«Хочу догнать Чагина по количеству титулов». В «КАМАЗ-мастер» готовы напомнить, что русские грузовики лучшие в мире

«Хочу догнать Чагина по количеству титулов». В «КАМАЗ-мастер» готовы напомнить, что русские грузовики лучшие в мире
Эдуард Николаев (справа) / Фото: © «КАМАЗ-мастер»
С маленьким триколором на номерах будут только злее.
  • Ралли-марафон «Дакар»-2022 пройдет в Саудовской Аравии 2–14 января.
  • «КАМАЗ-мастер» выставил для участия в «Дакаре» четыре экипажа: под управлением действующего победителя «Дакара» Дмитрия Сотникова, пятикратного чемпиона Эдуарда Николаева, двукратного чемпиона Андрея Каргинова и Антона Шибалова.
  • Два экипажа поедут на привычных болельщикам КАМАЗ-43509 и два — на новых КАМАЗ-435091 семейства К5.
  • «КАМАЗ-мастер» был основан в 1988 году и является 18-кратным победителем «Дакара».
  • Пятикратный победитель ралли-марафона «Дакар» Эдуард Николаев рассказал «Матч ТВ» о новом грузовике и не только.

— В каком состоянии подходите к «Дакару» после пропуска гонки в 2021 году?

— В прошлом январе я был на «Дакаре», но только не в качестве пилота. Считаю, что мне даже повезло — я съездил на гонку в другой роли, и это очень круто. Не у каждого есть возможность посмотреть на ралли-марафон не с точки зрения действующего гонщика, а с позиции помощника руководителя команды. Я видел наших соперников со стороны, побывал на точках старта и финиша, промежуточных участках и анализировал информацию. 

Эдуард Николаев (справа), Евгений Яковлев и Владимир Рыбаков / Фото: © Dean Mouhtaropoulos / Staff / Getty Images Sport / Gettyimages.ru

— Ставил для себя задачи психологического формата — посмотреть, как себя ведут участники гонки. Ведь когда ты в шкуре пилота, то просто не замечаешь многих вещей, потому что у тебя есть свои задачи и цели и ты стремишься их выполнить. Да, я был более раскрепощен как пилот, но настроен на другую не менее ответственную работу. Считаю, что вырос в этом направлении, и на предстоящем «Дакаре» мне новый опыт обязательно поможет. У нас же многое зависит не только от надежности техники и умения экипажа, но и от психологии, от настроя.

Я сразу говорил, что если все будет хорошо, то вернусь за руль. Для меня в первую очередь важен командный результат. У нас новая машина, а соперники не дремлют, не стоят на месте. Как и мы. Здорово, что в команде «КАМАЗ-мастер» пять опытных пилотов — каждый из нас может предложить различные улучшения, и уже в совокупности мнений создается новый грузовик. Можно уже не скрывать, что последние версии спортивных машин из Набережных Челнов — это автомобили нашего поколения. Да, Владимир Геннадьевич (Чагин) и Сергей Геннадьевич (Савостин) участвуют, но больше ориентируются по нашим тестам, и видно, что они нам полностью доверяют. Это здорово. И мы гордимся, что выигрываем на машинах собственного производства.

Никто не скажет, что в «КАМАЗ-мастер» пилоты, как в «Формуле-1», — приехали на этап, сели и поехали. Нет, нет и еще раз нет. Нам приходится работать в цеху над автомобилем и до двух ночи, а бывает, что уже в это время выезжаем на полигон на тесты. Руководство нам говорит: «Если не вы, тогда никто». И мы это понимаем, и делаем все возможное, чтобы выступать на нашем российском грузовике на таком высоком уровне, как ралли-марафон «Дакар».

Фото: © Денис Гладков / Матч ТВ 

— Наблюдать со стороны тяжелее, чем сидеть в кабине в качестве боевого пилота?

— Действительно так. Но, как мне кажется, в большей степени это касается тех, кто вышел из-за руля и повесил перчатки на гвоздь. Как говорил Владимир Геннадьевич, когда он завершил карьеру, насколько ему больно было слышать звук мотора, смотреть на нас, потому что он понимал, что уже не вернется. Я же понимал, что пропускаю «Дакар» один раз, но при этом была некая зависть, что я не там — не с ребятами на спецучастке. Конечно, переживал, но успокаивал себя, что я еще вернусь.

Результат для команды приносят не только экипажи на трассе, но и те люди, кто выезжает на соревнования. Их труд не так виден, как результат и работа экипажей, он больше остается в тени, но без него не будет результата у экипажей. Работает вся команда, я в этом в очередной раз убедился. Даже повар вносит свой весомый вклад в успех команды. Как? Представьте, что он накормит тебя утром так, что тебе через час захочется в туалет и ты не сможешь стартовать. Всё — приехали (смеется).

— Вам осталось всего два титула на «Дакаре», чтобы догнать Чагина. Есть желание его догнать или обойти?

— Такое стремление есть, и я не скрываю этого. Это нормально для любого спортсмена, потому что он должен всегда стремиться к лучшим, чтобы достигнуть результата. Для меня это Владимир Геннадьевич. Я общаюсь с людьми, с которыми соревновался Чагин, и они о нем всегда отзываются тепло и с уважением. Владимир Геннадьевич — легенда для каждого в мире автоспорта, до сих пор его называют «Царь песков», потому что никто лучше никогда не ездил по пескам и дюнам. В этом убедились и Жерар де Рой, и Ханс Стейси, и все остальные, кто с ним соревновался. Семь титулов победителя «Дакара» — это здорово! И это ориентир для меня, к которому необходимо стремиться. У меня есть желание догнать, и если все удачно сложится, то и опередить. Думаю, и сам Владимир Геннадьевич будет очень рад такому развитию событий.

Недавно открыл для себя роль тренера, помогаю нашему молодому пилоту Богдану Каримову. Мне нравится это, приятно смотреть, что у мальчишки горят глаза и у него многое получается. И ты радуешься за него больше, чем за себя, потому что передаешь свой опыт. Так и Владимир Геннадьевич будет рад, когда ученик превзойдет своего учителя. Рекорды и созданы для того, чтобы их бить.

— На «Дакаре» вы поедете на абсолютно новом автомобиле. Это создает трудности для вас и вашего экипажа?

— Большая сложность в том, что, по сути, так и не удалось вкатиться на этой машине. Но когда руководство ставит задачу, что именно наш экипаж должен сесть в кабину второго грузовика «КАМАЗ-мастер» семейства К5, то мы делаем все для ее выполнения. Максимально постарался поездить на машине Димы Сотникова, так как на тот момент она была готова — это было на тестах в Казахстане, на нашем полигоне в Тарловке, и, конечно же, использовал все свободное время уже на построенном для нас автомобиле.

Сразу могу сказать всем, кто думает, что мы построили какой-то суперсамолет. На самом деле у машины есть большой потенциал, но она пока не доведена до совершенства. Времени мало, сроки сжаты, и мы не все успеваем сделать, поэтому остановились на определенном пути, достигнув надежности машины. У нас уже есть идеи, что мы будем делать с грузовиком после «Дакара». Конечно, переживаю, что еще не вкатан, но после поездки понял: на новом КАМАЗе можно выигрывать.

— Экипаж уже привык к новинке? Все же новый обзор, иное размещение в кабине, другие ощущения.

— Конечно, ощущения другие. Приведу пример. Для нас главный соперник — время. В Казахстане мы сделали все таким образом, чтобы поработали и пилот, и штурман, и механик. Это полностью настоящие спецучастки со временем, стартом и финишем, чтобы мы могли анализировать свои показатели. Сравниваю ощущения от поездки на новой машине после предыдущей модели КАМАЗа, и кажется, что еду медленнее. Потому что сказывается обзор, другая кабина — она поменьше, чем прежняя, но видимость намного лучше. Смотрю на время, и оказывается, сам себе привез 4 минуты. Сажусь на старый КАМАЗ, снова еду этот же спецучасток. Кажется, что летишь и трясешься на всех парах, и сейчас я точно выиграю по времени, а по факту — медленнее на полторы-две минуты. Это сложно описать, создается некая иллюзия, потому что ты еще не привык к новой машине. Когда у тебя сужено лобовое стекло, как в танке, то кажется, что ты летишь. Но когда визуальное пространство перед тобой стало больше, то даже более высокая скорость воспринимается как медленная. И это позволяет тебе повысить порог скорости, свой темп.

— Ты начинаешь более детально разглядывать камни на дороге, и это влияет на скорость реакции и принятие решений, помогает. Кто-то скажет, что увеличенная площадь лобового стекала — ерунда, и я сам себе не верил, пока не посмотрел на время. Технически два поколения КАМАЗов сильно не отличаются — двигатель, мощность, трансмиссия, подвеска те же, но иные кабина и развесовка. И на некоторых участках трассы я понимал, что обзор дает намного больше плюсов. Даже психологически ты чувствуешь себя спокойнее, нет напряжения, что ты несешься на грани. Ведь существует грань, которую ты не можешь перешагнуть — авария, отсутствие контроля над машиной.

Да, новая машина управляется намного лучше. Саудовская Аравия — это песчаные русла, дюны, и, мне кажется, что улучшенная управляемость только поможет нам. Однако это «Дакар», только гонка покажет, правильными были наши решения или ошибочными. Но на сегодняшний день, считаю, руководство команды поступило верно, решив отправить на «Дакар» два таких автомобиля К5.

— Отсутствие белорусской команды «МАЗ-СПОРТавто» сильно скажется на конкуренции в грузовом зачете?

— Я очень расстроился, когда узнал об их недопуске к гонке. Белорусы — большие молодцы, здорово подтянулись в техническом плане, держат хороший гоночный темп. Конечно, немаловажную роль играют их быстрые автомобили капотной компоновки. С ребятами всегда интересно вести борьбу. Но даже в их отсутствие конкуренция на «Дакаре» будет высокой — в Саудовскую Аравию приедет много сильных экипажей. Это Iveco де Роя, хоть сам Жерар и не будет выступать в качестве пилота. У него в команде будет Мартин ван ден Бринк — быстрый гонщик, который садится на быструю и надежную машину. Возвращается Стейси — легенда и победитель «Дакара» 2007 года, он не просто так выходит на старт, думаю, что будет бороться за высокие места. Есть еще Янус ван Кастерен, он едет очень быстро на первых спецучастках, но затем сталкивается с проблемами. Наверняка конкуренты поработали над ошибками и сейчас готовы иначе.

— Серьезным соперником за первые места станет Мартин Мацик. К «Дакару» он построил новую машину, но в последний момент принял решение ехать на старом грузовике. Видимо, понял, что техника не до конца готова и это может повлиять на результат. Видно, что человек настроен на борьбу и подиум. В прошлом году нам на пятки наступала команда Renault. Японская Hino выставляет новый грузовик. Как и Алеш Лопрайс, который, скорее всего, довел свой капотный грузовик до технического совершенства. Возможно, в этом году машина будет более надежной.

Организаторы обещают непростой «Дакар» — на 80% это будут новые дороги, больше песчаных маршрутов с первого дня, плюс интересный 19-километровый пролог. И будет много навигации, от которой многое зависит. И, конечно, мне приятно, что, несмотря на санкции WADA, нам удалось сохранить российский флаг на машине. Пусть это будет маленький флажок на номерах, но это придает сил. Было очень здорово впервые на финише услышать гимн России, когда его включили минувшей зимой в честь победы Димы Сотникова на «Дакаре». Как сказал Владимир Геннадьевич, будем только злее, и постараемся сделать для успеха все, что в наших силах.

Читайте также:

* Соцсеть, признанная в России экстремистской

Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.