НОВЫЙ АВТОМОБИЛЬ И «ДАКАР»
— Вы подготовили к гонке совершенно новый автомобиль. В чем отличие этого газодизельного грузовика от прошлогоднего?
— Сердце машины — двигатель. На модели 2022 года стоит шестицилиндровый рядный двигатель, он хоть и меньшего объема, но настроен на очень динамичный режим, работает практически как бензиновый — КАМАЗ разгоняется очень быстро, динамика совсем другая. Также иная компоновка всех агрегатов привела к тому, что машина позволяет пилоту гораздо больше. К этому нужно привыкать. Я не так много езжу, как остальные ребята, наверное, только к концу гонки смогу освоить 80 процентов того, что может машина.
— По какому техническому регламенту построен ваш КАМАЗ? На «Дакар» он по-прежнему не может быть допущен?
— Все, что касается газодизельной машины, с точки зрения технических требований находится в серой зоне. Четких регламентов нет. Машина очень хорошая. Возможно, все остальные тоже поставили бы себе газовые баллоны, если бы этот момент четко был прописан в регламенте.
Здесь на «Шелковом пути» нормальная демократичная в хорошем смысле этого слова обстановка. Никто не пытается найти какие-то изъяны в автомобиле соперника, во всяком случае, моем. У ребят, когда они борются за первые позиции с большим количеством иностранных команд на «Дакаре», можно ожидать каких-то протестов по поводу использования этого оборудования. И, мне кажется, поэтому они не внедряют эту технологию. Хотя, повторюсь, машина очень хорошая.
— Если вместо вас на газодизельный КАМАЗ сядет кто-то из боевых пилотов команды, каким будет результат?
— Он победит. Этот автомобиль совершенно точно быстрее, чем другие машины в «КАМАЗ-мастер». Мы проводили тесты на предыдущем грузовике, он со старта уезжает, отрывается на корпус. Думаю, что сейчас результат будет еще лучше.
— Вы в пятницу установили наивысшее для себя достижение на «Шелковом пути» — второе место по итогам спецучастка. Довольны таким результатом или способны бороться за победу?
— Скорее, удивлен. Казалось, что едем медленно. Видимо, сказался опыт 2018 года — тогда мы оторвали патрубок водяного охлаждения при прохождении брода, и в этот раз подобрали правильный темп форсирования «водной преграды» — это сработало, а многие там потеряли время. А что касается победы, то «способен» и «готов» — разные вещи. Наверное, способен, иначе (руководитель команды «КАМАЗ-мастер») Владимир Чагин давно бы выгнал меня из команды. Но чтобы быть готовым победить, надо гораздо больше тренироваться, чем я могу себе позволить по времени.
— По-вашему, как серьезно скажется пропуск «Дакара» на команде?
— С точки зрения возможности сравнить себя с другими командами и гонщиками, поддержания навыков и наката, конечно, ударит. Но в большей степени трудность не в этом, а в том, что «Дакар» всегда был для ребят суперцелью, тем, к чему они готовились весь год. Не умаляя при этом значимость «Шелкового пути», история «Дакара» более долгая.
Команде будет тяжело, потому что не будет четкой цели, которой нужно добиться. В такой ситуации остается работать над машинами, использовать другие возможности для тренировок, чтобы полностью быть готовыми к гонке, когда они вновь столкнутся с иностранцами.
КОНТРАКТ С «КАМАЗ-МАСТЕР»
— Обратил внимание, что на бортах автомобилей и на экипировке гонщиков логотип «Газпром» теперь занимает центральные места. Компания стала генеральным партнером команды «КАМАЗ-мастер»?
— Да. «Газпром» своих не бросает, мы давно дружим. «КАМАЗ-мастер» долгое время справлялся сам, но в этом году иностранные спонсоры прекратили сотрудничество, и обращение команды за помощью в такой ситуации нами было воспринято правильно.
— На какой срок рассчитано соглашение?
— Пока это трехлетний контракт, дальше посмотрим.
— Финансовая сторона вопроса устроила и «Газпром», и «КАМАЗ-мастер»?
— Да. По этому поводу дискуссии не было.
— «Газпром» и ралли «Шелковый путь» связывают многолетние дружеские отношения. Новый контракт уже подписан?
— Верно. До конца 2024 года. В течение длительного времени проекту «Шелковый путь» требовалась поддержка, и поскольку для нас значимо выстраивать отношения с Китаем и Монголией, а ралли — это российско-китайский проект, мы продолжаем наше тесное сотрудничество.
— В прошлом году перед стартом гонки вы говорили, что для «Газпрома» важно оказаться в Монголии, показать «Шелковый путь» местному населению и партнерам компании. Однако ралли из-за эпидемиологической ситуации границу пересечь не смогло.
— Для всех это стало неприятной неожиданностью. Но трудности не могут заставить нас отказаться от тех целей, которые мы ставим.
— Китайские коллеги хотят вернуться в маршрут 2023 года?
— Мы обратили внимание на то, что на ПМЭФ один из представителей КНР говорил, что они ждут «Шелковый путь» в следующем году. И это хороший сигнал.
— Монголия тоже?
— Да.
— Отсутствие на «Шелковом пути» лидеров мирового ралли-рейда сказывается на уровне гонки?
— Конечно, с ними гонка ярче, но и без них она остается собой, ведь с точки зрения организации ничего не просело.
МАЗЕПИН, СЕМЕЙНЫЙ ЭКИПАЖ НА РАЛЛИ
— Как вам дебют Никиты Мазепина в вашей дисциплине, который уже успел стать призером этапа чемпионата России и лидирует в общем зачете мотовездеходов?
— Редко кому с первой попытки удается показать высокий результат на большом марафоне, даже именитым гонщикам из других дисциплин. Никита уже молодец, а если получится выиграть, то сумеет показать всем, что быстро смог рассчитать силы — свои и машины.
— Вы себя видите за рулем машины в категории Т3?
— Вряд ли. Это хорошие машины, не просто так эта категория набирает обороты, завоевала такую популярность. Относительно недорогая машина, достаточно быстрая. Но у меня душа не лежит, потому что у нее нет «лица». Все у них хорошо, но нужно найти дизайн, который позволял бы видеть этот автомобиль.
— Ваш сын участвует в Гранд-туре «Дорогами Петра». Успеваете обсудить с ним гонку, даете советы?
— Конечно. Практически на каждом этапе стараюсь подсказывать, на что обратить внимание по технике и другим моментам.
— В экипаже вы едете с братом. В будущем сможем увидеть полностью семейный состав в кабине КАМАЗа?
— Посмотрим. Вижу, что он болеет автомобилями, но захочет ли участвовать в ралли-рейдах, я не знаю. Это его решение должно быть, а моя задача — показать ему разные варианты и возможности.
«ЗЕНИТ», УЕФА, СКА
— «Газпром» активно участвует в развитии спорта в России. Есть ли в планах расширение спонсорской поддержки?
— Наверное, можно проанонсировать, что в ближайшее время появится еще один «Зенит». Это будет мужской гандбольный клуб, который начнет выступать с нового сезона. «Зенит» будет создан на основе «Невы», и перед ним будут стоять высокие задачи, как в футболе, баскетболе и волейболе.
— Футбольный «Зенит» монополизировал Российскую премьер-лигу, выиграв ее четыре раза подряд. Как будет в новом сезоне?
— Это мне чем-то напоминает ситуацию с «КАМАЗ-мастер» на «Дакаре», где команда не оставляет шансов соперникам. Конечно, невозможно выигрывать всегда, когда-то эта серия прервется, но наша задача сделать так, чтобы она продолжалась как можно дольше.
— История с продажей пива на стадионах пока находится на паузе. Для клубов это возможность пополнять свой бюджет, но в Госдуме не торопятся принимать закон. Ваше мнение?
— Мне сложно подробно комментировать этот вопрос, потому что не погружен в него. В качестве примера расскажу следующее. У нас был в том числе спонсорский контракт с немецким клубом «Шальке-04». В конце матча на табло стадиона всегда показывали два числа. Одно — это количество пришедших болельщиков, второе — количество литров пива, выпитых за игру. Как правило, они совпадали.
— Немцы в одностороннем порядке разорвали контракт с «Газпромом». Как и УЕФА. Как российская компания планирует реагировать на подобные шаги?
— Все повели себя по-разному в этой ситуации. К примеру, сербская «Црвена Звезда» сохранила контракт, логотип на форме. С УЕФА мы сейчас в процессе подписания соглашения, которое урегулирует взаимные претензии.
— Это будет досудебное решение?
— Конечно.
— В УЕФА вынуждены будут выплатить неустойку?
— Чувствительную коммерческую информацию я комментировать не могу.
— В какие сроки планируете подписать бумаги?
— Думаю, что за лето подпишем.
— Допускаете, что, когда ситуация в мире обретет стабильность, «Газпром» вновь станет партнером УЕФА?
— Посмотрим. Сейчас весь мир, и не только спортивный, находится в состоянии турбулентности. Для того чтобы можно было говорить о том, какие могут быть новые партнерства, надо понять, в каком стационарном стабильном состоянии мир окажется. В какой-то момент все должно найти некую структуру, форму, и уже в новой ситуации будем смотреть.
— Хоккейный СКА в будущем может сменить название на «Зенит»?
— Так вопрос не стоит. Это самостоятельный бренд с большой историей. В отношении СКА мы активно работаем по молодежной программе, которую они активно развивают, и это важное направление, которому «Газпром» продолжит уделять повышенное внимание.
— Как часто удается выбраться на стадион?
— Нечасто. Как правило, смотрю трансляции.
— Посмотрели Суперкубок между «Зенитом» и «Спартаком»?
— На гонке свой режим, и найти два часа на просмотр футбольного матча не удалось.
Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.