Лидер зачета внедорожников Владимир Васильев в среду рисковал потерять первое место, но его механики посреди шоссе за 45 минут заменили коробку передач. Сам гонщик назвал этот день геройским. Согласны?

— Ралли-рейды — это гонка не только пилотов и штурманов. Зачастую в ней участвуют и механики команд. Бывает, что машины приезжают на бивуак в разрушенном состоянии после аварии, и здесь звучит вопрос: а восстановится ли техника за одну ночь? И механики не спят — работают и сдают автомобиль, чтобы экипаж смог продолжить участие в гонке и оказаться на подиуме. Это командный труд, механики тоже бывают героями, как ребята у Владимира.

— Вспомните свой самый сложный ремонт в карьере гонщика?

— Таких случаев было очень много, особенно в 1990-е и нулевые годы, когда «КАМАЗ-мастер» проходил период становления, мы учились изготавливать машины. Один из ярких эпизодов — «Дакар» 2005 года, когда мы лидировали в грузовом зачете. Если не ошибаюсь, на восьмой день гонки у нас пробило прокладку газового стыка между блоком цилиндров и головкой двигателя.

Мы остановились, потому что начала расти температура — потек тосол. Думаем: это всё, скорее всего, сход, потому что струится охлаждающая жидкость по блоку двигателя. Но решили побороться, попытаться восстановить машину. Достаточно быстро сняли и разобрали верхнюю часть двигателя, сняли головку, видим, что пробита прокладка. А это, между прочим, стальное кольцо толщиной 2,5 миллиметра. И запасной у нас нет, так как никогда такого дефекта не бывало. Что делать? Вокруг нас — пески и камни, и больше ничего! Начали ходить вокруг грузовика, искать металл такой толщины, чтобы вырезать прокладку. Нашли. Это был лючок горловины топливного бака, загнутый под 90 градусов. То есть перегнутый пополам лист металла размером 25 на 20 сантиметров. А с собой у нас только ножницы по металлу — попробуй ими разрезать железо толщиной 2,5 мм! И мы по очереди всем экипажем вырезали эту прокладку. В итоге справились, поставили ее на место и затянули. И нужно понимать вот еще что: на месте перегиба структура металла поменялась. Но главное, что машина поехала и добралась до бивуака, а мы в итоге финишировали на «Дакаре». Это как раз демонстрирует технический дух, желание быть на финише, способность быстро находить правильное решение.

Фото: © Денис Бушковский / Матч ТВ

***

— Как вы выбирали такой маршрут «Шелкового пути»?

— Работу на следующий год мы начинаем вести в августе–сентябре. У нас была масса вариантов, просматривали все регионы на предмет наличия необходимых условий для трассы: лесов и растительности в полях, рек и водоемов, степных и полупустынных пейзажей. Не только по лесной дорожке гонка должна проходить, участники должны и обгонять друг друга, необходима навигация для экипажей.

Для ралли-рейдов больше подходит южная и центральная части России. В прошлом году показали участникам новые регионы — предгорье Кавказа, Дагестан и Чечню, а в этом — предгорье Урала, Оренбург, Самару и другие города. Нас тепло встречают в каждом регионе, участников такое внимание воодушевляет перед стартом сложных этапов.

— Согласовать торжественный финиш ралли на Красной площади в нынешнее время было непросто?

— Мы все понимаем, в какой ситуации находимся. Соблюдение безопасности всех участников ралли и наших гостей — первоочередная задача. Вся гонка проходит под этим девизом. Рад, что решение руководства Москвы и комендатуры Кремля было положительным. «Шелковый путь» должен финишировать в сердце родины — на Васильевском спуске у стен Московского Кремля. Многие участники впервые побывают там, и это событие запомнится им на всю жизнь. «Шелковый путь» — важное мероприятие для нашей страны. Посмотрите, каким был красивым и массовым старт в Казани. И что важно, в соревновании принимают участие зарубежные гонщики, которые перенесут этот опыт к себе домой.

— Была ли хоть раз угроза, что гонка 2023 года не состоится или маршрут будет серьезно скорректирован?

— Нет. Все меры безопасности соблюдаются, мы в тесном контакте со всеми службами.

***

Владимир Чагин и Хоу Хоннин / Фото: © Денис Бушковский / Матч ТВ

— Ралли-рейды ассоциируются в том числе с песками и дюнами. В России, хоть страна и огромная, такие условия найти непросто…

— Да, в Волгограде пески будут один день. Но мы не можем завезти их в Башкортостан или Оренбургскую область. Где песок есть, там мы стараемся проводить гонку. Но помимо песков есть и другие ландшафты, которые вызывают интерес у гонщиков. Наша страна прекрасно подходит для проведения ралли-рейдов, даже не выезжая за границу.

— Китай открыл границы после пандемии. Возвращение ралли в Поднебесную возможно?

— Конечно, будем рассматривать Китай. В сентябре нам надо принимать решение о гонке 2024 года, а в ноябре делать презентацию маршрута. Сегодня мы об этом думаем. Политическая ситуация такова, что планировать гонку в сентябре на июль будущего года в данный момент весьма непросто. Да, мы хотим вернуться в Монголию, Казахстан, Китай. Нас там ждут. Но есть масса обстоятельств, которые зависят не от нас.

— Иностранные гонщики опасаются, что в случае их решения выступить на «Шелковом пути» им будет закрыт путь в другие соревнования?

— Такое есть. И не только в автоспорте. Со многими гонщиками мы переписывались и созванивались, они хотели бы приехать в Россию на «Шелковый путь». Говорят: «Владимир, к сожалению, в настоящий момент не можем быть у вас, ты прекрасно все понимаешь». Поэтому все мы ждем того дня, когда всё будет как раньше, когда без всяких ограничений мы будем ездить друг к другу в гости на соревнования.

— Китайский пилот Хоу Хоннин претендует на пятое место в зачете грузовиков. Удивлены таким выступлением гонщика?

— В 2016 году они уже занимали пятое место. Радует, как Хоу Хоннин едет со своим штурманом Шэнь Синем, какой у них темп и скорость. Они выступают надежно, показывают хороший результат. Китайские спортсмены очень хваткие, быстро обучаются. Пилот бережно относится к машине, быстро привыкает к ней. Механик экипажа Сергей Кренев не знает китайского, а наши китайские друзья не знают русского, но язык дружбы ведет их к финишу на Красной площади. И приятно слышать, что Хоу Хоннин говорил о том, что постоянно предлагает китайским гонщикам приезжать на «Шелковый путь».

— Контракт с генеральным партнером ПАО «Газпром» рассчитан до 2024 года. Ведутся ли переговоры о его продлении?

— Верно, сейчас действует трехлетнее соглашение. Но пока рано говорить об обсуждении нового контракта — мы приступим к разговору о продолжении сотрудничества в 2024 году. Важно понимать, что этот вопрос будет зависеть и от финансовых возможностей ПАО «Газпром», от их стратегической линии в отношении поддержки спорта, благотворительности и так далее. Хочется пожелать компании успехов в бизнесе и развивать российский спорт и дальше.

Читайте также:

Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.