Формула-1

«Мерседес» объявил войну «Формуле-1». Команда требует уволить судью, «укравшего» победу, а Хэмилтон грозится завершить карьеру

После проигранного сезона британская «конюшня» могла заключить тайную сделку с ФИА.

Спустя месяц после скандального завершения чемпионата «Формулы-1» споры вокруг победы Макса Ферстаппена разгорелись заново. Как стало известно британским СМИ, «Мерседес» якобы согласился не оспаривать итоги сезона в обмен на обещание международной автофедерации (ФИА) уволить Майкла Маси, судившего финальное Гран-при 2021-го. Тогда англо-немецкий коллектив посчитал действия Маси спорными и принятыми не в пользу их пилота Льюиса Хэмилтона, претендовавшего на восьмой чемпионский титул в карьере. Тем не менее сразу два протеста «Мерседеса» были отклонены еще вечером после гонки, а спустя четыре дня проигравшая сторона вовсе отказалась от дальнейших разбирательств.

Теперь же в свете новых слухов события принимают совершенно другой оборот: хранящий с 12 декабря абсолютное молчание Льюис Хэмилтон, по данным целого ряда источников, может завершить карьеру, а коллектив Тото Вольффа, похоже, решил избавиться от людей, что увели у «Мерседеса» очередную победу.

Работой Маси возмущались давно. Гонка в Абу-Даби стала пиком его некомпетентности

Майкл Маси стал главным стюардом «Формулы-1» в 2019-м, сменив на посту Чарли Уайтинга — многолетнего гоночного директора серии, который скоропостижно скончался аккурат перед открытием сезона. К тому моменту Маси проработал вместе с уважаемым в паддоке специалистом почти год, выполняя функции его зама. Причем ранее послужной список австралийца ограничивался лишь ралли и турниром Суперкаров у себя на родине. Малый опыт в «формулах» и отсутствие авторитета начали сказываться на решениях Маси с первых же Гран-при. С завидной частотой судья штрафовал одних гонщиков и прощал других за похожие нарушения.

Своего пика «хаос имени Майкла Маси» достиг в прошлом году. Допускавший грубые ошибки даже в относительно спокойных сезонах 2019-го и 2020-го арбитр начал регулярно пасовать в стрессовых моментах, которые в 2021-м Макс Ферстаппен и Льюис Хэмилтон устраивали постоянно. Поочередно оказываясь под давлением то «Ред Булла», то «Мерседеса», к развязке чемпионата Маси начал трактовать правила по одной ему известной логике. Такое поведение и привело к бесконечным пересудам по итогам финального Гран-при в Абу-Даби.

Основная суть претензий свелась к инциденту на рестарте, когда бригада стюардов под руководством Маси «убрала» машины круговых между Хэмилтоном и Ферстаппеном, тем самым оставив двух претендентов на титул один на один за круг до финиша. Столь вольное прочтение правил, которые предписывают пропускать всех круговых, а не отдельные болиды, но также позволяют дирекции гонки вносить изменения в процедуру по своему усмотрению, и стали камнем преткновения.

Неточные, а местами противоречивые формулировки регламента, не лучшая репутация судьи и высокие ставки в итоге завели ситуацию в тупик, оставив каждую из сторон при своих аргументах: «Мерседес» говорил о решениях вопреки правилам, «Ред Булл» и Майкл Маси ссылались на соревновательный дух. «Это называется автогонками», — ответил Маси Тото Вольффу, «терроризировавшему» по радиосвязи судейскую на протяжении последних кругов. Но отрезать претензии «Мерседеса» одной фразой не получилось.

«Мерседес» мог потребовать от ФИА уволить Маси, чтобы убедить Хэмилтона остаться в гонках. Льюис был готов судиться за титул

Семикратный чемпион мира Льюис Хэмилтон на удивление болезненно воспринял осечку в своем графике достижений. После подиума в Яс Марине гонщик не дал ни одного интервью, «заглушил» обычно активные соцсети и перестал появляться на публике, сделав лишь пару исключений. На данный момент о том, что происходит с Льюисом, СМИ узнают исключительно с чужих слов. Новый президент ФИА Мохаммед бин Сулайем заявил, что связался с пилотом «Мерседеса» после победы на выборах и Хэмилтон «не был на сто процентов готов что-либо обсуждать». Поэтому чиновник не стал винить англичанина за пропуск официальной церемонии награждения в Париже — обязательного к посещению мероприятия.

Подробнее других о первых днях Льюиса после Гран-при Абу-Даби рассказал его шеф Тото Вольфф. Из разговора Вольффа с изданием Motorsport следует, что Хэмилтон сохранял надежду бороться за восьмой титул в том числе через суд.

«Последние дни мы провели в диалоге с ФИА, Льюисом, Олой (Каллениусом — главой концерна «Даймлер». — «Матч ТВ») и его коллегами, чтобы найти верное решение. Мы раз за разом выбирали между тем, чтобы пойти с апелляцией, и тем, чтобы отказаться, несмотря на весь гнев», — рассказывал после финала сезона босс конюшни «Мерседеса».

Тогда же Вольфф заявил, что не гарантирует возвращение Хэмилтона после зимнего перерыва: «Он никогда не преодолеет боль и горе, причиненные в воскресенье (день гонки. — «Матч ТВ»). Это невозможно». Судейство Майкла Маси руководитель сравнил с «грабежом», пообещав «призвать ФИА к ответу», если процесс принятия решений не станет более отлаженным.

И, похоже, что за словами Вольффа последовали реальные действия. Нынешнее положение дел в стане «Мерседеса» объяснили журналисты авторитетного Sky Sports (главного телевещателя «Формулы-1». — «Матч ТВ»): по их данным, Льюис Хэмилтон завершит карьеру, если не увидит изменений в действиях ФИА, которые перестали вызывать у него доверие. Ключевым здесь станет инициированное новым президентом федерации бин Сулайемом расследование скандального Гран-при Абу-Даби-2021. В качестве ответчика уже приглашен Майкл Маси, а итоги разбирательств будут представлены на заседании Всемирного совета ФИА 3 февраля.

Согласно утверждениям высокопоставленных источников BBC, чиновники автомобильной федерации могли заключить с «Мерседесом» сделку еще в декабре, пообещав уволить Маси в обмен на отказ от дальнейших апелляций на результаты сезона-2021. Косвенным подтверждением этого стал опубликованный вчера список обновленной администрации ФИА. После реорганизации Майклу Маси, ранее курировавшему спортивное подразделение «формульных» серий, места в руководящем органе не нашлось:

https://twitter.com/ATRacingLine/status/1481052935576506370

Однако это еще не значит, что австралиец заодно лишится поста гоночного директора в «королевских гонках». Если верить тому же ВВС, кандидатов на эту должность у «Формулы-1» просто нет.

Неопределенность с будущим ставит под вопрос реванш Хэмилтона в новом сезоне

«Мерседес», который никак не дает погасить тлеющий уже месяц конфликт, преследует сразу две цели. Во-первых, «трехлучевые» отстаивают образ непобедимой команды, сломить которую, по мнению Тото Вольффа, может лишь нечестная игра. Во-вторых, самый богатый и влиятельный участник «Формулы-1» наших дней решил наглядно показать, что бывает, когда играют не в его пользу. Поэтому отстранение того же Майкла Маси от гонок имеет для «Мерседеса» вполне себе четкий смысл.

Неясной остается только мотивация Льюиса Хэмилтона. Мысли о завершении карьеры после первого за пять лет поражения не вяжутся с образом несокрушимого чемпиона, к коему англичанин успел приучить целое поколение болельщиков. В случае если Льюис действительно не найдет поводов продолжать гоняться, «Мерседес» окажется в еще в большем цейтноте, чем после внезапного ухода Нико Росберга в 2016-м. Искать замену своему лидеру придется за несколько недель до первых тестов в Барселоне, намеченных на 23 февраля.

Нико Хюлкенберг / Фото: © Bryn Lennon / Staff / Getty Images Sport / Gettyimages.ru

Профильные издания уже успели пофантазировать насчет возможного преемника, предположив возвращение в «Мерседес» Вальттери Боттаса либо заслуженный шанс для чемпионов «Формулы-2» Ника де Вриса и Оскара Пиастри. Однако с учетом смены технического регламента наиболее предпочтительным вариантом кажется Нико Хюлькенберг. Бывший долгожитель «Рено» и нынешний резервист «Астон Мартина» является единственным свободным гонщиком на рынке с опытом управления новой техникой (пускай и на симуляторе).

Если же Хэмилтон соберется отработать оставшиеся по контракту два года, то ему вряд ли стоит ждать легкого сезона. Кроме незнакомой машины и амбициозного Джорджа Расселла в напарниках Льюису придется подходить к старту не в лучшей моральной форме. Потрясение от поражения Ферстаппену вкупе с бесполезными усилиями добиться справедливости не могли не сказаться на психологии лидера «Мерседеса», который никак не может отойти от одного неудачного дня.

Читайте также:

Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.