live

Околоформула. Подробный гид по миру фанатизма «Ф-1»

У «Формулы-1» есть фанаты, способные бросить вызов футбольным ультрас. И речь не только о тифози «Феррари»…

Собрали максимум информации о четырех самых ярких силах среди болельщиков «королевы автоспорта».

Немного статистики

500 млн человек — такова примерная аудитория «Ф-1». 32% из них считают своей любимой командой «Феррари»*. На втором месте расположился «Мерседес» (16%), а замыкает тройку «Макларен» (15,8%). Судя по всему, в 2015 году британская конюшня отдала немцам не только прозвище «серебряные стрелы»…

21% — именно такая часть фанатов считает любимым пилотом Льюиса Хэмилтона из «Мерседеса». На втором месте расположился завершивший карьеру в «Ф-1» Фернандо Алонсо (18,3%), а на третьем — финн Кими Райкконен (14,3%) из «Альфа Ромео». 85% финских поклонников «королевы автоспорта» считают любимым гонщиком Айсмена. Среди голландцев порядка 80% отдают предпочтение Максу Ферстаппену.

Эту статистику мы привели не просто так. Хардкорные фанаты «Формулы-1» делятся на два вида — тех, кто болеет за конкретную команду, и тех, кто предпочитает поддерживать любимого пилота. Но обо всех по порядку.

Фанаты команд

«Феррари»

«Феррари» / Фото: © Getty Images

Дебют в «Формуле-1»: 1950 год

Побед в чемпионате: 15 (рекорд)

Побед в Кубке конструкторов: 16 (рекорд)

Домашняя трасса: «Кафедральный собор скорости» — Монца

Алое море, в котором давно захлебнулась Монца и продолжают тонуть абсолютно все Гран-при сезона. Речь о тифози «Феррари». Почти 22,6% из них ответили утвердительно на вопрос «перестанете ли вы смотреть «Ф-1», если скудерия уйдет». К счастью, этого никогда не произойдет. Ведь «Феррари» — это единственная команда, без которой «Ф-1» можно смело выбрасывать на свалку истории.

Главные акции

Прорыв на трассу в 1983 году

Смотреть на YouTube

В современных реалиях такое представить сложно. Но в 1983 году тифози «Феррари» совершили то, что сегодня можно увидеть разве что на футболе (оговоримся сразу — мы такое поведение не поддерживаем). Французский пилот Патрик Тамбэ еще не успел заглушить мотор своего болида, как оказался в объятиях фанатов скудерии, разделивших с ним радость победы на Гран-при Сан-Марино.

Алое безумие в честь 70-летия «Феррари»

На домашней трассе в Монце скудерия должна была победно отпраздновать 70-летие легендарной марки «Феррари». Но Себастьян Феттель довольствовался лишь третьим местом. Хотя неужели это важно, когда тебя так приветствуют?

Смотреть на YouTube

Звуковая атака на Хэмилтона

Да, именно Льюис помешал «Феррари» отпраздновать 70-летие победой. Он обещал это перед гонкой и свое слово сдержал. Правда, тифози этот поступок британца не оценили.

Смотреть на YouTube

После той гонки на трибунах стал все чаще появляться этот баннер.

https://twitter.com/tancredipalmeri/status/1035945648921747456

Фишка

Когда «Феррари» выигрывает, священник церкви в Маранелло звонит в колокола. Начало этой традиции 11 октября 1997 года положил дон Альберто Бернардони. В тот день алый болид Михаэля Шумахера первым пересек финишную черту Гран-при Японии.

В течении 10 лет дон Альберто вместе с флагом скудерии поднимался на колокольню церкви Сен-Бьяджо, чтобы огласить по окрестностям Маранелло новость о победе «жеребцов». В 2007 году его не стало. Но поклонники «Феррари» уверены, колокола дона Альберто звучат до сих пор, где-то очень высоко…

«Макларен»

Дебют в «Формуле-1»: 1966 год

Побед в чемпионате: 12

Побед в Кубке конструкторов: 8

Домашняя трасса: Сильверстоун

Главные антагонисты «Феррари» на протяжении многих десятилетий. Если скудерия — это пламенная страсть, то «Макларен» — ледяной расчет и совершенная инженерия «королевских гонок». По крайней мере, такой была главная идея основателя команды — новозеландца Брюса Макларена. Сейчас для поклонников «Маков» эти определения звучат как слишком толстый троллинг. Но так было не всегда.

Например, в 2008 году именно «Макларен» являлся самой популярной конюшней «Ф-1» — без малого 30% против 28% у «Феррари». То было время серебряной ливреи и первого титула Льюиса — самого молодого на тот момент чемпиона мира в истории «королевы автоспорта». Как несложно догадаться — ядро фанатов «Макларена» составляют британцы.

Если поклонники «Феррари» предпочитают футбольный стиль боления, то эти ребята — комфорт центральных секторов и возможность прогуляться по паддоку. Вышеозвученное сравнение льда и пламени в действии.

Главная акция

Как уже было упомянуто, красочная и слаженная поддержка команды на трибунах — это явно не конек поклонников «Макларена». Поэтому в качестве их главной акции можно упомянуть разве что это.

Смотреть на YouTube

Да и то большая часть присутствующей на видео аудитории — это сотрудники компании. Хотя… Разве команда с девизом «расчет и совершенная инженерия» могла отпраздновать первое чемпионство Льюиса как-то иначе?

Фишка

Совсем иное звучание поддержка «Макларена» обретает, когда на трибуны приходят британские футбольные фанаты. Нет, они не устраивают беспорядков. Зато заметно оживляют ряды болельщиков команды. Правда, использовать эту фишку «Макларену» удается все реже.

Дело в том, что своего апогея интерес футбольных фанатов к «Ф-1» достиг в 2008 году, когда британский пилот стал чемпионом мира за рулем британского болида. Теперь же слаженно поющих ребят с британскими флагами можно гораздо чаще увидеть в футболках «Мерседеса» с фамилией Хэмилтон на спине. Видеодоказательство прилагается:

Смотреть на YouTube

Фанаты пилотов

Кими Райкконен (Финляндия)

Дебют в «Ф-1»: 2001 год

Количество титулов: 1 (2007 год)

Выступал за: «Заубер», «Макларен», «Феррари», «Лотус»

Текущая команда: «Альфа Ромео»

Один из последних «динозавров» большого цирка. Кими дебютировал в «Ф-1», когда многие читатели этой статьи еще даже не родились. Неудивительно, что за без малого 18 лет формульной карьеры он сумел сколотить солидную фанатскую базу. Айсмен на протяжении многих лет входит в топ-3 самых популярных пилотов планеты.

А в родной Финляндии 85% поклонников «Ф-1» ставят его на безоговорочное первое место. У Мики Хаккинена ровно в два раза больше чемпионских титулов, но харизма Райкконена сделала свое дело — сегодня вряд ли у кого есть сомнения в том, кто является главным финном в истории «королевских гонок».

Фишка

Кими очень популярен у азиатских фанатов «Ф-1».

Главные акции

Написать о фишке перед упоминанием главных акций мы решили не просто так. Ведь красочнее всего Райкконена поддерживают именно в Азии. Вот что произошло на Гран-при Китая во время парада пилотов в 2012-м.

Смотреть на YouTube

Ничего особенного, правда? Но в Китае лучше всего умеют учиться. Вот что в том же месте было устроено спустя два года.

Смотреть на YouTube

Но самую крутую Кими-акцию в истории (по крайней мере, по смыслу) организовали именно финские фанаты Райкконена. Вот что произошло в 2016-м на Хунгароринге.

Смотреть на YouTube

Макс Ферстаппен (Нидерланды)

Фото: © Clive Mason / Staff / Getty Images Sport / Gettyimages.ru

Дебют в «Ф-1»: 2015 год

Количество титулов: 0 (пока)

Выступал за: «Торо Россо» и «Ред Булл»

Текущая команда: «Ред Булл»

Благодаря Максу мы поняли, что голландские болельщики всегда хотели зажигать на «Формуле». Но во времена его отца Йоса такой возможности у них не было. Именно Ферстаппен-младший привел на трибуны автодромов великую оранжевую армаду.

Если слухи подтвердятся, и в календарь «королевских гонок» вернется Гран-при Нидерландов (проводился на автодроме Зандворт в 1948–1985 годах), то фанаты Макса как минимум там смогут бросить вызов тифози «Феррари». Пока же ярче всего оранжевые зажигают в Спа и Австрии.

Главные акции

Танцы на трибунах во время Гран-при Австрии-2018.

Смотреть на YouTube

Ну, и куда без пиротехники? Похоже, для голландцев «Ф-1» стала почти что футболом.

Смотреть на YouTube

Фишка

Стилисты часто говорят: «серый — это новый черный». Благодаря фанатам Ферстаппена оранжевый может стать новым красным. Они уже сейчас не уступают тифози. И это их главная фишка.

Фото: Getty Images, twitter.com/McLarenF1, Lars Baron / Staff / Getty Images Sport / Gettyimages.ru, Clive Mason / Staff / Getty Images Sport / Gettyimages.ru

* - данные отчета SVP Motorsport, Nielsen Sports за 2017 год

Читай также: