«Лучше быть первым в другой серии, чем десятым в «Ф-1». Чемпион «Формулы-Е» — о прошлом сезоне и перспективах Квята в «электричке»

«Лучше быть первым в другой серии, чем десятым в «Ф-1». Чемпион «Формулы-Е» — о прошлом сезоне и перспективах Квята в «электричке»
Антониу Феликс да Кошта / Фото: © Handout / Handout / Getty Images Sport / Gettyimages.ru
Интервью с гонщиком, которого не сломало непопадание в «Формулу-1».

Антониу Феликса да Кошту можно назвать одним из самых разносторонних пилотов мира. Начав с младших «формул», он попал в систему «Ред Булла», но не найдя места в «Ф-1», отправился покорять сразу две серии — ДТМ и «Формулу-Е». Но и этого португальцу оказалось мало. Ежегодно он принимал участие в самых разнообразных заездах — от гонок на выносливость до престижного Гран-при Макао, в котором победил в 2016 году. Но пик славы Феликса да Кошты пришелся на 2020-й, когда он стал чемпионом «Формулы-Е» и серебряным призером «24-х часов Ле-Мана».

— Пандемия коронавируса весной привела к карантину, который прервал и сезон «Формулы-Е». Что ощущали, когда все это случилось, и как вы вместе с командой справились в такой непростой ситуации и вернулись в отличной форме?

— Эта ситуация для всех в мире была новой. Мы были в хорошей форме, только что выиграли гонку в Марракеше, я выстраивал отношения в новой команде, как раз все должно было сойтись в единый механизм. И после победы вот так прерваться на карантин во время сезона было странно. Но я был в лучшей позиции в сравнении со своими соперниками, поскольку только что выиграл гонку и находился в правильном состоянии духа и с достаточным количеством мотивации для движения дальше. Пауза в три месяца была странной, я использовал это время для восстановления и возвращения в форму. Мы много всего делали с командой, поэтому после возобновления сезона нам удалось выиграть два заезда подряд.

— Вы, как и многие другие гонщики, участвовали в различных соревнованиях по симрэйсингу — в том числе и чемпионате, созданном «Формулой-Е». Что думаете о гонках в виртуальной реальности в принципе и понравилось ли вам этим заниматься?

— Да, тогда создалось большое киберспортивное движение. Я был одним из тех, кто очень много этим занимался, — организовывал гонки и отвечал за коммуникацию со всеми пилотами. Мне нравилось это, было очень весело. У всех нас настрой на борьбу. Не имеет значения, реальность это или компьютерная игра. Мы собирали гонщиков со всего мира из ралли, «Ф-1», «Ф-Е», заездов на выносливость — откуда угодно! Конечно, это заставляет наш мозг находиться в состоянии желания борьбы и побед, поэтому было здорово.

В какой-то степени это было новым для всех нас, и мы видели инциденты, когда некоторые гонщики сказали или сделали что-то не то и были неожиданно пойманы на этом. Возможно, это был шаг назад, потому что мы стали относиться к симрэйсингу слишком серьезно, хотя все это было организовано только ради чистого веселья.

— Говоря о прошлом межсезонье — почему вы перешли из БМВ в «Течиту»? Насколько сильно ваша нынешняя команда отличается от «Агури», на базе которой она сейчас основана? Всегда ли видели потенциал в вашем первом коллективе?

— Да, я ездил в «Агури» два года и потом перешел в «Андретти» из-за связи с БМВ и их будущего прихода в серию — тогда я был их заводским пилотом. Хотел остаться в «Агури» и на третий сезон, но этого не позволял мой контракт. Честно говоря, в «Андретти» было непросто. С приходом БМВ стало лучше, но «Течита» всегда казалась выше всех по уровню, и когда у меня появился шанс вернуться, я решил им воспользоваться.

— И стали чемпионом. Больше не жалеете, что так и не смогли дебютировать в «Формуле-1» после нескольких лет работы тест-пилотом в «Ред Булле»?

— Непопадание в «Ф-1» было чем-то, что я не мог контролировать. Моя карьера только начиналась, когда это все случилось. Очевидно, в то время я не мог видеть всю картину, но оглядываясь назад, понимаю, что нахожусь в лучшей ситуации, в которой мог быть. Быть в «Формуле-1» в течение 6-7 лет, чтобы финишировать в десятке или где-то неподалеку — это не то, в чем я заинтересован. Быть в «Формуле-Е» и бороться за титулы гораздо приятнее.

— Если Даниил Квят потеряет место в «королевских гонках», могла бы «электричка» подойти его стилю вождения и были бы вы рады его видеть здесь?

— Когда я был в БМВ и мы искали напарника, он был одним из кандидатов, но тогда у него не было интереса к «Формуле-Е». Мы все еще хорошие друзья с Даниилом, однако давно не общались, поэтому не знаю, что у него на уме. Но уверен, он очень быстрый гонщик и будет хорошим активом в любой серии, куда его могут взять. Безусловно, было бы весело соревноваться с ним.

— Совсем недавно о своем уходе из «Ф-1» объявила «Хонда», связав его с экологической ситуацией в мире. Ожидаете японский концерн в «Формуле-Е»?

— Куда бы автопроизводители не пошли — это будет либо «электрическое» направление, либо что-то связанное с экологичностью. Это непредотвратимо. Конечно, это не значит, что они обязательно присоединятся к нашей гоночной серии, но все возможно.

— Завершим тему «королевских гонок». В этом году, впервые с 1996-го, Португалия примет у себя Гран-при «Формулы-1». Чего ожидаете от уик-энда в Портимао?

— Думаю, будет круто. Португальцы любят автоспорт, так что принимать у нас самую большую серию — очень здорово. Надеюсь, сюда приедет и «Формула-Е».

— Вернемся к «электричке». Одной из фишек вашей серии является «Фанбуст» — система, которая с помощью зрительского голосования дает пилотам дополнительные 5 киловатт мощности. Что вы о ней думаете и хорошо ли это для спорта?

— Мне кажется, это круто. «Формула-Е» — об инновациях и создании чего-то нового. У нас есть «Фанбуст» и «режим атаки» — вещи, которых нет в других сериях. Если это помогает фанатам сблизиться со спортом и гонщиками, то это классно. У меня всегда много поддержки в «Фанбусте» и, как мне кажется, болельщики тоже любят его, так что все хорошо.

— Вы вообще много взаимодействуете с фанатами, будь то стриминг или общение в комментариях.

— Да, я люблю сближаться с ними, и мне кажется, что «Ф-Е» — отличная платформа для этого. Сейчас, во время пандемии, не встретишь зрителей на трибунах, поэтому такой способ коммуникации становится для них самым «близким».

Было грустно приехать в Берлин и бороться за титул без болельщиков. Та же ситуация с марафоном «24 часа Ле-Мана». Надеюсь, это все быстро закончится, и мы как можно быстрее вернемся к нормальному режиму.

— Было ли правильным решением провести «24 часа Ле-Мана» без зрителей?

— Конечно. Миру нужно двигаться вперед, нам надо продолжать выполнять наши задачи. Карантин — не решение. Много механиков, инженеров и других профессионалов пострадают из-за того, что мы не будем гоняться. Если мы можем снабжать людей хорошим шоу, которое они посмотрят дома, это принесет радость всем: нам, механикам, инженерам, командам, зрителям. Если гонки без болельщиков — цена, которую мы платим за чье-то счастье, то это лучше, чем ничего.

— Расскажите о самом запоминающемся, смешном или забавном моменте из прошедшего сезона.

— Было всего понемножку. Во время моего первого этапа с «Течитой» мы показали себя нереально быстрыми в тренировке, но в квалификации была проблема с тормозами — мне пришлось стартовать последним, а БМВ — команда, из которой я только что перешел — начинала гонку с поула. После этого мои фанаты и друзья задавались вопросом, правильным ли было решение о смене коллектива. Но я никогда не сомневался. Так что этот момент был одним из самых сумасшедших за сезон. А лучшим я бы назвал победу в Марракеше. Мы были на поуле, и нам пришлось хорошенько попотеть, чтобы вырвать победу в упорной борьбе с БМВ.

Больше гонок на «Матч ТВ»:

* Соцсеть, признанная в России экстремистской