Танец или фигурное катание? Один день соревнований по дрифту глазами новичка

В эти выходные на новом автодроме «Игора Драйв» под Санкт-Петербургом прошел третий этап Гран-при российской дрифт-серии-2020.

Наверняка у дрифта существует своя армия болельщиков и экспертов. Те, которые смотрят, умеют, возможно, даже практикуют сами. Но сто процентов, очень много и тех, кто не очень-то понимает, что это за зверь такой. К ним относилась и автор этого репортажа, за десяток лет в спортивной журналистике никогда не освещавшая подобных соревнований и отправившаяся на автодром с заведомо нулевым уровнем подготовки, чтобы провести своеобразный эксперимент. Итак, что же такое дрифт и много ли времени нужно, чтоб хоть немного разобраться в том, что происходит на трассе в клубах дыма из «муки» от покрышек?

Говоря совсем уж сухим языком, дрифт — дисциплина автоспорта, где пилоты соревнуются в мастерстве прохождения участков гоночной трассы в постоянном управляемом заносе при специально заданных судьями условиях. За стартом следует постановка (она же фуридаши) — момент, когда после разгона человек инициирует занос. Трасса включает в себя несколько разных зон: те, в которых не должна оказаться никакая часть машины, те, за которые нужно зацепится хотя бы одним колесом (лучше — больше), и те, по которым нужно проехать задними колесами, придерживаясь определенной траектории. Чем лучше и плавнее это все получится сделать, тем больше баллов дадут судьи. Начинаются соревнования с одиночных квалификационных заездов, по их итогам определяются участники, допущенные к финальной части, и формируется сетка парных заездов. Два заезда одной пары пилотов подряд со сменой стартовых позиций называются хитом и являются самой зрелищной частью соревнований.

Фото: © Елена Михеева / Матч ТВ

С утра, пока идут тренировочные и квалификационные заезды, в паддоке (месте, где разворачиваются моторхоумы команд) и зрительской зоне царит штиль. Многие из уже вернувшихся или еще не выехавших на трассу пилотов доступны для общения, грит-герлз и прочие промоутеры вовсю пытаются заинтересовать прогуливающихся болельщиков. К слову, развлечений на площадке хватает. Начинаются они с простой возможности купить мерч серии, отдельных звездных пилотов и профессиональную экипировку для автоспорта и заканчиваются шансом испытать на себе то, что происходит в салоне дрифтующей машины.

Дрифт-такси управляет Виталий Полищук, в прошлом на протяжении десяти лет участвовавший в соревнованиях РДС. Сполна все прочувствовать можно как на Mark II, так и на «Волге» — причем сам Виталий был уверен, что спрос на ГАЗ-24 будет куда выше, а в итоге симпатии искателей адреналина делятся примерно поровну. Он же рассказывает о том, что, попробовав себя в роли пассажира, испытал совершенно иные ощущения, нежели в водительском кресле. «Там тебя «разматывает», как в центрифуге, и вдавливает в сиденье. Обалдел и вышел из машины чуть ли не зеленый», — делится экс-пилот. При этом он уверяет: все, что случается с пассажирами, — это восторг. И никаких неприятностей.

Фото: © Елена Михеева / Матч ТВ

В середине дня после окончания квалификации пилоты собираются на брифинг, где узнают своих соперников по парным заездам. И именно здесь удается как следует прочувствовать атмосферу. Взрослые мужики, заполнившие зал, галдят, как студенты перед каникулами. Зашедшему «преподавателю» Дмитрию Добровольскому приходится для начала попросить всех перестать болтать, а уже после зачитывать результаты и озвучивать сетку, приправляя информационную часть добрыми подколами по мотивам прошедших заездов. Далее с разъяснениями вступают судьи, слушая которых один из пилотов в первом ряду… засыпает (не буду показывать пальцем, но скажу, что пройти в топ-16 это ему в итоге не помешало). Прикорнул на руках у папы и маленький сынишка другого гонщика — и это тоже весомый нюанс в копилочку атмосферы. Едва ли кто-то сможет представить себе семейную установку перед матчем какого-нибудь футбольного клуба.

Популярность дрифта в нашей стране — во многом заслуга того самого Дмитрия Добровольского. Руководителя «Российской Дрифт Серии» непросто поймать даже на пару слов, но сразу после парада пилотов накануне старта заездов ТОП-32 он рассказывает, почему, по его мнению, именно дрифт любят в автоспорте куда больше прочих видов, исключая стоящую особняком «Формулу-1»:

— Во-первых, потому что это очень понятная для зрителя история. Заезды длятся 30 секунд, в каждом из них есть серьезное противостояние, из которого выходит один победитель. Нет такого, что много кругов едут, что-то придумывают, обгоняют, проигрывают, опять обгоняют. У нас все четко: либо ты выиграл, либо проиграл. Во-вторых, машины всегда едут не только очень быстро, но и боком, в этом и сложность, и красота. Весь дрифт — это скорее не гонки, а искусство, фигурное катание. Побеждает тот, кому отдают победу судьи, а не кто быстрее приехал. Квалификация существует для того, чтобы очень четко прописать судейское задание. Парные заезды — это и есть дрифт: первый пилот едет по тому самому судейскому заданию, а второй должен, двигаясь максимально близко к нему, повторяет все, что делает первый.

Я не буду рассказывать о ходе соревнований — тут, как ни банально, лучше увидеть все своими глазами с комментариями профессионалов и судей. Скажу разве что о том, что происходящее в облаках в меру едкого дыма действительно захватывает. Особенно когда соревнуются не безликие спортсмены, а те парни, с некоторыми из которых ты уже успела познакомиться лично. Ревут моторы, визжит, стираясь об асфальт, резина, машины цепляют друг друга и вылетают с трассы, грохочут оторванные, но еще на чем-то держащиеся бамперы… Это все действительно порой похоже на танец (такое определение я тоже успела услышать), порой на фигурное катание, а порой на все виды борьбы вместе взятые.

Даже поварившись всего один день в этом дрифтовом котле, понимаешь, что ребята из RDS — это если не большая сумасбродная семья, то как минимум жители одной маленькой деревни, где все друг друга знают и любят. Да, соревнуются, подшучивают друг над другом, наверняка иногда и без конфликтов не обходится, но если случается беда, в ней никто не остается один.

Эту мысль подхватывает мой коллега-фотограф, много лет следящий за RDS: «Если у кого-то что-то случилось, помогает весь паддок. Механики из разных команд могут оказаться под одной машиной, когда за пять минут надо что-то сделать. Даже человеку, который, возможно, станет соперником в следующем заезде, люди готовы дать собранные колеса с резиной — только езжай». Это точно не какой-то утопический идеальный мир?

После квалификации мы разговариваем в боксах с единственной женщиной-пилотом, соревнующейся с мужчинами. Спрашиваю у Екатерины Набойченко, почему человек, никогда не интересовавшийся дрифтом и любящий, к примеру, смотреть футбол по телевизору, должен вдруг переключить канал, а то и вовсе собраться и приехать на автодром, чтобы увидеть все своими глазами.

— В дрифте такая динамика, такой драйв, такой накал страстей и эмоций, с которыми не может сравниться ни один другой вид спорта, — это точно, — уверена Екатерина. — Здесь заезд длится 30 секунд, и за половину минуты происходит столько всего, что эти эмоции можно растянуть на десять футбольных матчей. Бешеные скорости, близко едущие друг к другу, вылетающие, переворачивающиеся, сталкивающиеся машины… Это все очень зрелищно. Ну, и самое главное — пилоты. Каждый, участвующий в «RDS Гран-при», — личность, имеющая какую-то свою интересную историю. Мне кажется, это здорово, когда ты можешь просто так подойти, взять автограф или интервью. Пилоты в дрифте ближе к болельщикам, чем атлеты в любом другом виде спорта. За ними действительно классно следить, потому что они такие же люди, как те, кто приходит на них посмотреть.

Уже после окончания соревновательного дня московский болельщик Олег, стоя в паддоке с подписанным плакатом, объясняет, почему его так тянет раз за разом приезжать на эти соревнования:

 — Дрифт — это круто. Это единственные автоспортивные соревнования, которые позволяют участвовать в происходящем не только пилотам, но и зрителям. Больше нигде нельзя вот так запросто подойти к автомобилю, подойти к гонщику — как правило, болельщики могут лишь наблюдать за заездами с трибун. Здесь же можно все потрогать и присоединиться. Мы пытаемся посещать все этапы. «Игора Драйв» — просто обалденная локация, к тому же здорово, что можно совместить поездку в Питер с гонками.

Для многих дрифт — по-прежнему лишь шумное хулиганство на широких пустых проспектах темными ночами. Как в фильме «Тройной форсаж: токийский дрифт» 2006 года, где можно увидеть Кэйити Цутия, считающегося отцом-основателем дрифтинга. Там он предстает в роли старого рыбака, комментирующего попытки дрифтовать, совершаемые главным героем. Успех этого фильма вообще посодействовал развитию дрифта, именно после его просмотра многие «заболели» этим видом спорта.

Справедливости ради уличные гонщики, мешающие спать «мирным жителям», действительно во многом способствуют популяризации дрифта. Однако в этом году Минспорта официально признало дрифт спортивной дисциплиной, что, по идее, должно помочь пилотам выйти из подполья и получать больше заслуженного внимания.