«Дакар» превратили в гонку на выживание: экипажи бились в лобовую, плутали часами и ломали машины пополам. Подиум за «КАМАЗом»!

А Эдуард Николаев предпочел выручить главного конкурента вместо финиша первым.

Завершившийся в Джидде «Дакар-2022» оказался одной из самых сложных гонок знаменитого ралли-рейда последних лет. На третий визит в Саудовскую Аравию участникам пришлось справляться не только с местным бездорожьем, но и рискованными маршрутами, буквально напичканными «ловушками». 

Кроме нервотрепки с навигацией дополнительной трудностью для гонщиков стали просчеты организаторов. Устроители марафона, к которым с этого года присоединилась FIA, приняли целый ряд не самых удачных решений, осложнивших и без того нелегкую гонку. Так, после скоростных участков экипажам не раз пришлось проехать в темноте долгую и выматывающую дорогу до бивуака, а попытка международной автофедерации «уравнять» мощность техники понравилась далеко не всем.

В столь тяжелых условиях на успех закономерно смогли рассчитывать наиболее опытные экипажи с сильной поддержкой команд, поэтому результаты нынешнего «Дакара» не принесли особенных сенсаций. Нассер Аль-Аттия из «Тойоты» уверенно приехал к своей дебютной победе на аравийском полуострове, а отечественные КАМАЗы забрали себе четыре первых места в зачете грузовиков. Тем не менее назвать прошедший ралли-рейд скучным не получится — за 14 дней гонки зрители увидели шоу с дуэлью двух чемпионов в дюнах, драматические сходы, чудесные спасения (в прямом смысле слова упавшие с небес) и жесткие аварии, в том числе с участием российских спортсменов и машин.

«КАМАЗ-мастер» вне конкуренции, несмотря на риск с новыми машинами

После отстранения белорусского «МАЗа» от соревнований «КАМАЗовцам», по сути, оставалось бороться между собой. Техника соперников, год назад вчистую уступившая российским машинам прошлого поколения, обновилась незначительно, а говорить о конкуренции с новым грузовиком челнинцев и вовсе не было смысла.

Свежая модель на основе серии К5 досталась лидерам команды — Дмитрию Сотникову и Эдуарду Николаеву, вернувшемуся в ралли после годичной паузы, как того требует внутренняя ротация. Перерыв, по признанию Эдуарда, сказался не лучшим образом — какое-то время ему пришлось заново «въезжать» в гоночный темп. Тем не менее пятикратный чемпион «Дакара» до последнего прессинговал своего напарника Дмитрия Сотникова, наоборот, вышедшего на пик формы. На финише экипаж Николаева уступил победителю Сотникову чуть меньше десяти минут, что для ралли-рейдов считается несущественным отрывом.

Смотреть на YouTube

При этом Николаев мог одержать победу, если бы не его решение помочь товарищу по команде на предпоследнем этапе. На 11-м скоростном участке лидировавший грузовик Сотникова застрял, пытаясь перевалить через дюну, и проезжавший мимо Николаев остановился, чтобы вытащить своего прямого конкурента. Эдуард без промедления пошел на жертву, хотя мог оставить Сотникова ждать помощи от нагонявшего следом другого «КАМАЗа». Традиционная взаимовыручка российской команды в очередной раз оказалась важнее личных побед.

В остальном «Дакар» в зачете грузовиков прошел под очень метким девизом, который сочинили западные журналисты — «There’s no one faster than Kamaz-master» (англ. «нет никого быстрее, чем «Камаз-мастер»). Наши экипажи как на новых машинах (Сотников, Николаев), так и на предыдущих моделях 43509 (Антон Шибалов, Андрей Каргинов) заняли четыре первых строчки итоговой классификации, привезя ближайшему преследователю больше часа. Обновленные КАМАЗы прошли весь ралли-рейд без единой серьезной поломки, с первого раза выдержав суровое испытание. Такое доминирование российских грузовиков довело других участников до истерики. Ехавший на границе топ-10 Маурик ван ден Хёвел даже обвинил «КАМАЗ» в покупке карт с маршрутами для своих штурманов (по правилам дорожные книги выдаются экипажам только за 10 минут до старта — прим. «Матч ТВ»). Возможно, сенсационная мысль пришла в голову голландца после эффектного переворота на одной из дюн:

Открыть видео

Леб vs Аль-Аттия: две раллийных легенды устроили дуэль в пустыне. Победа катарца оставила сомнения

В престижном и самом быстром классе внедорожников сражение развернулось между двумя многократными чемпионами — легендой классического ралли Себастьяном Лебом и Нассером Аль-Аттией, одним из лучших пилотов в ралли-рейдах современности. На первых этапах градус борьбы зашкаливал до того, что оба пилота устраивали драг-рейсинг прямо посреди дюн:

https://twitter.com/dakar/status/1477994403595579394

… а затем соревновались в том, кто быстрее меняет пробитые колеса:

https://twitter.com/dakar/status/1480785544766533632

Но ближе к концу дистанции преимущество Аль-Аттии, несмотря на все усилия Леба, застыло в районе получаса и осталось таким до финиша. Выходец из катарского рода шейхов выиграл свой четвертый «Дакар» и первый в Саудовской Аравии, до этого праздновав победы еще на марафонах в Южной Америке.

Триумф Аль-Аттии не обошелся и без сомнительных моментов. После той самой остановки из-за прокола, попавшей в трансляцию, «эмир пустыни» грубо нарушил правила, поехав дальше с непристегнутым ремнем. Тем самым гонщик не только подверг себя опасности, но и выиграл время, которое ушло бы на застегивание сложной системы.

Еще больше вопросов вызвал момент, когда Аль-Аттия проехал целый этап с выключенным контролем мощности двигателя. Новшество в виде рестрикторов пришло в «Дакар» вместе с FIA и их концепцией Balance of Perfromance — «уравниловкой», призванной не дать одной из команд решающего преимущества в технике. Руководство «Тойоты» объяснило инцидент забывчивостью механиков, которые не подключили регистратор данных к батарейке, и топовый экипаж отделался лишь условной дисквалификацией вместе со штрафом в пять тысяч евро.

«Ауди» представила хрупкое будущее «Дакара»

Одним из главных критиков «баланса мощности» оказалась «Ауди», чей передовой электрокар RS Q e-tron из-за решений FIA потерял перед «Тойотой» Аль-Аттии 16 лошадиных сил. Перед стартом немцы громко заявляли о первом электрическом внедорожнике участвующем в «Дакаре», но на самом деле речь идет скорее о последовательном гибриде. Три электромотора на внедорожнике «Ауди» все равно получают энергию от двигателя внутреннего сгорания — турбированная установка вращает генератор, служащий «батарейкой».

https://twitter.com/dakar/status/1478655119394750469

В гонке «Ауди» страдали больше не от экспериментальной силовой установки, а от оказавшейся «хрустальной» подвески. Серьезные повреждения вплоть до отрыва колес отбросили Карлоса Сайнса и Стефана Петеранселя в конец зачета еще до середины дистанции. Ехавший более аккуратно Маттиас Экстрем оказался наиболее успешным из всех звездных пилотов «Ауди» и занял итоговое девятое место перед нашим Владимиром Васильевым. Пока максимум «машины будущего» — это победы на нескольких этапах.

Сет Кинтеро выиграл почти все этапы в зачете прототипов, но даже не попал в десятку. В квадроциклах на подиум едва не заехал Александр Максимов

В зачете легких прототипов абсолютный рекорд по числу выигранных спецучастков установил американец Сет Кинтеро — 12 побед. Увы, единственный проигранный этап оказался для Сета роковым — поломка всего лишь на второй день «Дакара» отбросила его в конец зачета с многочасовым отставанием, поэтому весь ралли-рейд он ехал, по сути, в свое удовольствие. Победу в классе одержал Франсиско Лопес Контардо, а в мотовездеходах SSV — Остин Джонс.

Открыть видео

Самый рискованный зачет мотоциклистов выиграл опытный Сэм Сандерленд, который в отличие от прошлогоднего триумфатора Кевина Бенавидеса смог сберечь байк и не попасть в аварию как другой фаворит Даниэль Сандерс. Тем временем в классе квадроциклов на подиум едва не заехал россиянин Александр Максимов. Несмотря на дебют, уроженец Йошкар-Олы уверенно шел в тройке лидеров, пока не отказал карбюратор. К слову, в этой категории до финиша добралось только семь участников во главе с Александром Жиру.

Перед стартом «Дакара» взорвался грузовик участников, другая машина сгорела дотла. Команды и политики говорят о теракте

Ралли-рейд, когда-то сбежавший из Африки после нападений местных боевиков, похоже, снова столкнулся с угрозой своей безопасности. Накануне старта в Джидде тяжелые ранения ног получил Филипп Бутрон, который должен был управлять грузовиком сопровождения одной из команд. Причиной трагедии стал взрыв машины, на которой француз и его экипаж выезжали с парковки отеля. И если местная полиция сообщила, что рассматривает теракт в качестве одной из версий, то сами пострадавшие без сомнений обвинили в атаке террористов. Другим загадочным происшествием первых дней стал пожар, уничтоживший «техничку» экипажа Камелии Липароти. В результате итальянская гонщица осталась не только без запчастей, но даже без паспорта.

Министр иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриан уже успел заявить, что вопрос об отмене «Дакара» остается открытым. На фоне этого особенно нелепо выглядела проходившая в те же дни презентация организаторов марафона под названием «Будущее «Дакара».

Организаторы выбесили гонщиков запутанными маршрутами и едва не довели до трагедии

«Дакар»-2022 обошелся без серьезных происшествий только чудом. Организаторы разработали на этот раз максимально сложные маршруты, из-за чего участникам по несколько раз приходилось возвращаться обратно, чтобы взять спрятанную контрольную точку. И если в первые дни «ловушки» вызывали раздражение у гонщиков, терявших на поисках по несколько часов, как в случае с Карлосом Сайнсом, то ближе к финишу дело дошло до большой аварии с участием Сергея Карякина. Чемпиону «Дакара»-2017 не повезло столкнуться в лоб с итальянским экипажем, ехавшим на встречных курсах из-за ошибки в навигации:

Открыть видео

На другой просчет организаторов обратил внимание пилот КАМАЗа Андрей Каргинов, которому, как и остальным грузовикам, приходилось стартовать в конце каравана, тем самым рискуя в клубах пыли наехать на квадроциклы и другую легкую технику.

Отдельного упоминания стоит местность, по который были проложены этапы. Устроители ввели множество скалистых участков, с препятствиями как в триале, где можно было не только проколоть покрышку, но и оторвать колесо целиком. А пустынные секции на этот раз удивили дюнами, на которых участники регулярно делали «крышу», либо разламывали машины пополам, пытаясь переехать через хребет, подобно Герту Хузинку:

https://twitter.com/gerthuzink/status/1481205218243141633

Доходило до того, что вмешиваться приходилось самому директору «Дакара» Давиду Кастере, который, пролетая на вертолете, спустился помочь одному из мотогонщиков, чей байк переехал внедорожник:

Смотреть на YouTube

На финише марафона оказались и две советских «Нивы»

Благодаря зачету ретроавтомобилей Classic в этом году состоялось возвращение на «Дакар» главного отечественного внедорожника — «Лады Нива». В 1980-е доработанный полноприводник брал подиумы в составе французской команды Жан-Жака Пока, а на нынешний марафон за рулем советской машины вышло сразу четыре экипажа. Две «Нивы» испанских участников сошли из–за аварий и поломок, а успешнее всех оказался парижанин Ромэн Грабовски, финишировавший на 105-м месте в абсолюте.

https://www.instagram.com/p/CYf1ScPNMfV/

Как заявил в интервью «Матч ТВ» сам Ромэн, его целью было проехать весь «Дакар», вне зависимости от результата. Таким образом он хотел выразить почтение своему отцу, который сам участвовал в ралли-рейдах на «Ниве».

Читайте также: