Формула-1

Трасса на парковке отеля и смертельно опасное шоссе. Экзотические туры «Формулы-1»

Страны и автодромы, где «королевские гонки» не прижились.

2020 год принес автоспорту немало сюрпризов, и дело даже не в весеннем появлении повсеместных виртуальных гонок. Из-за пандемии «Формуле-1» в срочном порядке пришлось корректировать календарь, в новую версию которого попали либо дебютирующие трассы, либо не прижившиеся по разным причинам. Одним из таких автодромов стал ушедший в 2012-м из-за финансовых проблем «Истанбул Парк», куда «Ф-1» вернется уже в грядущие выходные.

https://twitter.com/F1/status/1324663616189157376

Более подробно о Гран-при Турции мы расскажем перед стартом уик-энда, а пока вспоминаем другие экзотические точки на карте мира, где «королевские гонки» побывали лишь проездом.

Индия (2011 — 2013)

Гран-при Индии проходил всего три раза и запомнился доминированием Себастьяна Феттеля. Четырехкратный чемпион мира здесь всегда стартовал с поула и ни разу не проигрывал — более того, в 2013-м на международном автодроме Будды немец даже оформил свой последний на текущий момент титул. 

Однако на этом индийская сказка для Феттеля закончилась — несмотря на пятилетний контракт, в 2014-м до гоночного уик-энда дело не дошло. Его перенесли на следующий сезон, но провести так и не смогли. Всему виной бюрократия, система налогообложения, принятая в Индии, и финансовые проблемы у промоутера этапа — Jaypee Group.

Корея (2010 — 2013)

Не самая лучшая конфигурация и удаленность от близлежащих городов (организаторы планировали построить свой собственный «городок» вокруг трека — с магазинами, отелями и ресторанами, но не успели воплотить эту идею в жизнь) позволили провести лишь четыре уик-энда в Стране утренней свежести. Была и еще одна большая проблема — пит-лейн. Заезд в боксы располагался прямо на выходе из последнего поворота, проходившегося пилотами на скорости в 240 км/ч. Чтобы попасть в боксы, гонщикам приходилось резко замедляться и подвергать опасности движущихся позади коллег. К тому же из-за стены, которую огибал вираж, поворот становился слепым. Ко второму Гран-при в 2011 году эту стену отодвинули и тем самым повысили видимость. Не менее проблемным был и выезд — он выходил прямо на внешнюю линию первого практически 90-градусного левого поворота. Такая конфигурация создавала не менее опасные ситуации — например, на мокрой трассе в 2011-м именно в этом месте столкнулись Нико Росберг и Хайме Альгерсуари. Немец не успел затормозить при входе в вираж и буквально проскользил в возвращавшегося на трассу испанца. Проблему решили только к 2013-му, продлив выезд из пит-лейна до второго поворота.

В 2014-м корейский этап исчез из календаря «Формулы-1» и больше там не появлялся. Как позже рассказывал бывший руководитель серии Берни Экклстоун, промоутеры Гран-при сами не были заинтересованы в его проведении из-за низкой популярности.

«Фудзи» (1976 — 1977; 2007 — 2008)

Несмотря на свою легендарность, трасса «Фудзи Спидвей» приняла у себя только четыре Гран-при, включая самую первую гонку «Ф-1» в Японии. Если дождевой заезд 1976-го запомнился титулом Джеймса Ханта и отказом Ники Лауды, ранее в том сезоне получившего практически смертельные ожоги во время этапа в Германии, ехать в таких опасных условиях, то Гран-при 1977-го не мог похвастаться тем же. Победу Ханта затмила гибель маршала и фотографа из-за столкновения Ронни Петтерссона и Жиля Вильнева. Это трагическое событие и желание «Формулы-1» перебросить японский уик-энд на «Судзуку» лишили «Фудзи» возможности принимать Гран-при в следующем сезоне. 

«Королевские гонки» вернутся сюда только через 30 лет, причем пилоты проедут уже по измененной конфигурации трека — вместо затяжного дугообразного поворота несколько новых виражей. Сильный дождь вновь превратит заезд в хаос, однако это не поможет автодрому остаться в календаре «Ф-1». На 2009-й было принято решение перенести гонку на «Судзуку» и чередовать эти две трассы между собой ежегодно. Однако сезоном спустя экономический кризис сильно ударил по Японии, и «Тойота», владеющая автодромом «Фудзи», решила больше не проводить заезды «Формулы-1».

Лас-Вегас (1981 — 1982)

Он попал в календарь «Формулы-1» практически случайно. Сезон 1981-го должен был как обычно завершиться в Уоткенс-Глен, однако организаторы не успели внести депозит в 800 долларов США и лишились возможности проводить Гран-при. Нужно было в кратчайшие сроки найти альтернативу, и ей стала гонка на парковке отеля Caesars Palace. Однако трек пилотам особо не понравился — пыльная, однообразная приземистая трасса со множеством медленных поворотов и короткими прямыми не вызывала восторга. Тем не менее заезды там выходили не такие уж плохие, и «Ф-1» вернулась сюда на следующий сезон. Гонщикам приходилось бороться с сильным износом шин и большой нагрузкой на шею. В 1981-м в Лас-Вегасе в последний раз в своей карьере выиграл Алан Джонс, а годом позже первую из трех будущих побед одержал Микеле Альборето.

https://twitter.com/MSI_Images/status/920283439873560576?s=20

Так или иначе, Лас-Вегасу пришлось исчезнуть из календаря «Формулы-1» — он собирал слишком мало болельщиков на трибунах, а этап 1981-го и вовсе был убыточным для отеля. Зато эта гонка определенно вошла в историю — как минимум из-за того, что впервые в истории чемпионатов мира одна страна принимала Гран-при на трех разных трассах: Лонг-Бич, Детройт и Лас-Вегас.

Берлин (1959)

Берлинская трасса АФУС — единственная в своем роде. Она состояла из двух девятикилометровых прямых и двух поворотов с бешеным бэнкингом в 43 градуса. Для сравнения: у «Дэйтоны» бэнкинг — 31 градус, а у «Индианаполиса» и вовсе 11. Строительство автодрома началось в начале XX века, а закончилось только после Первой мировой войны. Первые заезды здесь прошли уже в 1921-м, а когда гонки не проводились, то «Дорогу для автомобильного движения и испытаний» (Automobil Verkehrs und Ubungs-Strasse — AVUS) использовали по назначению — в качестве шоссе. 

https://twitter.com/FIAFormulaE/status/598860656885047296?s=20

«Формула-1» приехала сюда лишь однажды, и заезд получился довольно необычным из-за непривычного для серии формата из двух частей. Вынужденная запланированная пауза нужна была для смены шин — из-за сильной нагрузки на скоростной трассе они быстро изнашивались. Уик-энд омрачила ужасная гибель пилота спорткаров Жана Бера — его автомобиль вылетел за пределы бэнкинга (там не было никаких ограждений), гонщик выпал из кокпита и ударился о стоявший там флагшток.

«Ф-1» больше сюда не вернулась — трек был небезопасным, а его конфигурация откровенно скучной. Более того, после 1961-го вовсе запретили проводить гонки на трассах с бэнкингом. Саму же «стену смерти» АФУСа убрали только в 1967-м, а после «королевы автоспорта» туда приезжали только ДТМ и «Формула-3». 

Гран-при Турции пройдет 13–15 ноября и будет в полном объеме показан на ТК «Матч ТВ» и matchtv.ru.

Читайте также: