«Разница с тем, что было пять-шесть лет назад, — сумасшедшая». Чем живут российские мотогонки

«Разница с тем, что было пять-шесть лет назад, — сумасшедшая». Чем живут российские мотогонки
Фото: © Athletes Club Agency
В стране выросло поколение талантов, но путь в элиту для них будет тернистым.

Гонки на двух колесах в России популярны как среди спортсменов, так и зрителей даже с учетом не самых заметных выступлений на мировой арене. В отличие от той же «Формулы-1», где с разной долей успеха поучаствовало уже четыре российских пилота, до MotoGP — главной шоссейно-кольцевой серии в мотоциклах — пока не добрался ни один из наших соотечественников.

Упущение объясняется тем, что до недавнего времени в стране отсутствовала система подготовки гонщиков, а сам спорт начал развиваться только в начале 2000-х. Тем не менее и в таких условиях за последние годы успело вырасти талантливое поколение ребят, готовых соревноваться на высоком уровне. О трудностях и планах, а также особенностях мотогонок в России они рассказали «Матч ТВ».

«Когда я начинал, на меня смотрели скептически»

Чемпионаты по шоссейно-кольцевым мотогонкам делятся на две основные категории — MotoGP и World Superbike. Разница между ними примерно как у «Формулы-1» с соревнованиями автомобилей GT: в MotoGP используют прототипы, которые не купишь в салоне, а Superbike — это как раз доработанные версии заводских моделей.

В силу доступности на уровне национальных чемпионатов распространены именно супербайки. До недавнего времени свой отдельный чемпионат в этом классе был и у России, но в 2021-м серия Russian Superbike Championship International Cup прекратила существование. Теперь сильнейшие пилоты страны выступают в турнире Motoring, к которому перешел статус первенства России. Основанный в 2019 году чемпионат помимо престижных супербайков проводит заезды в десяти других классах — от многочасовых марафонов на выносливость до соревнований любителей.

https://www.instagram.com/p/CBc-b3kHew5/

Что же касается MotoGP, то ближе всех к элите смог подойти петербуржец Макар Юрченко, c 2018-го выступавший два года в мировой серии Moto3 — аналоге «Формулы-3» для двух колес.

https://www.instagram.com/p/CUGKCSUoEIW/

В нынешнем сезоне Макар соревновался в Motoring, где выиграл главный класс супербайков. Даже с учетом достижений карьера действующего чемпиона России и ведущего гонщика СНГ, по его собственным словам, развивалась скорее вопреки обстоятельствам.

«Когда я начинал, мне было 14, у нас в принципе не было юниоров в шоссейно-кольцевых мотогонках, на меня смотрели скептически. В те годы я немного участвовал в российских соревнованиях, затем несколько лет выступал в Испании. За последние пять-шесть лет ситуация изменилась: в России появилось много сильных юниоров. Все началось со школ беговелов — не совсем про мотоциклы, но это важный старт и для детей, и для родителей. У кого-то получается, и они начинают дальше расти: пересаживаются на минимото, Mini GP, супермото, участвуют в гонках», — говорит Юрченко.

«Лидер уехал от тебя со старта, и ты его больше не увидишь»

Освоив азы, молодые гонщики из России, как правило, вынуждены уезжать в Европу, подобно коллегам из автоспорта. Чаще всего их путь лежит в Испанию или другие страны с развитыми чемпионатами. По-другому обратить на себя внимание серьезных коллективов и набраться опыта не получится. Из-за сильного разброса в уровне участников внутрироссийские соревнования подходят только для начальных этапов карьеры.

Фото: © Athletes Club Agency
«Ты приходишь в чемпионат (России) в класс Superbike и едешь круг за 1.25, а лидер — 1.18, за кем ты будешь тянуться? — задает риторический вопрос Артем Мараев, ставший вице-чемпионом топового российского класса уже в первый сезон. — Лидер уехал от тебя со старта, и ты его больше не увидишь. В мировых чемпионатах ситуация иная: в одном классе спортсмены едут с очень похожим временем, до десятых долей секунды, и всегда есть за кем тянуться и от кого убегать. Но даже в рамках российских мотогонок любые нюансы — вопрос закалки и характера, достаточно приложить усилия, и все получится. Если много работать над собой, собирая компетенции и навыки, подобно кубикам Lego, умело применяя их в нужные моменты, все сложится».

Мараеву вторит другой талантливый юниор Александр Васильев, в 17 лет выигравший второй по значимости чемпионат страны в классе Supersport:

«Различия (с Европой) в том, что у нас на данный момент спорт не настолько популярный, и поэтому не так быстро развивается инфраструктура. Еще мы сильно привязаны к погодным условиям. За границей же, например в Испании, шоссейно-кольцевые гонки по популярности могут даже конкурировать с футболом. А это значит — больше возможностей для поиска спонсорской поддержки, тренировок, развития».

К слову, в вопросах поддержки молодых пилотов не обошлось без участия «Ред Булла», известного в первую очередь благодаря своей масштабной программе в «Формуле-1». В мотогонках австрийский бренд выступает организатором Red Bull Moto GP Rookies Cup.

https://www.instagram.com/p/CSjygVcLH-k/

Юниорский кубок «Ред Булла» представляет собой смотр талантов со всего мира и упрощает «вход» в престижные серии для лучших из новичков. Участвовать в нем стремятся в том числе спортсмены из России, так как успех в этом турнире помогает попасть на радары серьезных команд, включая тех, что выступают в MotoGP.

«За пять лет вместо одного мы получили сорок сильных талантливых ребят»

Многие из российских мотогонщиков до того, как стать «кольцевиками», начинали в мотокроссе. Данная разновидность отличается меньшими затратами, а так как «детская» техника Mini GP в России появились совсем недавно, то роль «картинга» для мотоциклистов выполняли именно кроссовые байки. Такой путь пришлось пройти Александру Васильеву, но уже следующему поколению повезло больше. Сегодня для ребят младшего возраста открыты не только многочисленные картодромы, но и крупнейшие трассы страны — Moscow Raceway или Igora Drive, где они могут получить всестороннюю подготовку.

«Пройден огромный путь, разница с тем, что было пять-шесть лет назад, — сумасшедшая. Наши ребята — профессиональные гонщики, они регулярно выступают в европейских чемпионатах. В России хорошие условия для тренировок. Мы базируемся в Москве, у нас есть три картодрома, где можно тренироваться постоянно, замечательные кольцевые трассы, куда организаторы серий охотно пускают детей. Такого простого доступа к топовым автодромам страны — например, Igora Drive и Moscow Raceway, — и такого количества наката нет у многих европейцев. Этим мы компенсируем отсутствие большой конкуренции», — объясняет Иван Купченко, директор российской гоночной команды и школы Motorrika Junior.
https://www.instagram.com/p/BrdXjsGBz68/

За Motorrika Junior сейчас выступают сразу несколько очень быстрых пилотов 7-8 лет. А начиналось все с Артема Мараева, который в 2015-м был единственным в России ребенком, занимавшимся кольцевым мотоспортом без каких-либо партнеров и возможности тренироваться на больших автодромах.

«В те годы мы кое-как рубили эти заборы, — говорит Иван Купченко. — Затем присоединился Саша Васильев, быстрых ребят стало двое. Сейчас сильных пилотов пятеро только в нашей команде, а еще их под двадцать в Москве и около сорока в России. За пять лет вместо одного мы получили сорок сильных талантливых ребят, почему через какое-то время их не может стать еще больше?»

«За границей цены вырастают в несколько раз»

Справившись с проблемой подготовки гонщиков, отечественный мотоспорт тут же столкнулся с новой. Траты на поддержку ребят в зарубежных и тем более российских чемпионатах растут с каждым годом, но спонсорского участия критически не хватает.

«Если спортсмен хочет подняться по профессиональной лестнице, то без спонсорской поддержки этого сделать просто не получится, ведь участие в чемпионатах, а также содержание команды и мотоцикла требуют огромных вложений. Цифры сильно разнятся в зависимости от зачетов, техники и сотни других нюансов. Если сказать в среднем, то, например, стоимость участия в каждом этапе чемпионата России варьируется в пределах 35-50 тысяч рублей за этап, плюс необходимо понимать, что для хороших результатов нужно захватывать большее количество трек-дней. Обязательными расходами являются гоночная лицензия, страховка и, конечно, сам мотоцикл. Тюнинг, резина, экипировка и прочее обходятся в сумму, примерно равную 5-7 миллионам рублей. Соответственно, за границей эти цены вырастают в несколько раз. Недешевый у нас спорт», — признается Александр Васильев.

При этом желающих поддерживать молодых талантов пока крайне мало, а сложности с поиском финансирования могут испытывать даже опытные и успешные гонщики.

Фото: © Athletes Club Agency
«Спонсоры сами к тебе не придут. Надо четко понимать, как и над чем работать, чтобы из компаний, к которым ты обратился с предложением, хотя бы одна заинтересовалась сотрудничеством. Но главное, ­ чтобы люди увлекались мотогонками, приходили в этот спорт, делали его популярнее. Тогда интерес спонсоров будет выше. В нашем чемпионате немного тех, кто содержит команды и приглашает сильных пилотов», — рассказывает чемпион России Макар Юрченко.

Программы поддержки, как за рубежом, для России пока являются редкостью, и лишь немногие из ребят могут рассчитывать на помощь крупных брендов вроде «Лаборатории Касперского», спонсирующей Александра Васильева. Тем не менее приход крупных игроков в отечественный мотоспорт — скорее вопрос времени. В нашей стране гонки на двух колесах уже справились с ключевыми для себя проблемами — отсутствием инфраструктуры и подготовкой пилотов, а значит, условия развития созданы, и дебют россиянина в аналоге «Формулы-1» среди мотоциклов MotoGP более чем реален.