— Как так получилось, что вы пропускаете «Дакар»?
— Все началось в феврале, когда санкции проникли так глубоко, что стали вмешиваться в спорт и ставить заградительные барьеры для спортсменов. Если говорить про FIA, они могут дать возможность участвовать в соревнованиях, но с одним условием: нужно осудить спецоперацию, выразить протест своему государству. Это кабальные меры, на которые нормальный человек не пойдет. Такое требование — простая формальность, никто не запрещает ехать на «Дакаре», только бумажку подпиши.
Понятно, что выиграть тебе в такой ситуации никто не даст. Намухлюют так, чтобы русские не победили в гонке. А еще лишат флага и гимна, любой национальной идентичности.
Мы пытались общаться с организаторами, чтобы они отменили подписание документа. Написал письмо на имя президента FIA, несколько раз отправляли его, но ответа так и не получили. И реальной возможности решить ситуацию я не вижу. Поэтому на «Дакар» мы не едем.
Сейчас остро стоит вопрос сохранить спортивную команду, чтобы участвовать в соревнованиях. Важно понимать, что человеческий капитал — один из основных факторов, который двигает тебя вперед. И нужно не потерять людей на следующий сезон, сохранить коллектив.
Приняли решение, что будем выставлять спортивную технику на продажу, потому что нет спонсоров, нет средств. Раньше жили за счет продаж спортивных машин, а сегодня они не очень сильно востребованы, и мы немного остались без работы. Перепрофилировались на выполнение заказов, типовых задач, выходим на другой рынок, к которому нужно адаптироваться.
— Если бы получили допуск, удалось бы найти бюджет в сжатые сроки?
— Мне кажется, что да. Даже несмотря на сложную ситуацию, в Екатеринбурге есть люди, которые переживают за родину и готовы поддержать нас.
МИЛЛИОНЫ РУБЛЕЙ НА ДОСТАВКУ ТЕХНИКИ ИЗ РОССИИ В САУДОВСКУЮ АРАВИЮ
— Сколько стоит участие в «Дакаре» 2023 года?
— Если стартовый взнос из-за курса валют стал бы в рублевом эквиваленте меньше, то логистика очень подорожала. В Европу мы технику отправить не смогли бы, пришлось везти ее в Саудовскую Аравию своим паромом или самолетом. Думаю, это миллионов пять-шесть рублей стоила бы только доставка.
— Оказаться на «Дакаре» не в числе участников чемпионата мира было возможно?
— При условии, если бы сохранился прошлогодний статус гонки. Чтобы сохранить национальный флаг, в 2022 году я не стал заявляться на чемпионат мира, участвовал непосредственно в «Дакаре». А теперь такой лазейки нет: «Дакар» стал чемпионатом мира и проходит полностью под эгидой FIA.
— После девяти лет выступлений какие ощущения, что вас выбросили за борт?
— Очень сложно принять. Я привык каждый Новый год праздновать на гонке, быть в гуще событий главного старта года. Конечно, понимал, что нас могут не пустить, готовился к этому эмоционально. Но ничего, жизнь на этом не заканчивается. Сейчас для меня главная цель — сохранить команду и ребят, дотянуть до следующего сезона.
НОВЫЙ ГОД — ДОМА
— Как семья восприняла, что папа никуда не едет?
— Ха-ха! Конечно, они расстроились, понимают, что для меня «Дакар» очень важен. С другой стороны, обрадовались, что проведем Новый год вместе.
— Дети не загадывали, чтобы вы остались на Новый год дома?
— Не знаю. Но если загадали, то у них это получилось (смеется).
— Коллеги по цеху поддержали?
— Да. Общаюсь со многими гонщиками, все всё понимают, сохранили человеческие отношения. Никто не считает нас какими-то негодяями, адекватные люди знают: российские спортсмены страдают из-за политики.
— Публично кто-то обратился к FIA?
— Не знаю.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ НЕЙТРАЛЬНОСТЬ FIА ПОЛНОСТЬЮ НАРУШЕНА
— Будете следить за гонкой?
— Конечно. Результаты точно буду смотреть. У меня есть близкие друзья из Европы, из Америки, и терять отношения и ссориться я не собираюсь ни с кем. Буду поддерживать ребят, надеюсь.
— Уровень «Дакара» упадет?
— Сложно сказать. Тут скорее вопрос имиджа. Политическая нейтральность FIA полностью нарушена. На бумаге они заявляют о равенстве и безучастии в политике, а на деле все иначе. И это печально. FIA должна объединять, а она разъединяет.
— Федерация боится получить по шапке из-за участия россиян?
— Все видят, какую политику ведет ООН, Запад в целом, когда идет максимальное ущемление прав по национальному признаку. Расизм обладает разной формой, развивается русофобия.
— SNAG Racing сохранит свое существование?
— Да. Мы прошли столько трудностей, что хватило с лихвой. Были и высокий курс евро, и первичные санкции, и пандемия. Уверен, хоть и с потерями, но сохраним команду. Большой минус в том, что мы не можем развиваться, разрабатывать новую машину, потому что это дорого и долго, а возможностей таких нет — надо работать по другим направлениями и зарабатывать деньги.
— С болью в сердце выставляете победную технику на продажу?
— Да. Это не просто машина, это то, чем ты жил долгое время. Она везла тебя к финишу, терпела все проблемы. Безусловно, определенная связь с автомобилем сохраняется.
— На какой срок хватит денег от продажи машины?
— Зарплата — сложный вопрос, она требует больших средств. И отказаться от кого-то из сотрудников было бы очень дорого, неправильно. Когда все вернется к нормальной жизни, найти высококлассного специалиста будет очень сложно.
ЦЕЛЕЙ В ПОЛИТИКЕ НЕ СТАВЛЮ
— Вы стали депутатом Законодательного Собрания Свердловской области. Много времени отнимает работа?
— Существует большой объем задач, но выходные дни никто не отменял. Я и раньше тренировался в свободное время, поэтому серьезных изменений в графике не произошло.
— Ставите перед собой задачу развивать политическую карьеру?
— Целей в политике не ставлю, меня устраивает текущее положение дел. У меня хорошие взаимоотношения со спикером Заксобрания, депутатами, региональным комитетом партии. Так что не планирую играть в рисковые игры, чтобы добиться результата.
— Министром спорта региона или депутатом Госдумы видите себя?
— Если буду востребован, смогу показать себя в этом направлении, то, наверное, да. Но опять же, исполнительная власть — сложная история, и говорить о министерском кресле говорить неправильно. В таком случае придется полностью отказаться от автогонок, ведь выходных у тебя практически не будет.
ЗАДАЧИ ОБОГНАТЬ СОТНИКОВА В БОРЬБЕ ЗА ПЯТЫЙ ТИТУЛ «ШЕЛКОВОГО ПУТИ» НЕТ
— В следующем году где будете стартовать?
— Чемпионат России — хорошая история, но очень дорогостоящая. Спонсоров, которые готовы меня поддерживать на внутреннем уровне, не так много. А ехать за свой счет мне не по силам. Остается только «Шелковый путь» и тренировки.
— Выезд на тренировки в ОАЭ в нынешних условиях будет мечтой?
— Не знаю, нужно смотреть по финансам. Раньше мы тренировались с Никитой Мазепиным, он мне серьезно помогал в этом плане. Я же делился с ним своими знаниями.
— Мазепин выиграл «Шелковый путь» будучи дебютантом ралли-рейдов. Ему этого хватило?
— Мне кажется, что нет. Мы с ним общаемся, он сильно погружен в работу, много делает для фонда. И чем ближе «Шелковый путь», тем яснее будет его позиция по участию в гонке. Защитить титул — это вызов, посмотрим, нужно ему будет или нет.
— Вы наряду с Дмитрием Сотниковым из «КАМАЗ-мастер» являетесь четырехкратным победителем «Шелкового пути». Кто из вас быстрее станет пятикратным?
— Все будет зависеть от ситуации в команде, как я буду ехать на гонке — основным пилотом или в паре с кем-то, как это было летом с Мазепиным. Задачи обогнать Диму в борьбе за пятый титул у меня точно нет.
— Вы как-то говорили, что не будете менять гоночный зачет, пока не выиграешь «Дакар» на мотовездеходе. Желание сохраняется?
— Я уверен, что смогу победить. А дальше уже посмотрим. Часто навевают воспоминания по квадроциклам, может вернусь на «Дакар» на нем. А вот на мотоцикле я не поеду точно — это слишком высокий риск для здоровья.
Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.